Край в ожидании перемен. Новый губернатор присматривается к окружению, ведет диалог с политическими и бизнес-элитами. По мнению заместителя председателя Законодательного Собрания края Алексея Клешк
Край в ожидании перемен. Новый губернатор присматривается к окружению, ведет диалог с политическими и бизнес-элитами. По мнению заместителя председателя Законодательного Собрания края Алексея Клешко, труднее всего новому губернатору будет выстроить отношения с малым и средним бизнесом.
Новый губернатор еще не закончил формировать команду. По мнению АЛЕКСЕЯ КЛЕШКО, еще как минимум полгода в «сером доме» стоит ждать кадровых перестановок. Многие из них могут стать неожиданными.
Основная часть команды Кузнецова им уже сформирована. Неожиданных людей там нет.
— Действительно, ряд назначений уже сделан. Во многом в администрации края остались люди, которые работали еще при Александре Хлопонине. Но, во-первых, сформирована только часть команды. Будут еще назначения. Во-вторых, на мой взгляд, некоторые из уже прозвучавших «назначенцев» поменяются. Губернатор будет присматриваться к людям, от кого-то отказываться, искать новые кадры.
Что это будут за люди, на ваш взгляд?
— Сложно сказать. Не думаю, что новички будут в основном из столицы, как это было при Лебеде, или из Норильска — как при Хлопонине. По своему типу наш новый губернатор — управленец и тактик, в отличие от предыдущего, который в большей степени был коммуникатором и стратегом. Соответственно, Лев Кузнецов и людей будет искать таких — опытных управленцев, хороших хозяйственников, а таких много и в крае. Думаю, что и возраст, принадлежность к поколению также будут играть свою роль.
Удалось ли найти общий язык краевой законодательной власти с новым губернатором?
— Кузнецов — фигура в крае не новая. Депутаты знакомы с ним еще со времен его работы в аппарате Хлопонина. Поэтому для нас губернатор — человек предсказуемый. Мы знаем, каких решений от него ждать, поэтому особых сложностей возникнуть не должно. Это во времена Зубова и Лебедя были постоянные конфликты между законодательной и исполнительной властью. С первым — потому что на период его правления пришелся так называемый «разгон советов». Здесь, в крае, Валерий Зубов отвечал за роспуск Советов во всех городах и районах, он выставил из «серого дома» и краевой Совет во главе с Вячеславом Новиковым. С Лебедем же в принципе было сложно выстраивать отношения. Его политика была очень непредсказуемая. Каждый день как на пороховой бочке.
Конечно, сейчас многое будет зависеть от того, как Лев Кузнецов выстроит отношения со всеми политическими партиями, работающими в Законодательном Собрании, с финансово-промышленными группами, малым и средним бизнесом, гражданским обществом. Будет ли он активно идти на диалог, обсуждать возможность стратегического партнерства или же замкнется на оперативном управлении края.
Красноярский бизнес — чужой в коридорах власти
Алексей Клешко считает, что труднее всего новому губернатору будет выстроить отношения с малым и средним бизнесом. И не потому, что он как представитель власти настроен к нему негативно. Скорее наоборот. Просто в Красноярском крае конструктивным отношениям власти (как законодательной, так и исполнительной) с предпринимателями мешает, по мнению г-на Клешко, инертность самого бизнеса.
— Вспомните период губернаторства Александра Хлопонина. С его приходом в край власть стала опекать бизнес, а не «доить», как при предыдущем губернаторе. Эту политику будет продолжать губернатор Кузнецов. На самом деле столько поддержки, начиная от различных субсидий, заканчивая организацией круглых столов и форумов, не было у бизнеса ни в одном регионе. Но при всем этом редко когда подобное взаимодействие было инициативой самого бизнеса. К сожалению, наши предприниматели очень разобщены.
Возможно, здесь вина самих чиновников. У бизнесменов сложился стереотип: обращаться к власти бессмысленно. Там работают одни бюрократы и коррупционеры.
— Безусловно, в этих словах есть существенная доля правды. Приведу пример: недавно в крае была запущена государственная и муниципальная программа по созданию магазинов шаговой доступности. Проект этот уже заработал, первые магазины открылись. Недавно я встречался с группой предпринимателей, которые не вошли в число счастливчиков, обласканных властью. Им не понятно, как отбирались компании для участия в этом проекте, почему их обошли стороной. Их возмущение предсказуемо — власть мало информировала об этом проекте и в итоге выбрала если не «своих», то и особо конкурса не проводила. Но, с другой стороны, красноярский бизнес редко когда задает подобные вопросы власти. Пока он не консолидирован. Каждый бизнесмен преследует только свой интерес — поэтому бизнес-сообщество именно как сообщество не сложилось. И даже когда некоторым представителям бизнеса удается выстроить отношения с властью, многие вместо того, чтобы защищать интересы своего сообщества, тут же пользуясь положением, пишут жалобы на своих конкурентов. Стараются ударить так, чтобы упавший уже точно не встал.
