Меню

Егор Задереев: Почему проблема летнего и зимнего смога в Красноярске не решается?

Иллюстрация: Коллаж ДК

Известно два основных типа смога — зимний (или лондонский) и летний (лос-анджелесский). Красноярск — это город-«счастливец», где есть все составляющие и зимнего и летнего смога.

Причем причины этого известны. Почему при этом проблема не решается? Эксперт DK.RU считает: потому что это никому не выгодно. 

Егор Задереев
руководитель службы научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН

Как только в Красноярске наступают жаркие безветренные дни, в городе объявляют ненавистный режим неблагоприятных метеоусловий. А при въезде в город видно, что город накрыт серой дымкой.

Когда это происходит зимой, одно из объяснений звучит так:

Опять Николаевка (Дрокино, Емельяново — вставить необходимое) печки затопила». Если зимой причина дымки может быть понятной, то в чем же причина летнего смога?

Проблема качества воздуха в Красноярске — хрестоматийный случай, описанный в каждом учебнике по качеству окружающей среды. Можно сказать, что Красноярску с этим «повезло».

В мире известно два основных типа смога — зимний (или лондонский) и летний (лос-анджелесский). Зимний смог формируется, когда приземные слои воздуха становятся холоднее, чем воздух сверху и нарушается естественная циркуляция (обычно воздух, чем выше, тем холоднее). Если в городе много труб, то выбросы не рассеиваются и скапливаются около поверхности. Слово зимний четко указывает на источник загрязнения: топливо для обогрева жилья.

В Красноярске источник зимнего смога — это и частный сектор, и трубы ТЭЦ, и любые другие трубы (от автомобильных до промышленных). Зимний смог получил название лондонского, именно потому, что в этом городе примерно до середины 20 века сжигание угля для обогрева приводило к сильному загрязнению воздуха. Впрочем, усилиями Маргарет Тэтчер угольная промышленность Великобритании давно превратилась в маргинальную область экономики и более не беспокоит жителей.

Причина летнего смога, лос-анджелесского или фотохимического — совсем другая. Температура воздуха и отсутствие ветра важны для того, чтобы выбросы не рассеивались, а скапливались в горячей городской чаше. Но основные загрязняющие вещества — это оксиды азота, которые под действием солнца вступают в реакцию с углеводородами, формируется озон. Почему этот смог называется лос-анджелесским? Потому что там жарко и много автомобилей. Этот тип смога, кстати, возможно даже более вреден для наших легких, чем зимний. Хотя неизвестно, какое из зол хуже.

Итак, Красноярск — это город-«счастливец», где есть все составляющие и зимнего и летнего смога. При этом разные районы города в разное время года могут страдать с разной степенью интенсивности. Роза ветров, окружающие город холмы, городская застройка, незамерзающий зимой Енисей добавляют в этот коктейль дополнительные «вкусы».

Но если зимний и летний смог это хрестоматийные понятия науки о качестве окружающей среды, и благодаря единой системе мониторинга воздуха Красноярска air.krasn.ru можно относительно легко вычислить причины, что мешает решить эту проблему?

Мне кажется, ответ прост: ее решение не выгодно никому. Сейчас я предложу идеальный, во всяком случае, в теории, вариант решения проблем качества воздуха в Красноярске. Вероятно, по своей сути это будет близко к «взять и поделить» булгаковского Шарикова. По ходу формулировки предложений увидим, как уменьшается количество людей, которые заинтересованы в кардинальных переменах.

Начнем с зимнего смога. В первую очередь нужно избавиться от труб. Значит, все красноярские ТЭЦ и все угольные котельные — малые и большие, с трубами высотой 100 м и ниже, и заводы должны быть закрыты. Чувствуете, как напряглись лоббисты, руководство и работники двух крупнейших экономических игроков региона?

Подождите, а как же частный сектор и жители новостроек Николаевки, которые не могут открыть окна из-за соседа-частника, засыпавшего в свою печку отборный уголек? Сейчас доберемся и до них.

Итак, представим, у нас нет ТЭЦ, а значит, нет выбросов. При этом нет и тепла с электроэнергией, которыми они снабжают миллионный мегаполис. Стоп. Но ведь нет и КРАЗа, который потребляет по разным оценкам 70…90% дешевой и бездымной электроэнергии Красноярской ГЭС. Вот и решение! Топим электричеством.

Да, я прекрасно знаю, что законы сохранения энергии никто не отменял, и единица тепла, полученная от сжигания угля, дешевле единицы тепла, полученной при нагреве воды электричеством. Но мы же сейчас не про экономику, хоть и потеряли поддержку жителей частного сектора.

Сейчас отвлечемся от чистого воздуха и жителей новостроек, которым печки Николаевки уже не коптят небо. Потому что нам нужно также решить проблему и летнего смога для этого мы всех жителей города пересаживаем на электромобили. Благо, электричества от ГЭС теперь в избытке. Высокие налоги, драконовские штрафы, запредельные цены на бензин или парковки — пусть власть думает, как она заставит всех пересесть на «электрички». Ну что, остались еще сторонники чистого неба? Можно ли себе представить широкую поддержку этого плана в духе Шарикова и Швондера?

Я намеренно представил сценарий очистки воздуха Красноярска радикально. На самом деле, примерно такие шаги, пусть и поэтапно,  нужно совершить, чтобы избавиться от последствий метеоусловий, способствующих концентрации вредных примесей над городом.

Но давайте будем реалистами. Гигантские вентиляторы над городом мы не поставим, окружающие холмы не уроем. И зимние и летние инверсии воздуха в чаше города останутся. Это значит, что любые выбросы будут накапливаться. Никакие фильтры, высокие трубы, катализаторы, очистители, новые технологии менее дымного сжигания топлива не приведут к тому, что в промышленном городе-миллионнике не скапливались вредные примеси.  

Но какие административные, коммуникативные, образовательные, законодательные технологии нужно применить, чтобы вместо поиска «главного загрязнителя воздуха» (а такого в Красноярске нет, практически все вносят свой «скромный» вклад) все начали просто закрывать свои трубы, от автомобильных до заводских — я не знаю.

Читайте также: