Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла»
О мультижанровых и междисциплинарных проектах в современном театре, летних премьерах, возрождении фестиваля «ДНК» и факторе коммерческого успеха — в интервью главного режиссера «Пушки» DK.RU.
Искусство чутко реагирует на социальные изменения и трансформацию запросов общества. Как актуальные обстоятельства отражаются на современном театре, почему режиссеры стремятся к слиянию жанров, и какие эксперименты оправданны? Об этом мы говорим с Олегом Рыбкиным, главным режиссером Красноярского драматического театра имени Пушкина.
«Коварство и любовь» стал одним из самых титулованных спектаклей фестиваля «Театральная весна»: что обеспечило ему такой успех у экспертов? И насколько он востребован зрителями?
— Когда создаешь спектакль, вообще не думаешь, каким образом его оценят — ты просто делаешь то, что у тебя получается вместе с артистами и художниками.
Но постановку действительно признали достойной работой: в рамках «Театральной весны» мы получили несколько очень важных для нас наград. Это и «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль в драматическом театре», «Лучшая мужская роль второго плана», и специальный приз фестиваля от жюри фестиваля за роль Луизы. Кроме того, «Коварство и любовь» принес нам победу в номинации «Лучшая работа режиссёра» и специальный приз Ассоциации театральных критиков. Конечно, мы рады этому успеху.
Зритель тоже очень любит этот спектакль: он динамичный, энергетически насыщенный и рассказывает о вещах, которые волнуют зрителя — это самое важное.
В конце марта в театре оперы и балета состоялась премьера «Кругосветного путешествия в мир танго» — почему вы решили присоединиться к этой постановке?
— Это авторский проект главного дирижера Красноярского театра оперы и балета Дмитрия Юровского: у него была идея, выраженная музыкально, хореографически и сценарно. А я просто помог соединить эти компоненты и добавить драматическую составляющую — историю композитора Астора Пьяццоллы, рассказанную нашим артистом Эдуардом Михненковым.
Иллюстрация: Красноярский театр оперы и балета / Евгений Корюкин
Для меня эта коллаборация с оперно-балетной структурой довольно необычный эксперимент — такого опыта в моей практике еще не было, и я с радостью познакомился с этим не совсем привычным для меня миром.
А что насчет новых проектов в вашем театре? Например, в рамках «Пушки+», если речь об экспериментах?
— Летом планируем выпустить «Ромео и Джульетта. Модель для сборки» — достаточно мультижанровое представление, которое создает режиссер Надежда Столбова. В нем будут заняты артисты разных театров, так как собираемся интегрировать в постановку балетные и вокальные номера.
Произведение «Ромео и Джульетта» воплощено во множестве форм и жанров, и разумеется, есть сама пьеса Шекспира: мы попробуем разобрать и собрать заново эту историю. Это эксперимент и с сюжетом, и с реализацией, поэтому мы делаем эту постановку на сцене «Пушка+».
Площадка для этого и создана — чтобы мы могли проверять свои идеи.
Ждать ли в этом году фестиваля «Драма. Новый код»?
— Мы проводили его девять раз, и все это время он был важным событием для региона. Для страны, наверное, тоже: «ДНК» значился в пятерке самых заметных драматургических фестивалей. Каждый проходил с обсуждениями текстов, со включенностью зрителей и критиков, и это была важная обратная связь.
Возможно, в этом году попробуем его вернуть — ориентировочно в июне. Может быть, фестиваль пройдет не в таком объеме, как обычно: не исключено, что ограничимся несколькими текстами, над поиском которых сейчас работаем. Но попытку его возрождения все же предпримем, несмотря на то, что актуальная драма сейчас в несколько замершем состоянии.
Есть ли в планах на новый театральный сезон работа с текстами современной драматургии?
— Современная драматургия сейчас довольно сложная — текстов, достойных полноценного воплощения на большой сцене, я пока не вижу. Но это не значит, что они не появятся: мы, как всегда, надеемся.
Думаю, дело в том, что сейчас среди драматургов некий период затишья. Возможно, необходимый для осмысления того, что происходит сегодня с нами.
И перенос этого опыта в слово тоже займет время, конечно.
Как сейчас преображается коммуникация театра со зрителем? И чего зрители хотят от театра сейчас?
— Это зависит от спектакля. Например, есть постановка «Ножницы», где зритель становится участником расследования, и решение о том, как оно закончится, принимается совместно с ним, поэтому в спектакле несколько вариантов финала. Та же сцена «Пушки+» предполагает более близкий контакт со зрителем, как в спектакле «Маленькие трагедии» — действие происходит буквально «на коленках» у зрителей, и от этого меняется и способ существования артистов.
А если говорить о потребностях зрителей — думаю, мог бы ответить вам словами Шекспира из пьесы «Двенадцатая ночь»: «Все ветер и дождь, и все те же комедии ставит он, и публике нужно одно и то ж». С нюансами, конечно, которые возникают в зависимости от времени и обстоятельств, но фактически люди приходят либо поплакать, либо посмеяться. Ну либо подумать, а в лучшем случае — все сразу.
В интервью «Петербургскому театральному журналу» вы говорили, что вам понравилась свобода сибирских театров — а в чём она проявляется? Кажется, с точки зрения возможностей их больше как раз в театрах Центральной России.
