Что такое бизнес по готовому рецепту
Франчайзинг — один из самых надежных способов минимизировать риски и стартовать бизнес на ресторанном рынке. Не есть и подводные камни.
Франшиза — не волшебная таблетка, успех начинания во многом определяют личные и бизнес-качества франчайзи.
Алгоритмы роста
Франшиза — один из главных драйверов ресторанного рынка России. Вот лишь две показательные цифры. Около 90% из ТОП100 крупнейших сетей общепита страны развивается по франшизе. Из 400 крупнейших сетей общепита франшизы есть у 70% (данные аналитического агентства INFOLine). Эта модель бизнеса работает по принципу win-win: франчайзи — те, кто покупает право использовать торговую марку и бизнес-модель франчайзера, — получают готовый рецепт бизнеса и минимизируют риски, а сами сети растут быстрее. Яркий пример — локальные лидеры рынка, для которых франшиза становится инструментом масштабирования на федеральном уровне.
Куда и как развиваться дальше? Такой вопрос встал перед нами, когда мы заняли первое место в сегменте доставки суши и роллов в Красноярске. Ответом на него стал масштаб, а инструментом — франчайзинг. Это решение было продиктовано не только амбициями, но и стратегической необходимостью. Будущее, и не только на рынке общепита, за крупными сетевыми игроками, которые, хотим мы этого или нет, постепенно вытесняют с рынка средний и мелкий бизнес. У сетей больше ресурсов и больше возможностей, — рассказывает Екатерина Демина, совладелица компании СушиSELL.
Франчайзинговое направление компания по доставке суши и роллов СушиSELL развивает с 2021 (сам проект был запущен в 2013). А франчайзи-география СушиSELL сегодня выглядит так: 121 филиал в 86 городах России. Амбиции компании — открыть 500 филиалов по стране к 2030. Екатерина Демина отмечает: франшиза в общепите — это инструкция по запуску бизнеса, но выбирать ее нужно с умом, а не наугад.
Распаковать франшизу
Для предпринимателя, начинающего свое дело на ресторанном рынке (по статистике СушиSELL, это не только новички в предпринимательстве, но и опытные бизнесмены, заходящие в новую для себя сферу общепита), франшиза служит своего рода дорожной картой. Вместо того чтобы методом проб и ошибок создавать концепцию с нуля, франчайзи получает отлаженную систему управления, стандарты качества и технологические процессы. Такая «инструкция по применению» особенно актуальна для ресторанного рынка, где каждый второй новый независимый проект закрывается в первый год работы. Франшиза же дает четкий план действий — от подбора помещения и закупки оборудования до найма персонала и проведения маркетинговых кампаний.
Второй ключевой фактор — время. Франшиза не гарантирует мгновенной прибыли, но значительно повышает шансы на успешный и устойчивый старт за счет поддержки партнера и проверенной бизнес-модели.
Бизнес — это по определению риски и непредсказуемость, но запуск проекта по франшизе позволяет их снизить. По сути, предприниматель покупает опыт тех, кто до него прошел этот путь и неизбежно набил собственные шишки, в том числе потерял деньги. Используя эти знания, запакованные в понятные алгоритмы, франчайзи может выйти на точку прибыльности и масштабироваться значительно быстрее, — детализирует Екатерина Демина.
Однако в то время как одни предприниматели видят во франшизе набор проверенных решений, другие опасаются оказаться в слишком тесных рамках. Эксперт признает: в случае франшизы определенная стандартизация процессов неизбежна. Но именно это освобождает от рутины и позволяет сосредоточиться на главном — развитии бизнеса и клиентском опыте.
— Франчайзер, владелец бренда, берет на себя очень большую зону ответственности, а его партнер, франчайзи, получает доступ к инструментам и экспертизе, которые, скорее всего, будут недоступны, если запускать проект в одиночку. Например, для франчайзи СушиSELL создана большая экосистема ключевых сервисов: call-центр, служба заботы, разработка меню и прочее. Это позволяет партнеру сконцентрироваться на других, не менее важных аспектах — построении команды, развитии личного бренда и локальном маркетинге. В решении этих задач его предпринимательские качества могут раскрыться в полной мере. Успех запущенного по франшизе проекта — это всегда произведение двух множителей: силы бизнес-модели и личных качеств самого франчайзи, — считает Екатерина Демина.
Альма-матер для предпринимателей
Сегодня в различных каталогах франшиз в России насчитывается 150+ предложений в сфере общественного питания. Выбирая проект для себя, первое, на что стоит обратить внимание предпринимателю, — реальные финансовые показатели действующих точек (данные по средним чекам, маржинальности и срокам окупаемости). Вторая точка внимания — глубина операционной поддержки от франчайзера, от обучения персонала до ежедневного консалтинга по ключевым метрикам. Важна и репутация владельца бренда: тут лучший инструмент проверки — обратная связь действующих партнеров франчайзера.
Я рекомендую также смотреть на ценности компании. Они определяют многое, в том числе и то, куда и как она будет развиваться. Например, одна из ключевых ценностей СушиSELL — открытость по отношению к клиентам, сотрудникам и партнерам по бизнесу. Поэтому мы открыто показываем потенциальным франчайзи цифры по выручке, обсуждаем бизнес-провалы, а они, безусловно, случаются, предоставляем контакты действующих партнеров. Такой подход с самого начала позволяет установить доверительные и прозрачные отношения. Нередко владельцы брендов в общепите раскрывают все карты уже после подписания договора у нас все происходит «до». Нам важно быть уверенными в партнере, а партнеру — в нас, — говорит совладельца компании СушиSELL.
Лакмусовой бумажкой добросовестности компании-франчайзера выступает и система интеграции партнера. Не только обучение и стажировка, но и долгосрочная поддержка говорят о серьезных намерениях владельца бренда строить устойчивую сеть, а не просто продавать как можно больше договоров.
— Мы в СушиSELL выстроили многоступенчатую систему интеграции новых партнеров, где ключевым элементом является взаимный выбор. После подписания договора начинается стажировка на всех ключевых должностях — от повара до управляющего, что позволяет предпринимателю досконально погрузиться во все операционные процессы. Далее компания сопровождает партнера на каждом этапе: от поиска помещения и строительства до непосредственно открытия, куда выезжает группа поддержки для помощи в запуске. Оценивая работу своего франчайзингового направления, мы смотрим не только на количественные, но и на качественные показатели: удовлетворенность и прибыльность партнеров. Финальная и самая амбициозная цель — создать экосистему, где франчайзи вырастают из владельцев одной точки в региональных операторов. Такие примеры, к слову, у нас уже есть. Мы хотим перерасти роль только франчайзера и стать альма-матер, где люди учатся быть предпринимателями и могут развивать любые другие бизнесы, — резюмирует Екатерина Демина.