Ефим Чеботарев: «Ледниковый период в экономике переживут те, кто перестроит бизнес-модели»
Охлаждение экономики привело к тому, что старые бизнес-модели стали работать хуже. Можно подождать улучшений, но это путь ко дну. Надо менять саму стратегию заработка.
В истории есть такой факт. В IХ... XIV веках нашей эры Камбоджа по уровню своего развития опережала Европу. Залогом этого был теплый климат, который позволял получать по три урожая в год. Но грянул малый ледниковый период (примерно 1300) и это преимущество кончилось — вместо трех урожаев стало два. Европа тогда тоже «замерзла», но продолжала развиваться в других направлениях, а у Камбоджи такой базы не было. В итоге европейские страны вышли из малого ледникового (примерно 1850) существенно сильнее по всем позициям, а Камбоджа навсегда от них отстала.
В принципе, то, что сейчас происходит с российской экономикой, вполне можно сравнить с таким вот ледниковым периодом. Даже официальный термин крайне похож — «охлаждение». Характеризуется это тремя факторами.
- Первый — демографический коллапс. Из-за него на рынок приходит значительно меньше молодых кадров, а значит, попросту некому работать.
- Второй — это сильно ухудшившаяся экономика. Тут главную роль, конечно, играет повышение стоимости денег (во всех смыслах — от ставок по кредитам до стоимости трудовых ресурсов, которые эти деньги и зарабатывают).
- Третий — высокая турбулентность на рынке. Многие зарубежные игроки ушли, а освободившиеся ниши заполнены далеко не полностью. При этом новый технологический уклад все больше вступает в свои права. Все это сильно дестабилизирует ситуацию.
Все эти факторы приводят к тому, что сильно вырастают запросы к скорости. Всего. Принятия решений, реагирования на изменения, обмена информацией и т.д. Конечно, можно продолжать жить по-старому, но для этого нужно много денег. Очень много. А они сегодня дороги (см. выше).
Остается один выход: менять бизнес-модель. Искать другое понимание клиента, продукта, конкурентного преимущества, структуры издержек, доходов, партнерств, ресурсов, которые в своей комбинации дадут другую экономику. А она, в свою очередь, позволит получать результаты, устраивающие нас.
Это не поиск новых сегментов или рыночных ниш. Нужно искать другой способ зарабатывать. Нашли? Пилотируйте! Сработало? Отлично! Нет? Повторяем круг, пока не найдем. На уровне мысленного эксперимента эту задачу не решить. Надо пробовать, обжигаться, падать, вставать и снова пробовать.
В общем, главный вызов сейчас — это поиск новых моделей того, как зарабатывать. Тот, кто найдет — выплывет. Кто не сможет или предпочтет замереть в ожидании улучшений — не сдюжит. И это уже не вопрос эволюции — нужны революционные действия, ведь эпоха трансформации российского бизнеса уже началась. Ее не остановить.
Читайте по теме:
-
Евгений Шустов: Пора считать рентабельность каждого вложенного рубля
Суровая экономическая реальность последнего времени привела к тому, что многие предприниматели практически перестали зарабатывать. Но вернуться в игру все еще можно. Правда, придется напрячься.
-
Ефим Чеботарев: ИИ может стать для бизнеса опасной ловушкой в гонке зарплат
Автоматизация и прочие ИТ-инструменты, часто преподносимые, как способ снизить зарплатную нагрузку компании, могут привести к обратным последствиям.
-
Сергей Журавлев: «Удешевление кредитов для бизнеса обострит гонку зарплат и увеличит цены»
Тренд на сдерживание инфляции в сегодняшней политике ЦБ нередко воспринимается людьми как избыточный. Однако последствия свободного роста цен могут оказаться куда опаснее, чем представляется.