Кто, на ваш взгляд, мог бы объединить местный бизнес и власть?
— Сложный вопрос. Во всем мире это делают независимые организации и союзы. У нас они в крае тоже есть, что уже хорошо. Но по большому счету они инертны. Ту же местную торгово-промышленную палату у нас не видно и не слышно. Я не помню, чтобы она хотя бы раз обратилась к нам с какой-либо инициативой. То же самое происходит с местными союзами предпринимателей. Но, может, мы просто многого и сразу хотим? В той же Европе история бизнес-сообществ насчитывает столетия.
Но ведь есть же сильные объединения предпринимателей, например, Союз строителей? Он всегда активно лоббировал интересы отрасли во власти.
— Да, действительно, это одна из тех немногих организаций, которые постоянно на слуху. Но опять же, где был Союз строителей, когда этой зимою обманутые дольщики устраивали митинги около здания правительства и ЗС края? Никто из союза не пришел к нам с инициативой — «давайте искать выход вместе». Хотя изначально эта организация создавалась для того, чтобы доказать всем: строительная отрасль честная и не коррумпированная. Когда же возникла сложная ситуация, никто из представителей этого союза не объяснил людям, что происходит и как действовать дальше. И в итоге Союзу строителей края понадобился целый год, чтобы принять решение — «мы готовы достроить замороженные объекты». А ведь задача бизнес-элиты — строить отношения не столько даже с властью, сколько с самим обществом.
Есть мнение, что в отличие от малого и среднего бизнеса, который не имеет влияния на краевую власть, крупный бизнес в лице, в частности, «Норильского никеля» диктует власти свои условия.
— Даже такой крупный налогоплательщик, как «Норильский никель», не может диктовать свои правила краевой власти. Это, конечно, миф. Помимо «Норильского никеля» в крае работают Роснефть, РУСАЛ, СУЭК, Росатом, РЖД. У всех этих финансово-промышленных групп свои интересы на нашей территории (кстати, иногда эти интересы не то что не совпадают, а даже и противоречат), и они стремятся наладить нормальные, конструктивные отношения с властью. Раньше довольно часто приходилось привлекать федеральную власть в качестве арбитра. Так было, например, когда Норникель поддерживал сепаратистов, которые настаивали на отделении Норильска от края. Но в период губернаторства Хлопонина произошли серьезные перемены. Во-первых, будучи представителем Норникеля, сам Александр Геннадьевич стремился стать государственником. Во-вторых, акционеры компании были рады за успех своего коллеги, но не горели уже желанием принять вместе с ним ответственность за весь край. В-третьих, этот период совпал с курсом Путина на «равноудаленность бизнеса от власти». Так что Хлопонин с самого начала активно вел переговоры со всеми ФПГ. В результате законодательной, исполнительной власти удалось найти общий язык со всеми ФПГ в интересах Красноярского края. Хотя, наверное, иногда этот диалог мог бы быть и более жестким.
Антикризисный марш-бросок
За последние два года одни из самых важных законов, принятых в крае, касались как раз поддержки малого и среднего бизнеса. В крае был принят целый пакет антикризисных законов, которые затронули более десятка отраслей. Заместитель председателя Законодательного Собрания края уверен — многие законы были очень своевременны и позволили сохранить бизнес компаниям.
Какие законы из общего «антикризисного пакеты» вы бы могли выделить?
— Я бы отметил закон о поддержке лесной отрасли. Согласно ему объем государственных средств, выделенных местным предприятиям лесного комплекса в 2009 г., составил более 450 млн руб. С помощью этой поддержки удалось сохранить практически докризисные объемы лесозаготовок — на 10% выше среднероссийских. Тогда как, например, в других регионах из-за несвоевременно оказанной помощи лесная отрасль просто умерла.
Кроме того, был принят пакет законов, касающихся краевого агропромышленного комплекса, — в 2009 г. удалось сохранить рабочие места более чем на 700 предприятиях. Всего в бюджете этого, 2010-го, года федеральных и региональных средств на поддержку предприятий АПК выделено около 4 млрд руб.
