Красноярский ритейл будет вынужден работать над собой
В 2012 г. в условиях обострившейся конкуренции, прихода в город международных игроков, ритейлеры развернули активную деятельность: расширяли сети, строили торговые комплексы, запускали новые проекты.
В текущем году розничный рынок Красноярска рос ускоренными темпами, в том числе за счет роста потребления. По данным Красноярскстата, за 9 мес. текущего года красноярцы купили у товаров на 183,6 млрд. руб., это на 17,7% больше соответствующего периода предыдущего года.
Практически все ведущие игроки красноярского продритейла сделали ставку на развитие имеющихся проектов. «Командор» прирос на десять новых магазинов, «Красный яр» на восемь. Эти торговые сети также открывали новые точки в других городах края и Хакасии. Сеть супермаркетов Rosa, которая запустила в Красноярске первые два магазина в конце 2011 г., в текущем году открыла еще два супермаркета и специализированную аптеку под одноименным брендом. Проект Андрея Козикова – павильоны «Чистые луга» за год вырос еще на 8 магазинов. Сейчас сеть насчитывает 43 торговые точки.
Тем временем, международные и федеральные игроки тоже не сидели сложа руки. 5 декабря на правом берегу Красноярска открылся второй в городе гипермаркет международной компании «МЕТРО Кэш энд Кэрри». В следующем году анонсирован запуск гипермаркета «НАШ» в пустующем пока ТРК «Огни». На площадке будущего ТРЦ «Торговый квартал» (строительство начнется в начале 2013 г.) планирует открыться гипермаркет «Ашан».
Бурно развивался сегмент непродовольственных товаров. По данным красноярских статистиков, объем продаж непродовольственных товаров в городе за три квартала текущего года по отношению к 2011 г. увеличился на 24,7%. В начале года в Красноярске вблизи ТРЦ «Планета» открылся гипермаркет французской сети Leroy Merlin. Площадь торговой точки составила 18 тыс. кв. м, ассортимент - 40 тыс. позиций. Красноярские игроки заранее готовились к приходу международного оператора. Так, еще в августе 2011 владельцы сети магазинов «Армада» запустили гипермаркет строительных и отделочных материалов Stutze Dommer. Площадь гипермаркета — 10 тыс. кв. м, количество ассортиментных позиций — 78 тыс. Благодаря запуску нового формата ГК «Армада» сохранила позиции на рынке стройритейла. Однако в силу обострившейся конкуренции компания была вынуждена корректировать под новые рыночные условия и другие магазины сети. Так, «Армада» перестроила одну из своих точек, расположенную недалеко от Leroy Merlin, в магазин мебели.
Развивался в Красноярске и сегмент товаров для дома. Новый проект – ТК «Атмосфера дома» вывел на рынок владелец сети «Командор» Олег Сипетый. Новый комплекс был построен на правом берегу города в здании завода «Шелен». В апреле бизнесмен запустил первую очередь ТК, она составила 30 тыс. кв. м. На этой площади разместились продуктовый гипермаркет «Аллея», зона мебели с мебельным мегаполисом «Командор», интерьерный супермаркет «Нарядный дом» и др. Объем инвестиций в запуск «Атмосферы дома» составили 1,2 млрд руб. Окупить вложения г-н Сипетый планирует за 8-10 лет.
Вторая очередь ТК должна быть введена в I кв. 2013 г.
А осенью текущего компания «Мекран» открыла в Красноярске флагманский салон площадью около 300 кв. м, в котором запустила торговлю мебелью премиум-сегмента собственного производства.
Эксперты
Бурного роста в 2013 г. ожидать не стоит
Константин Сенченко, президент ГК «Армада»
- Не вижу глобальных предпосылок для роста потребления в 2013 г. Темпы экономического развития России замедляются, и это отразится на всех отраслях, в том числе и на развитии красноярском ритейла. Ожидаемый рост в будущем году будет умеренным, а может даже минимальным - 5-7% - по отношению к 2012 г. Главные риски для отрасли я вижу в приходе в город крупных федеральных и международных компаний. Количество игроков на рынке растет, недавно запустили новое «Метро», в 2013 г. в Красноярске планируется открытие гипермаркета «Ашан» и др. Стоит ожидать серьезного передела рынка. Преуспеет тот, кто уже сейчас занимается оптимизацией своих бизнес-процессов. Думаю, что у красноярских компаний есть ниши для роста и время, чтобы увеличить свою конкурентоспособность перед федеральными игроками. Местные компании, которые найдут в себе скрытые резервы, смогут успешно работать на красноярском рынке и в новых условиях. Остальным придется тяжело.
Риски будет нивелировать развитие сервиса
Татьяна Павловская, генеральный директор сети гастрономов «Красный Яр»
- Принципиальное отличие 2013 г. от предыдущих лет видится в том, что заметного роста только за счёт открытия новых магазинов добиться будет сложно. Это прогнозируемое явление, поэтому лидеры сконцентрируются на выстраивании внутренних бизнес-процессов. Прежде всего, это развитие недостаточно представленных в красноярских «магазинах у дома» товарных категорий: охлаждённых мяса и рыбы, овощей и фруктов, готовых блюд собственного производства. По объективным причинам покупателя в этих продуктах интересует качество и свежесть – и крайне важно, чтобы охлаждённая и растительная продукция поставлялись на полки магазинов напрямую от производителя, с минимумом временных затрат.
Ещё одно ключевое направление в развитии – сервис. Покупатель оценивает магазин не только по среднему уровню цен и качеству продуктов: ему необходима располагающая к покупке атмосфера, комфорт. Прогрессивная торговая компания не может игнорировать или недооценивать современные стандарты обслуживания, формирующиеся в ходе эволюции взаимоотношений с покупателем. Осознание важности развития этих направлений и планомерная работа позволят в 2013 г. нивелировать главный риск – выбор покупателем услуг конкурирующей компании.