Обзор ДК: Складские комплексы

эксперты Максим Жучков директор компании «Сибирский грузовой терминал» (Новосибирск) Михаил Климович коммерческий директор компании «STK Логистика Красноярск» Алена Лещова менеджер договорн

По оценке экспертов, красноярский рынок складской недвижимости развит очень слабо. В городе до сих пор нет ни одного складского терминала класса А. Однако аналитики прогнозируют, что уже в следующем году ситуация изменится: активный интерес к рынку начали проявлять федеральные логистические компании и местные инвесторы.

эксперты
Максим Жучков
директор компании «Сибирский грузовой терминал» (Новосибирск)
Михаил Климович
коммерческий директор компании «STK Логистика Красноярск»
Алена Лещова
менеджер договорного отдела группы компаний «Крис»
Валерий Лукиных
генеральный директор Сибирского отделения международного центра логистики
Наталья Полухина
директор по связям с общественностью компании «Евразия логистикс» (Москва)
Александр Хаткевич
начальник департамента коммерческой недвижимости риэлторской компании «Аревера»
Валерий Яковлев
директор по развитию логистической компании «Ленком»

По словам начальника департамента коммерческой недвижимости риэлторской компании «Аревера» АЛЕКСАНДРА ХАТКЕВИЧА, дефицита на складскую недвижимость в Красноярске нет, но при этом спрос на нее превышает предложение. «Дело в том, что у заказчиков выросли требования к складам. Сегодня им требуется не просто помещение для хранения, а полноценное складское предложение, соответствующее определенным стандартам», — пояснил г-н Хаткевич. Эксперт отмечает, что рынок оказался не готов к новым запросам потребителей. «В Красноярске нет складов класса А и практически невозможно арендовать склад класса В. В складах категорий С и D недостатка нет, однако в связи с большим износом они все чаще не устраивают заказчиков», — утверждает г-н Хаткевич. По словам эксперта, «искусственный» дефицит привел к удорожанию складских площадей. За год цена них поднялась на 15%.

Красноярские компании предпочитают брать склады в аренду  
Как утверждает генеральный директор Сибирского отделения Международного логистического центра ВАЛЕРИЙ ЛУКИНЫХ, складское предложение на красноярском рынке делится на два типа: сдачу склада в аренду и оказание складских услуг на собственных площадях. «Сдачу в аренду, на мой взгляд, не стоит даже относить к бизнес-услугам. Этим занимается подавляющее большинство компаний на мест- ном рынке. Что касается услуги ответственного хранения, то компании, которые ее предоставляют, можно пересчитать по пальцам: ОАО «РЖД», «КрасЭйр», «Хладко», «Ленком» и «Крайпотребсоюз». Иными словами, логистических компаний в нашем городе очень мало», — утверждает г-н Лукиных.

По оценке директора по развитию логистической компании «Ленком» ВАЛЕРИЯ ЯКОВЛЕВА, общая площадь складских площадей компаний-лидеров в Красноярске составляет около 100 тыс. кв. м. Совокупную площадь всех красноярских складов эксперт определить затруднился. «Думаю, что она не менее 200 тысяч квадратных метров», — полагает г-н Яковлев.
Валерий Лукиных: «По моим оценкам, Красноярску нужно порядка 200-250 тыс. кв. м складских помещений класса А. Это перекроет потребность рынка в складских услугах».