Многие ваши коллеги среди основных законов, принятых в прошлом году, выделили закон «О краевом бюджете».
— В этом законе я не вижу ничего революционного. Кроме того, что это был бюджет, за который, несмотря на его дефицит и сокращение ряда расходов, депутаты проголосовали единогласно. Такое бывает нечасто. А вообще, для экономического положения дел в стране на тот момент это был предсказуемый законопроект. Гораздо революционнее, я считаю, был первый бюджет Хлопонина. Когда он предложил зарезервировать миллиард рублей под будущие инвестпроекты. Причем никаких конкретных идей у него тогда не было. Просто просил поверить «на слово», и мы поверили. С тех пор и существует краевой инвестфонд, который реально влияет на экономическую ситуацию в крае.
А из тех законов, которые сейчас находятся на стадии разработки, какие, на ваш взгляд, самые важные?
— Я бы выделил законопроект «О помощи обманутым инвесторам-дольщикам». Необходимость его появления возникла как раз тогда, когда обманутые строителями люди собирали митинги возле краевой администрации и депутаты обратились в региональное правительство с обращением и предложениями о конкретных мерах помощи. Надо сказать, что работа над законом идет очень сложно, он вызывает много споров как среди политиков, так и среди строителей. Посмотрим, как он заработает.
Власть поддержала бизнес в кризис
Топ принятых законов
Закон края «О краевом бюджете на 2010 г. и плановый период 2011–2012 гг.» Принят в ноябре 2009 г. Первый дефицитный бюджет за последние пять лет в крае. Дефицит составил 11,70 млрд руб.
Закон края «О противодействии коррупции». Принят в июле 2009 г. Закон ввел обязательный антикоррупционный мониторинг всех правовых актов и проектов в крае. Все государственные органы края обязаны разработать конкретные программы антикоррупционных мер.
Закон края «О дополнительных мерах господдержки агропромышленного комплекса края в 2009–2010 гг.» Предусмотрена поддержка предприятий АПК и торговли в привлечении кредитных ресурсов, стимулировании продаж пищевых продуктов собственного производства в крае и т. д.
Пакет антикризисных законов. Принимался в течение 2009 г. В соответствии с законами края создана система государственной гарантийной поддержки (только в 2009 г. поступило заявок на госгарантии более чем на 12 млрд руб.), для предприятий машиностроительного комплекса введены новые субсидии. С 1 января 2010 г. снижена ставка налога на имущество для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность с вложениями более 50 млн руб.
Устав объединенного Красноярского края. Принят в июне 2008 г. Закрепил принципы формирования государственной власти края. В регионе появилась администрация губернатора и правительство.
Источник: «ДК», на основе выборочного опроса депутатов ЗС КК Алексей Клешко
Заместитель председателя, руководитель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества ЗС Красноярского края.
Родился 2 апреля 1970 г. в Абакане.
Карьера: 1988 — 1989 гг. — служба в армии. 1989 — 1995 гг. — работа на краевом радио. В 1995 г. назначен главным редактором телерадиовещания для детей и молодежи КГТРК «Центр России». С 1990-го по настоящее время — сотрудничество с ведущими электронными СМИ региона (КГТРК, «Афонтово», ТВК, первое негосударственное радио «Местное время»), создание авторских программ. С 1996 по 2001 г. дважды избирался депутатом Красноярского городского совета. С 2001 г. по сегодняшний день — депутат Законодательного Собрания края. Депутаты взяли под контроль транспорт, госсобственность и продовольствие
ТОП законов, находящихся на стадии рассмотрения
Закон «Об организации транспортного обслуживания населения». Планируется, что закон будет регулировать допуск компаний к осуществлению пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения.
Закон «Об управлении государственной собственностью Красноярского края». Закон позволит вводить независимых директоров в органы управления совета директоров государственных предприятий. До этого туда входили только чиновники краевого правительства.
Закон «О продовольственной безопасности Красноярского края». Закон предполагает гарантии продовольственной безопасности — планируется создать общую базу данных о производителях продукции, технологиях, которые они используют.
Источник: «ДК», на основе выборочного опроса депутатов ЗС КК
Бизнес разобщен и инертен
Новый губернатор еще не закончил формировать команду. По мнению АЛЕКСЕЯ КЛЕШКО, еще как минимум полгода в «сером доме» стоит ждать кадровых перестановок. Многие из них могут стать неожиданными.
Основная часть команды Кузнецова им уже сформирована. Неожиданных людей там нет.