— В то время, когда я приехал в Сибирь, режиссеру моего возраста в Москве получить какую-либо постановку виделось чем-то невозможным. Театры были очень осторожны к молодежи. Здесь же я в 33 года стал главным режиссером одного из крупнейших театров Сибири «Красный факел» в Новосибирске. Сейчас совершенно другой мир, главными режиссерами становятся и выпускники, но тогда это было действительно гораздо большей степенью свободы.
В новосибирском «Красном факеле» вы впервые поставили пьесы, которые не шли в России — случилось ли такое в «Пушке»?
— Конечно, и не раз. На сегодня единственное такое произведение, которое идет только у нас — «Мы, герои» по пьесе французского драматурга Жан-Люка Лагарса.
Долгие годы у нас шла постановка «Алиса едет в Швейцарию»: нелегкая история об эвтаназии и том, может ли человек принять на себя функцию бога.
На сегодня это, пожалуй, все, что можно вспомнить из подходящего — а «Мы, герои» еще и увидеть.
В 2019 в интервью «Деловому кварталу» вы говорили, что художник не должен бояться оскорбить чьи-то чувства — актуальна ли эта позиция сейчас?
— Кажется, уже нет. Теперь мы все же периодически сталкиваемся с оскорбленными чувствами: кто-то видит в спектакле то, чего в нем не закладывалось, и театр вынужден объясняться со зрителями. Здесь несколько вариантов ответа на вопрос, почему так вышло. Либо зритель не самым внимательным образом читает аннотацию к спектаклю — о чем это и куда он идет — и возникает история обманутых ожиданий, либо мы недостаточно внятно доносим свою позицию. Поэтому сейчас стараемся быть максимально ясными и четкими в своих посылах, чтобы зритель не сталкивался с неоправдавшимися надеждами.
Возможен ли сейчас тот «новый российский театр», о ростках которого вы говорили несколько лет назад?
— Очевидно, должно прийти новое поколение режиссеров: XX век стал веком режиссерского театра и этого никто не отменит.
В этом наша надежда на обновление форм, методов и способов взаимодействия со зрителем и на новый театр как таковой. Может быть, они смогут так, как не получилось у предыдущего поколения.
Семена театра, соотносимого с современной действительностью, были заложены, но видимо, сейчас действительно время осмысления, которое происходит и у зрелых мастеров, и у тех, кто только начинает путь в профессии.
Коммерческая успешность спектакля для вас всегда показатель действительно стоящей работы в том числе как для художника?
— Безусловно нет. Коммерческая окупаемость не главное, но это важная составляющая. Собственно, благодаря некоторой сбалансированности между сложностью спектаклей и зрительской востребованностью мы сейчас существуем и работаем при полных залах.
Те же комедии, на которых зритель имеет право просто развлечься, реализуют зрелищную функцию театра, и оставлять репертуар без таких спектаклей бессмысленно. Но в то же время хорошо, когда комическое сочетается с важными вещами, которые театр хотел бы сказать зрителю или заставить его подумать о чем-то, совершить внутреннюю работу.
Должен ли современный театр «приучать» зрителя к определенной планке искусства и уровню его восприятия?
— Ставить такую задачу специально нельзя: это восприятие в любом случае зависит от внутреннего понимания культуры театра. А оно возникает благодаря усилиям многих людей. По сути, это процесс самостоятельный, но с другой стороны, он запускается только при большой совместной работе и комплексном подходе всех участников театральной среды, от Кукольного театра и ТЮЗа до нас.
Любовь к культуре не придет сама по себе, но и насильно не появится — должна быть потребность самого человека и качественный проводник. Просто так сюда никого не затянуть, да и слава богу.
В итоге мы же все равно про сегодня ставим, даже если это «Капитанская дочка» или «Горе от ума»: чувства существуют вне зависимости от времени и в любом случае составляют огромную часть нашего культурного кода.
Иллюстрации для материала предоставлены пресс-службой театра имени Пушкина
Читайте далее:
С Ковчега на премьеру: куда сходить в Красноярске 20...26 апреля 2024
Любовь по-французски, концерт при свечах, последние дни «Солнца», музыка родом из Хогвартса, Астафьев в театре — главные культурные события Красноярска в афише DK.RU.
Юлия Чанчикова: Пушка+ — это шкаф, ведущий в театральную Нарнию
Новая театральная площадка Пушка+ — манит театралов и тех, кто раньше среди любителей драматического искусства замечен не был. Почему это происходит, — разбиралась Юлия Чанчикова.
Лера Афонина: Для театральных экспериментов нужно прокачивать «мышцу смелости»
«Пушка+» открылась недавно, но уже стала одним из самых модных проектов Красноярска. Как работать с культурным пространством, чтобы оно вызывало жгучий интерес, рассказала арт-директор Лера Афонина.
В «Пушке» рассказали о подготовке нового арт-дефиле «Метабарокко»: детали DK. RU
Команда проекта, который реализуется в пространстве «Пушка+», поделилась подробностями о создании образов — специально для арт-дефиле их разработали стилист Крис Андерс и дизайнер Наталья Чердынцева.
Режиссер из Санкт-Петербурга поставил спектакль для красноярской «Пушки»
Премьерные показы постановки «Время женщин» пройдут в апреле и мае. В актерском составе — два народных и четыре заслуженных артиста РФ. Спектакль создан по роману-победителю премии «Русский Букер».
Наталья Сипетая: Бизнес и культура. Как выстроить партнерство?
Как и кому сделать предложение о партнерстве, не вызывая раздражения с той стороны, и какие ошибки ведут к провалу? Рассказывает Наталья Сипетая, продюсер культурных событий, в колонке для DK.RU.