DK.RU говорит с юристами и предпринимателями о потенциальном запрете размещения рекламы на платформах, действие которых запрещено в России. Разбираемся, как это отразится на бизнесе и аудитории.
Весной 2024 в Госдуму внесли законопроект, в случае принятия которого введут запрет на размещение рекламы «на информационных ресурсах организаций, признанных экстремистскими или нежелательными на территории России». Его планируют включить сразу в две статьи: ст. 12 закона «О противодействии экстремистской деятельности» и ст. 5 закона «О рекламе». Как пишут «Ведомости», авторы законопроекта отмечают, что его принятие «не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и экономической деятельности». «Деловой квартал» поговорил с предпринимателями Красноярска, чтобы разобраться, как такая мера отразится на их бизнесах. Кроме того, вместе с юристом мы разобрались, каким образом может проходить исполнение ограничений в случае принятия законопроекта.
— С одной стороны, для меня очень странно, когда говорят о том, что нужно [дополнительно] запретить размещение рекламы в запрещенных соцсетях — она и так запрещена. С другой, это точно отразится и на производителях, и на покупателях. Откуда потребители будут узнавать о новых услугах, вещах? Не из телевизора же. Предприниматели, конечно, тоже пострадают, но думаю, найдут другие варианты: Telegram, ВКонтакте, Яндекс Директ. И нужно будет еще внимательнее относиться к лицензированию своей деятельности.
Рекламу в любом случае необходимо размещать — в новых каналах или же тех, от которых мы отказывались раньше. И тщательнее изучить обновленные законы.
Все станет более упорядоченно, но никуда не уйдет.
— На данный момент неясно, как собираются воплощать этот запрет, потому что маркетинговые инструменты компании Meta, признанной экстремистской в РФ, и так не функционируют на территории страны. Сейчас продвижение работает через создание блогерами эксклюзивного контента и его распространение среди подписчиков. Закон о рекламе и соответствующие акты о той же маркировке на них не распространяются, потому что у нас же «нет» этих соцсетей. Поэтому как будет реализовываться привлечение к ответственности — вопрос. С точки зрения эффективности это полумертвая норма, чтобы продемонстрировать имитацию бурной деятельности.
Если хочется бороться с тем, чтобы деньги не поступали в экстремистскую компанию — так они и не поступают. Блогер и заказчик взаимодействуют напрямую, и с тех денег, что получают за производство контента, нашему государству платят налоги, они и так остаются внутри страны.
Поэтому не факт, что этот закон будет принят в ближайшие пару лет, потому что абсолютно непонятно, как его исполнять.
— В случае потенциального запрета рекламы на запрещенных платформах, конечно, бизнес неизбежно столкнется с рядом вызовов и понесет убытки. Сначала это приведет к необходимости пересмотра маркетинговых бюджетов и стратегий. Для моего бренда ICHE, который относится к малому бизнесу, социальные сети являются основным каналом продвижения. Мы уже столкнулись с трудностями в адаптации в новых условиях при запрете всеми известной сети. Пришлось искать альтернативные площадки и способы привлечения клиентов, что потребовало значительных инвестиций и времени, но пока не достигло той эффективности, которую давала ранее та же таргетированная реклама в запрещенной сети. При дополнительном запрете рекламы у fashion- и lifestyle- блогеров, селебрити и известных медийных персон сложности удвоятся и нам придется искать новые форматы сотрудничества.
Соцсети уникальны своей возможностью мгновенно реагировать на запросы аудитории, что способствует увеличению лояльности и вовлечённости клиентов. Потеря дополнительных инструментов в работе с данным каналом коммуникации может отрицательно сказаться на уровне продаж, узнаваемости бренда, привлечению новых потенциальных клиентов.
Резюмировать хотелось бы словами Карла Лагерфельда: «Эволюция — естественная часть моды. Она отражает изменения в обществе и технике». ICHE готов меняться, искать новые пути коммуникации и продвижения в рамках существующих законов в нашем обществе для ведения предпринимательской деятельности.
Читайте также:
«Справедливая цена?»: чего ждать бизнесу от налоговых новшеств Минфина
DK.RU обсудил с финансовыми экспертами, чем может обернуться реформирование российской системы налогообложения по схеме, недавно предложенной Минфином.
Бедность не спасет: красноярские экономисты и юристы об отмене НДФЛ для малоимущих
DK.RU говорит с красноярскими экономистами и юристами о последствиях потенциальной отмены НДФЛ для малоимущих: станет это благом или новым бременем для налоговой системы и откуда «добирать» средства?
Залог масштабирования — игра вбелую: красноярские юристы оценили риски бизнеса в 2024
В специальном консалтинг-опросе представители юридических компаний рассказали о самых горячих вопросах бизнеса, связанных с налогообложением, банкротством и спорами хозяйствующих субъектов.