— Действительно, ряд назначений уже сделан. Во многом в администрации края остались люди, которые работали еще при Александре Хлопонине. Но, во-первых, сформирована только часть команды. Будут еще назначения. Во-вторых, на мой взгляд, некоторые из уже прозвучавших «назначенцев» поменяются. Губернатор будет присматриваться к людям, от кого-то отказываться, искать новые кадры.
Что это будут за люди, на ваш взгляд?
— Сложно сказать. Не думаю, что новички будут в основном из столицы, как это было при Лебеде, или из Норильска — как при Хлопонине. По своему типу наш новый губернатор — управленец и тактик, в отличие от предыдущего, который в большей степени был коммуникатором и стратегом. Соответственно, Лев Кузнецов и людей будет искать таких — опытных управленцев, хороших хозяйственников, а таких много и в крае. Думаю, что и возраст, принадлежность к поколению также будут играть свою роль.
Удалось ли найти общий язык краевой законодательной власти с новым губернатором?
— Кузнецов — фигура в крае не новая. Депутаты знакомы с ним еще со времен его работы в аппарате Хлопонина. Поэтому для нас губернатор — человек предсказуемый. Мы знаем, каких решений от него ждать, поэтому особых сложностей возникнуть не должно. Это во времена Зубова и Лебедя были постоянные конфликты между законодательной и исполнительной властью. С первым — потому что на период его правления пришелся так называемый «разгон советов». Здесь, в крае, Валерий Зубов отвечал за роспуск Советов во всех городах и районах, он выставил из «серого дома» и краевой Совет во главе с Вячеславом Новиковым. С Лебедем же в принципе было сложно выстраивать отношения. Его политика была очень непредсказуемая. Каждый день как на пороховой бочке.
Конечно, сейчас многое будет зависеть от того, как Лев Кузнецов выстроит отношения со всеми политическими партиями, работающими в Законодательном Собрании, с финансово-промышленными группами, малым и средним бизнесом, гражданским обществом. Будет ли он активно идти на диалог, обсуждать возможность стратегического партнерства или же замкнется на оперативном управлении края.
Красноярский бизнес — чужой в коридорах власти
Алексей Клешко считает, что труднее всего новому губернатору будет выстроить отношения с малым и средним бизнесом. И не потому, что он как представитель власти настроен к нему негативно. Скорее наоборот. Просто в Красноярском крае конструктивным отношениям власти (как законодательной, так и исполнительной) с предпринимателями мешает, по мнению г-на Клешко, инертность самого бизнеса.
— Вспомните период губернаторства Александра Хлопонина. С его приходом в край власть стала опекать бизнес, а не «доить», как при предыдущем губернаторе. Эту политику будет продолжать губернатор Кузнецов. На самом деле столько поддержки, начиная от различных субсидий, заканчивая организацией круглых столов и форумов, не было у бизнеса ни в одном регионе. Но при всем этом редко когда подобное взаимодействие было инициативой самого бизнеса. К сожалению, наши предприниматели очень разобщены.
Возможно, здесь вина самих чиновников. У бизнесменов сложился стереотип: обращаться к власти бессмысленно. Там работают одни бюрократы и коррупционеры.
— Безусловно, в этих словах есть существенная доля правды. Приведу пример: недавно в крае была запущена государственная и муниципальная программа по созданию магазинов шаговой доступности. Проект этот уже заработал, первые магазины открылись. Недавно я встречался с группой предпринимателей, которые не вошли в число счастливчиков, обласканных властью. Им не понятно, как отбирались компании для участия в этом проекте, почему их обошли стороной. Их возмущение предсказуемо — власть мало информировала об этом проекте и в итоге выбрала если не «своих», то и особо конкурса не проводила. Но, с другой стороны, красноярский бизнес редко когда задает подобные вопросы власти. Пока он не консолидирован. Каждый бизнесмен преследует только свой интерес — поэтому бизнес-сообщество именно как сообщество не сложилось. И даже когда некоторым представителям бизнеса удается выстроить отношения с властью, многие вместо того, чтобы защищать интересы своего сообщества, тут же пользуясь положением, пишут жалобы на своих конкурентов. Стараются ударить так, чтобы упавший уже точно не встал.
Кто, на ваш взгляд, мог бы объединить местный бизнес и власть?
