Представители российских экологических организаций, два дня работавшие на месте разлива дизтоплива на реке Амбарная, опубликовали совместное заявление с оценкой ситуации.
Экологи называют предположительной причиной разлива топлива просадку бетонной площадки, на которой установлен резервуар, в результате подвижности грунтов. В то же время они отмечают, что версию влияния климатических изменений необходимо проверить с привлечением ведущих профильных российских и зарубежных экспертов. Экологи указывают, что «позиция Управления МЧС РФ по Красноярскому краю об отсутствии оперативной информации о произошедшей аварии вызывает определенные вопросы». Однако «эффективность, оперативность и профессионализм МЧС РФ не вызывает сомнений и была многократно продемонстрирована при ликвидации самых сложных чрезвычайных ситуаций России».
Сейчас аварийно-спасательные работы по ликвидации экологических последствий на реке Амбарная ведут специалисты отряда спасателей Морречфлота (входит в структуру Минтранса РФ, 15 специалистов из Мурманска и Санкт-Петербурга) и сотрудники ГМК «Норильский никель».
«Представители Управления МЧС по Красноярскому краю по состоянию на 4 июня 2020 года в лагере спасателей на реке Амбарная отсутствовали», - сказано в заявлении. В то же время представители экологических организаций отмечают открытость и готовность к диалогу со стороны ГМК «Норильский никель», который обеспечил доступ на объекты ТЭЦ 3 и спасательный лагерь на реке Амбарная, а также предоставил весь объем документации, касающейся произошедшей аварии.
С 1 июня 2020 года силами спасателей на реке Амбарная были установлены 7 уровней боновых ограждений, при ликвидации разлива используется механический метод (сбор дизельного топлива с поверхности воды). За 1 рабочую смену (12 часов) собирается около 30 тонн нефтепродукта, за сутки – 60 тонн. Работы ведутся круглосуточно. По оценкам экспертов примерно 50% объема разлитого дизельного топлива попало в водоемы (приблизительно 10 тыс. тонн), и для его сбора по данным спасателей потребуется 14 дней. Но при существующих темпах сбора, потребуется не 2 недели, как утверждают власти, а примерно 160 дней (23 недели или около 6 месяцев).
Имеются системные проблемы, связанные с отсутствием необходимого количества емкостей и организацией транспортировки собранного топлива в Норильск для его дальнейшей утилизации. Реализация предложения о термическом обезвреживании (сжигании) такого объема топлива неизбежно приведет к дополнительным негативным экологическим последствиям для региона», - заявляют экологи.
Авторы заявления обращаются к российским природоохранным организациям и Общероссийскому народному фронту с инициативой об организации волонтерского штаба для скорейшей ликвидации экологических последствий аварии. По их мнению, спасателям остро необходима помощь добровольцев в хозяйственной работе по разгрузке и погрузке емкостей, прямо не связанной со сбором нефтепродуктов с поверхности реки.
Александр Закондырин, лидер общественного экологического движения «Альянс Зеленых», Андрей Нагибин, руководитель общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» и Сергей Шахматов, исполнительный директор открытой экологической платформы «Российские Зелёные», считают, что после завершения первого этапа работ по ликвидации последствий аварии должна быть организована работа по детальной оценке нанесенного ущерба окружающей среде и биоразнообразию района загрязнения.
В дальнейшем необходимо провести системную реабилитацию всей пострадавшей экосистемы Таймыра с использованием наилучших доступных технологий и успешных экологических практик. Научное и экспертное сопровождение природоохранных проектов целесообразно поручить ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт». Общественный контроль за реализацией проектов реабилитации экосистемы может быть осуществлен силами общественных и природоохранных организаций Норильска, Красноярского края и Российской Федерации», - считают экологи.
Читайте также: Северный разлив: о причинах и последствиях топливного инцидента в Норильске