Эксперты утверждают, что услуга ответственного хранения сегодня очень слабо востребована на красноярском рынке. По словам коммерческого директора компании «STK Логистика Красноярск» МИХАИЛА КЛИМОВИЧА, красноярский бизнес пытается работать «по старинке», предпочитая брать склады в аренду и самостоятельно обслуживать их. «Не все могут правильно подсчитать расходы на логистику. Как правило, не учитывается то, что, покупая или арендуя склад, компания должна создать у себя новое подразделение для обслуживания склада. Это связано с большими расходами, к чему компания зачастую бывает не готова. Я лично еще ни разу не встречал предприятия с нормально выстроенной внутренней логистикой», — утверждает г-н Климович.
Однако эксперт признает, что услуга ответственного хранения выгодна только крупным компаниям, с большим товарооборотом, в то время как мелким убоднее все же арендовать помещения. «Дело в том, что расценки на услуги складских терминалов существенно выше, чем арендная плата за складские площади. Например, в Красноярске сегодня можно снять теплый склад за 250-300 руб. за 1 квадратный метр (причем это достаточно дорого для местного рынка). На складском терминале цена 1 паллетаместа (примерно 1 кв. м) будет стоить 400-450 рублей», — говорит г-н Климович.
 
Валерий Яковлев также признает, что за услугами «ленкомовского» склада класса В+ (единственного в городе на открытом рынке) очередь из клиентов не выстраивается. «Услуга ответственного хранения сегодня не востребована даже в складах класса С», — утверждает г-н Яковлев. По его словам, не только местные, но и федеральные компании не испытывают необходимости в данном предложении. «Большинство федеральных производителей имеют в регионах своих дистрибьюторов, на которых полностью ложится ответственность за размещение и хранение товара. Что касается сетевых, то у них обработка грузов централизована и осуществляется через распределительные складские центры, основные из которых размещены в Москве, Екатеринбурге и Новосибирске. Поэтому в Красноярске сетевикам нет необходимости ни строить свои склады, ни пользоваться услугами местных операторов», — пояснил г-н Яковлев.
За склад класса А нужно выложить $3 млн
Слабый спрос на высокотехнологичное складское предложение отпугивает потенциальных инвесторов. По словам менеджера договорного отдела группы компаний «Крис» АЛЕНЫ ЛЕЩОВОЙ, красноярские инвесторы интересуются рынком складской недвижимости, однако вкладывать в него средства пока не рискуют. «Наша компания занимается разработкой технологических проектов и установкой инженерных систем в складские терминалы. В прошлом году мы сделали проект склада для одной из красноярских компаний, однако она пока что не спешит его реализовывать. Дело в том, что рынок складской недвижимости совершенно неизвестен красноярским предпринимателям, они не знают, когда окупятся их инвестиции», — пояснила г-жа Лещова.

По словам Михаила Климовича, вложения в складскую недвижимость, действительно, связаны с финансовыми рисками. «Окупаемость складских помещений составляет в среднем от 7 лет и больше. При этом стоимость одного квадратного метра высокотехнологичного склада высотой от 12 метров начинается от 15 тысяч рублей без учета оборудования», — утверждает г-н Климович.
 
Валерий Яковлев добавляет, что при нынешней рыночной ситуации срок окупаемости склада может затянуться и на все 15-20 лет.
По оценке Валерия Лукиных, инвестиции в склад класса А или В площадью 5-7 тыс. кв. м составят около 20 млн руб. при условии, что помещение будет реконструировано. Склад, построенный с нуля, обойдется в 10 раз дороже. «За 200 миллионов рублей можно построить высокотехнологичный склад площадью 7-10 тысяч квадратных метров. Срок его окупаемости составит 2-3 года», — утверждает г-н Лукиных. Эксперт уверен, что красноярские компании недооценивают выгоду инвестиций в складскую недвижимость. «Дело в том, что наш рынок еще не исчерпал тех ресурсов, на которых у нас традиционно зарабатываются деньги — тот же ритейл и дистрибуция. Кроме того, существует расхожее мнение о том, что склады — это невыгодный бизнес. На самом деле это не так. Возьмите тот же Новосибирск: за 8 лет там появилось 6 складских терминалов, еще 5 планируется построить», — утверждает г-н Лукиных.
Федералы готовятся атаковать местный рынок  
Однако не только местные, но и федеральные логистические компании не спешат «обживать» Красноярск. Если в соседнем Новосибирске уже присутствуют такие крупные игроки, как «Русская логистическая служба», «Национальная логистическая компания» и «Таблоджикс», то в Красноярск они пока не заходят. Эксперты объясняют такую ситуацию небольшой емкостью местного рынка. По оценке Михаила Климовича, она сегодня составляет около 150 тыс. паллетамест. Для сравнения: емкость екатеринбургского рынка складских комлексов 700-800 тыс. паллетамест. Михаил Климович: «Безусловно, у москвичей есть планы выхода в Красноярск, однако пока они осваивают более обширные рынки. Например, тот же Новосибирск и Екатеринбург».
 
