Меню

Василий Герман: Аграрный экспорт Красноярского края требует пересмотра стратегии развития

Иллюстрация: Коллаж ДК

Аграрный сектор региона во многом ориентирован на экспорт. Однако в последние годы правила игры на этом рынке поменялись настолько, что нужно пересматривать уже саму стратегию его развития.

Василий Герман
совладелец лизинговой компании «Дельта» и агрохолдинга «Дары Малиновки»
 
Долгое время красноярский бизнес (включая аграриев), ориентированный на экспорт, работал в парадигме «голубого океана» и глобальных цепочек поставок. В такой ситуации предпринимателю нужно было просто создать какое-то конкурентное предложение и, пользуясь развитой логистикой, быстро его реализовать за рубежом, получив прибыль. Именно на этом базировалась принятая в тот период стратегия развития экспорта Красноярского края, суть которой сводилась к простому увеличению числа игроков в этом сегменте.

Однако сейчас ситуация изменилась настолько, что такой подход перестал работать. Основная причина проблем кроется в структуре себестоимости. Сейчас мы везде находимся в ситуации, когда конечный спрос на красноярскую продукцию есть, но вопрос в том, сколько денег из оплаченных потребителями достанется конкретным участникам цепочки — производителю, переработчику, транспортировщику. Меж тем в этом-то и кроется загвоздка.

Рассмотрим простой пример.

Средняя цена овса на китайском рынке составляет 2200... 2300 юаней за тонну. Конвертируя в рубли, получаем примерно 27... 28 рублей за кг. Себестоимость производства в Красноярском крае варьируется в пределах 14... 16 рублей за кг. Получается вроде бы хорошая дельта — почти вдвое, но стоит обратить внимание на стоимость доставки. За последние два года тарифы на транспортировку варьировались от 6 до 14 рублей за кг. Представим две крайности: если доставка обойдётся в 6 рублей, мы сможем прилично зарабатывать, засадив весь край овсом. Но если цена 14 рублей — производить зерно становится нерентабельным.

Когда мы все плавали в «голубом океане», на это можно было закрывать глаза. Но сейчас задача состоит не в создании новых субъектов хозяйствования, готовых везти товары по завышенным тарифам и работать в убыток, а в переосмыслении подходов к формированию себестоимости продукции. И главной задачей тут должно стать создание эффективной системы логистики и поддержки малых и средних фермеров, позволяющей продавать продукцию без убытков. Необходимо сместить фокус внимания с количественного наращивания экспорта на качественное улучшение экономики процесса.

«Дары Малиновки» уже 10 лет работают с зарубежными рынками (в частности, с Китаем) и мы видим, что сегодня во всем, что касается экспорта, Красноярский край серьезно уступает соседним регионам — Алтаю, Забайкалью, Иркутской и Новосибирской областям. Плюс к этому он проигрывает межгосударственную конкуренцию китайским закупочным и логистическим компаниям.

В такой ситуации наш малый и средний бизнес постоянно балансирует на грани рентабельности. Именно поэтому первоочередной целью должна стать разработка механизмов снижения транспортных тарифов и повышения эффективности сельскохозяйственного сектора. Только пересмотрев стратегию развития экспорта с позиций обеспечения максимальной выгоды для местных сельхозпроизводителей, мы сможем занять достойное место на мировом рынке.

Колонка написана по мотивам выступления Василия Германа на круглом столе «ВЭД: актуальные вызовы и эффективные решения для бизнеса», который проходил в рамках бизнес-сессии «Город развития’ 2025».

Читайте по теме:

Деловой сезон: глобальные проекты, победы и сбои

Новый год в политике, экономике и образовании стартует дважды — по календарю и в сентябре. Не зря многие законы вступают в силу именно 01.09.2025

Торможение логистикой: что мешает развивать ВЭД в Красноярском крае

Если финансовые вопросы ведения внешнеэкономической деятельности в Красноярском крае во многом решены, то логистика остается больной темой для экспортеров и импортеров региона.

Роман Мартынов: «Будущее красноярской экономики будет определять малый и средний бизнес»

Корпорации традиционно занимали важнейшее место в экономике Красноярского края. Но в сегодняшних условиях все большую роль в ней начинает играть МСП.