Как создать сервисную экономику в арктической столице
Становление сервисной экономики, креативных индустрий, индустрии гостеприимства, формирование событийной и деловой повестки — важные цели Агентства развития Норильска (АРН).
Команда агентства действует в Заполярье уже не первый год. Только за последние пять лет реализовано больше 160 проектов, направленных на повышение качества жизни норильчан.
Редакция «Делового квартала» в Красноярске решила подробно узнать о деятельности институции, которая предопределяет развитие деловой среды столь важного для экономики Красноярского края города. В апреле наш журналист побывал в Норильске. Подробный рассказ о его бизнес-среде — в следующих выпусках журнала. «Арктическая серия» стартует интервью с представителем Агентства развития Норильска. Наш собеседник — РОМАН КУЛЯН, первый заместитель директора АРН.
Фокус на людей
Городские процессы, в том числе и в бизнесе, обусловлены множеством факторов. На Крайнем Севере, да еще и в случае с индустриальным характером территории, они становятся еще более сложными.
— Жизнь Норильска не вписывается в такие смыслы, как просто «город при заводе». У него уникальное место на карте — и экономически, и географически. Своя культура, архитектура, история. Все это так или иначе влияет на восприятие норильчан и на смыслы, с опорой на которые они выстраивают свои планы. Норильск — это не город-вахта. Мы живем в парадигме «людям, а значит, и бизнесу, нужно обеспечить достойные условия». Такой подход позволит сохранить необходимые компетенции как в производственных, так и в жизнеобеспечивающих отраслях. Высокая зарплата перестает быть приоритетом в жизненных целях норильчан. Многие путешествуют по России, бывают в разных странах. Формируется хорошая насмотренность, а вслед за ней — довольно высокие запросы к городским сервисам, увеличиваются риски отъезда молодых высококвалифицированных кадров.
Чтобы сделать жизнь горожан более комфортной, мы не должны отставать в развитии, нужно действовать на опережение, реализовывать перспективные проекты в городской среде, образовании, культурно-досуговой сфере, туризме и других с заделом на будущее.
Кажется, что такие проекты в крупном городе могут зарождаться и сами собой, по инициативе самих жителей. Почему оказалось необходимым появление Агентства развития Норильска?
— Во-первых, для ускорения и координации процессов в различных бизнес-сообществах. Мы для этого вместе с предпринимателями прорабатываем и реализуем отраслевые стратегии, с органами власти предметно работаем над запросами инвесторов. Экспертно сопровождаем при подготовке документов для получения мер государственной поддержки. Приходится много работать с культурой проектного управления в бизнесе.
Во-вторых, создание и развитие своего дела в Арктике — непростой процесс, затратнее, чем «на материке». Норильск живет в своем уникальном ритме, который определяется экстремальным климатом, сложной логистикой и миграционной (кадровой) динамикой. Иногда нужно ориентироваться на системные решения крупного бизнеса. Знакомство и выстраивание партнерства в отраслях повышает выживаемость проектов. Агентство развития Норильска часто помогает предпринимателям справляться с трудностями.
У агентства несколько направлений деятельности. Какие из них приоритетные?
— Мы реализуем проекты, направленные на развитие бизнес-среды и инвестиционной активности, с акцентом на туризм, содействуем созданию современных объектов социальной инфраструктуры, организуем большое количество событийных мероприятий, в том числе делового формата.
В нашей структуре есть проектный офис развития образования, в котором ведется отдельная работа с учебными заведениями и работодателями.
Все эти направления так или иначе определяют условия ведения бизнеса в городе. Кроме этого, мы стремимся дать норильским предпринимателям инструменты, которые сделают их компании более успешными: проводим обучение, встречи, которые становятся средой для продуктивного нетворкинга. С момента организации агентства работаем над созданием единого бизнес-сообщества Норильска. Все это должно сформировать в нашем городе доступные, качественные сервисы, чтобы людям здесь хотелось жить, работать, творить и строить будущее.