По словам директора новосибирской компании «Сибирский грузовой терминал», ждать москвичей в Красноярске осталось недолго: «Федеральные логистические службы непременно придут в Красноярск уже через год-два. В Москве сейчас очень сильно влияние иностранных девелоперов, которые пришли в Россию специально с целью инвестировать в недвижимость, в том числе складскую. Насколько мне известно, на Западе подобные инвестиции представляются достаточно перспективными, во всяком случае, в отношении Красноярска».

В компании «Евразия логистикс» «ДК» действительно подтвердили планы выхода на красноярский рынок. По словам директора по связям с общественностью «Евразия логистикс» НАТАЛЬИ ПОЛУХИНОЙ, компания появится в Красноярске уже в 2008 году.
«В наши ближайшие планы входит строительство в Красноярске индустриального парка со складской площадью не менее 100 тыс. кв. м. Реализация проекта запланирована на период с 2008-го по 2009 год. Это задача минимум. Не исключено, что позднее мы увеличим объемы застройки», — заявила г-жа Полухина.

По словам Алены Лещовой, о намерении прийти в Красноярск заявляют и другие федеральные логистические компании, в частности, «Smart Logistic Group», которая планирует появиться здесь в 2009 году. «Кроме того, на нас постоянно выходят московские консалтинговые и девелоперские компании с заказами анализа местного рынка складской недвижимости», — утверждает г-жа Лещова.
Потребность рынка в складах класса А будет перекрыта через три года  
Эксперты прогнозируют, что перемены на рынке складской недвижимости начнутся в следующем году. Алена Лещова: «Время, когда под складом подразумевалось просто помещение для хранения, уходит. К складам предъявляются новые требования со стороны заказчиков и дистрибьюторов. Идет активная тенденция к сокращению издержек на складировании и складской обработке груза». По мнению г-жи Лещовой, многое будет зависеть от того, как сработает «STK Логистика Красноярск», планирующая к концу текущего года запустить первый на открытом рынке Красноярска склад класса А (см. «ДК» № 25 (79) от 9 июля). «Местные инвесторы сегодня в некотором роде ждут «дебюта» этой компании. Думаю, что уже в середине следующего года склады на открытом рынке начнут строить и другие компании», — отмечает Алена Лещова.

«Ленком» уже заявил о том, что тоже намерен построить в Красноярске склад «премиального» класса. Валерий Яковлев: «Строительство, скорее всего, начнется уже весной. Площадь склада составит 13 тысяч квадратных метров, высота — 12-14 метров. Планируемая вместимость — порядка 30 тысяч паллетамест». «По моим сведениям, в настоящее время склады класса А проектируют как минимум три местных компании», — утверждает г-н Лукиных.
 
По прогнозам Михаила Климовича, в ближайшие три года в Красноярске появятся три-четыре складских комплекса площадью от 10 до 25 тыс. паллетамест. «Думаю, тем самым потребности местного рынка в высокотехнологичном складском предложении будут перекрыты», — уверен г-н Климович.
Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
  • «Проблема серьезная». Гражданам РФ рекомендовано отказаться от услуг Turkish Airlines«Проблема серьезная». Гражданам РФ рекомендовано отказаться от услуг Turkish Airlines
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.