Меню

Андрей Пашнин: Главная проблема театра — поиск героя нашего времени

Иллюстрация: предоставлено пресс-службой фестиваля «Театральная Весна»

О самых сложных решениях «Театральной Весны» и уникальности территориальных театров — в разговоре с Андреем Пашниным, заслуженным артистом РФ, председателем красноярского Союза театральных деятелей.

В марте в Красноярске объявили итоги регионального фестиваля «Театральная Весна» — события, которое объединяет театры со всего края. В этом году победителей объявили более чем в 20 номинациях. О том, с какими сложностями столкнулись эксперты жюри, способны ли театры малых городов полноценно конкурировать с представителями столицы региона, и как изменилась культурная повестка, «Деловой квартал» побеседовал с Андреем Пашниным — председателем красноярского Союза театральных деятелей, основателем «Отдельного театра» и членом жюри фестиваля «Театральная Весна».

В каких номинациях сложнее всего было принять решение о победителе в этой «Театральной Весне»?

— Сложность состояла лишь в том, кому отдать главную номинацию «Лучший спектакль музыкального жанра». И традиционная «Бесприданница» Красноярского театра оперы и балета, и мюзикл «Орел и ворон» Музыкального театра того были достойны в полной мере. В итоге одним голосом победил «Орел и ворон». Разногласия возникли и в том, кому отдать «Лучшую режиссуру» и «Лучший драматический спектакль» — «Евгению Онегину» КТЮЗа или «Коварству и любви» театра Пушкина. Случилось так, как случилось. Будь наоборот — это не изменило бы сути. И та и другая постановки очень высокого уровня.

Одинаковы ли стартовые условия театров малых городов и театров краевой столицы?

— С точки зрения бюджета и технической оснащенности им трудно конкурировать с большими формами главных театров Красноярска, но это удалось. Уже традиционно произвел впечатление Лесосибирский театр «Поиск»: не случайно номинация «Лучшая женская роль» досталась именно им. Замечательную сказку «О старике и Золотой рыбке» привез Канский драматический театр — глубокая добротная работа режиссера Анастасии Неупокоевой. Мотыгинский театр показал прекрасную историю — современную, живую, остроумную. Минусинск, Ачинск — не интересных, проходных спектаклей не было.

В чем была уникальность фестиваля в этом году?

— В этом и была: театры малых городов практически ни в чем не уступили краевой столице. Сильная режиссура, хорошая актерская игра, смелость и целеустремленность, и результат налицо — достойнейшие спектакли.

Каков сейчас театральный уровень региона с точки зрения игроков рынка — самих театров и артистов?

— «Игроки рынка» — это слишком! Театр и рынок та еще совместимость... Скажу лишь, что Сибирь, Урал, Дальний Восток — сейчас все это условно. Есть российское театральное пространство, где все и всё на виду. И наш регион в этой театральной картине занимает достойное место, он более чем заметен.

Обязательны ли большие бюджеты, чтобы создать спектакль, который запомнится и сможет принести театру победу?

— Некоторые думают так. Но это далеко не главное. Иногда в желании преуспеть в поиске одобрения критиков и искусствоведов мы забываем, для кого работаем. Без признания и успеха у зрителей нарушается сама суть и смысл театрального дела.

В основном именно «самодеятели» становятся законодателями экспериментальной моды и только после этого экспериментальные форматы заходят в гостеатры — есть ли вероятность, что они перехватят инициативу?

— «Самодеятели» это про независимые, частные театры? Когда ты на самоокупаемости, тебе порой не до экспериментов, рискованное это дело.

Что же касается театра вообще, то он всегда в поиске новых форм. Его всегда качает то вправо — традиционное, то влево — экспериментальное. Так качнет иногда, что хочется умыться и вернуться немедленно к истокам, к простому. Но театр не должен, да и не сможет оставаться в стороне.

Это часть общества с правом голоса, с возможностью высказываться. Он публичен. Он влияет, воспитывает, а значит, и несет ответственность.

Иллюстрация: vk.com/teatrpashnina

В чем заключается эта ответственность сегодня?

— Что бы мы ни говорили — это всегда демонстрация нашей позиции.

Нейтральности не существует, но при этом все острее становится вопрос: «Кто герой нашего времени?». Какой он? С кого брать пример? Что хорошо для него, что плохо? Эти вопросы звучат в любом спектакле, произведении, выступлении — таковы реалии сегодняшнего дня.

Но и других тем для диалога со зрителем всегда найдется не мало: любовь, предательство, жадность, родина. Театр — дело живое, без дублей и посредников. А это всегда будет в цене.

А что насчет зрителя — каким он становится?

— Зритель разный. Каждый в театре ищет свое. Кто-то приходит улыбнуться и отвлечься от жизни нелегкой и это тоже правильно. Кто-то подумать, посопереживать, найти ответы на вопросы.

В любом случае, выходя из театра, ты становишься чуть другим, чуть добрее, и никогда наоборот.

Если мы говорим о том, что искусство — инвестиция в человечность, то необходимо учитывать и то, что инвестиции работают только в перспективе.

Есть ли у нас это время?

— Время всегда есть и времени всегда нет. Всегда все хочется побыстрее и сразу, но так не бывает, это бесконечный процесс. Человек ой как давно живет на Земле — и что? Мы так и не стали совершенными. И не станем никогда — скорее наоборот. Но стремиться к этому нужно.

Читайте далее:

День победы, спектакли и книжный фестиваль: программа событий в Красноярске 3…12 мая

Встречи с известными писателями, программа Дня Победы, пасхальные посиделки, семейный фестиваль регби, а также выставки и спектакли — главные события предстоящей недели в афише DK.RU.

Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла»

О мультижанровых и междисциплинарных проектах в современном театре, летних премьерах, возрождении фестиваля «ДНК» и факторе коммерческого успеха — в интервью главного режиссера «Пушки» DK.RU.

Красноярский театр завоевал главный приз на фестивале «Арлекино» и выиграл 1 млн рублей

Спектакль «Евгений Онегин» Красноярского театра юного зрителя завоевал главный приз XXI Всероссийского фестиваля «Арлекин» театрального искусства для детей, сообщает театр в своем Telegram-канале.

Спектакли красноярской Пушки покажут на фестивалях в Самаре и Санкт-Петербурге

Драмтеатр имени Пушкина пригласили к участию во Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» в Самаре и театральном фестивале LOFT в Санкт-Петербурге.

Спектакли театра на Таганке и МХАТа пройдут в Красноярске: покупаем билеты?

Летом покажут постановки Театра на Таганке, Малого театра и МХАТа имени Горького. Продажа билетов на часть спектаклей уже открыта — рассказываем, места на какие из них доступны.

Теннисистка Мирра Андреева и балерина Елена Свинко из Красноярска вошли в рейтинг Forbes

Девушек внесли в лонг-лист рейтинга Forbes «30 до 30». Сейчас на сайте ежегодного рейтинга идет голосование за персон, которых включат в шорт-лист.