Ориентироваться на емкость рынка
А зачем это самим предпринимателям? Ведь им действительно приходится сталкиваться с множеством проблем, начиная от сложностей с доставкой продуктов и заканчивая нехваткой персонала.
— Начнем с того, что у предпринимателей особенный склад личности, они просто не могут не быть деятельными и проактивными. Мы поддерживаем их в этом стремлении. Наша общая цель — сформировать сервисную экономику, чтобы жизнь в городе вышла на более высокий уровень.
Звучит вдохновляюще, но все же основная цель бизнеса — получать прибыль, или это уже не бизнес.
— Кроме реализации своего рода социальной функции, для развития сервисов есть и экономические предпосылки. Если мы посчитаем доходы всех жителей Норильска (включая индивидуальных предпринимателей), увидим показатель на уровне 280…300 млрд рублей в год. Половина этого объема, как правило, достается другим территориям и не участвует во внутреннем обороте Норильска.
Имеет место и так называемый фактор «отложенного потребления», с которым сталкиваются многие арктические города. Люди копят и планируют расходы на «большой земле». У нас немало перспективных инвестиционных ниш. Предприниматели ориентируются на емкость рынка, а она, как видите, немалая.
Инвесторы должны чутко реагировать на потребность разных аудиторий, создавать новые актуальные концепции бизнеса с востребованными сервисами и услугами, которые могут служить в том числе социальным целям. Развивая ресторанное дело, детский образовательный центр, прачечную или салон красоты, предприниматели в то же время создают условия жизни для своих семей и работников.
Реклама АНО "АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ НОРИЛЬСКА", ИНН 2457082197, erid 2W5zFGVxbix
Самое важное о бизнесе региона в TG-кaнaле DKА еще нас удобно читать ВКонтакте
Читайте по теме
-
Цифровому развитию Красноярского края добавят денег на оптоволокно для севера
Реализация проекта началась в прошлом году и продлится как минимум до конца 2026.
-
Легче дышится? Экопроекты Красноярского края масштабируют на другие регионы РФ
Край посетила делегация Госдумы для оценки реализации экологического нацпроекта.
-
В конце зимы красноярцы путешествовали на юг России и в теплые страны
В феврале 2024 через аэропорт Красноярск прошло 286 242 человека, что на 4 % больше показателя 2023. Красноярцы чаще летали в Москву и по Сибири, в списке популярных — два зарубежных направления.
-
Глава Минприроды РФ оценил «зеленые» проекты норильских металлургов
В ходе визита на Таймыр чиновник ознакомился с реализацией основных экоинициатив «Норникеля».
-
Телефонные мошенники пытались дозвониться до жителя Норильска 22 тыс. раз
С помощью антиспамовых решений и сервиса «Защитник», использующих анализ BigData, МТС в регионе заблокировала в регионе более 27 млн вызовов за 2024.
-
Красноярский бизнес отказывается от развития за счет банковских кредитов
Собственные средства компаний являются главным источником их инвестиций, а банковские кредиты все больше теряют позиции.
-
Пассажиропоток аэропорта Красноярск подрос с начала 2025
В международном аэропорту Красноярск им. Д. А. Хворостовского рассказали, куда летали чаще из столицы края в начале года и каких перевозчиков предпочитали пассажиры.
-
Аэропорт Красноярск вошел в тройку воздушных гаваней по росту пассажиропотока
Аэропорт Красноярск стал третьим по динамике роста пассажиропотока и поднялся в общероссийском рейтинге.
-
Дорогам Красноярского края добавили еще 40 камер
Новые рубежи видеофиксации нарушений ПДД начнут работать уже сегодня.
-
10+ млрд выделят на опорные города Красноярского края: на что потратят деньги
На январь `2025 известны планы развития для четырех населенных пунктов. Всего в список опорных городов включили 29 территорий Красноярского края. Рассказываем, как это повлияет на их развитие.