— Сложный вопрос. Во всем мире это делают независимые организации и союзы. У нас они в крае тоже есть, что уже хорошо. Но по большому счету они инертны. Ту же местную торгово-промышленную палату у нас не видно и не слышно. Я не помню, чтобы она хотя бы раз обратилась к нам с какой-либо инициативой. То же самое происходит с местными союзами предпринимателей. Но, может, мы просто многого и сразу хотим? В той же Европе история бизнес-сообществ насчитывает столетия.
Но ведь есть же сильные объединения предпринимателей, например, Союз строителей? Он всегда активно лоббировал интересы отрасли во власти.
— Да, действительно, это одна из тех немногих организаций, которые постоянно на слуху. Но опять же, где был Союз строителей, когда этой зимою обманутые дольщики устраивали митинги около здания правительства и ЗС края? Никто из союза не пришел к нам с инициативой — «давайте искать выход вместе». Хотя изначально эта организация создавалась для того, чтобы доказать всем: строительная отрасль честная и не коррумпированная. Когда же возникла сложная ситуация, никто из представителей этого союза не объяснил людям, что происходит и как действовать дальше. И в итоге Союзу строителей края понадобился целый год, чтобы принять решение — «мы готовы достроить замороженные объекты». А ведь задача бизнес-элиты — строить отношения не столько даже с властью, сколько с самим обществом.
Есть мнение, что в отличие от малого и среднего бизнеса, который не имеет влияния на краевую власть, крупный бизнес в лице, в частности, «Норильского никеля» диктует власти свои условия.
— Даже такой крупный налогоплательщик, как «Норильский никель», не может диктовать свои правила краевой власти. Это, конечно, миф. Помимо «Норильского никеля» в крае работают Роснефть, РУСАЛ, СУЭК, Росатом, РЖД. У всех этих финансово-промышленных групп свои интересы на нашей территории (кстати, иногда эти интересы не то что не совпадают, а даже и противоречат), и они стремятся наладить нормальные, конструктивные отношения с властью. Раньше довольно часто приходилось привлекать федеральную власть в качестве арбитра. Так было, например, когда Норникель поддерживал сепаратистов, которые настаивали на отделении Норильска от края. Но в период губернаторства Хлопонина произошли серьезные перемены. Во-первых, будучи представителем Норникеля, сам Александр Геннадьевич стремился стать государственником. Во-вторых, акционеры компании были рады за успех своего коллеги, но не горели уже желанием принять вместе с ним ответственность за весь край. В-третьих, этот период совпал с курсом Путина на «равноудаленность бизнеса от власти». Так что Хлопонин с самого начала активно вел переговоры со всеми ФПГ. В результате законодательной, исполнительной власти удалось найти общий язык со всеми ФПГ в интересах Красноярского края. Хотя, наверное, иногда этот диалог мог бы быть и более жестким.
Антикризисный марш-бросок
За последние два года одни из самых важных законов, принятых в крае, касались как раз поддержки малого и среднего бизнеса. В крае был принят целый пакет антикризисных законов, которые затронули более десятка отраслей. Заместитель председателя Законодательного Собрания края уверен — многие законы были очень своевременны и позволили сохранить бизнес компаниям.
— Я бы отметил закон о поддержке лесной отрасли. Согласно ему объем государственных средств, выделенных местным предприятиям лесного комплекса в 2009 г., составил более 450 млн руб. С помощью этой поддержки удалось сохранить практически докризисные объемы лесозаготовок — на 10% выше среднероссийских. Тогда как, например, в других регионах из-за несвоевременно оказанной помощи лесная отрасль просто умерла.
Кроме того, был принят пакет законов, касающихся краевого агропромышленного комплекса, — в 2009 г. удалось сохранить рабочие места более чем на 700 предприятиях. Всего в бюджете этого, 2010-го, года федеральных и региональных средств на поддержку предприятий АПК выделено около 4 млрд руб.
Многие ваши коллеги среди основных законов, принятых в прошлом году, выделили закон «О краевом бюджете».
— В этом законе я не вижу ничего революционного. Кроме того, что это был бюджет, за который, несмотря на его дефицит и сокращение ряда расходов, депутаты проголосовали единогласно. Такое бывает нечасто. А вообще, для экономического положения дел в стране на тот момент это был предсказуемый законопроект. Гораздо революционнее, я считаю, был первый бюджет Хлопонина. Когда он предложил зарезервировать миллиард рублей под будущие инвестпроекты. Причем никаких конкретных идей у него тогда не было. Просто просил поверить «на слово», и мы поверили. С тех пор и существует краевой инвестфонд, который реально влияет на экономическую ситуацию в крае.
А из тех законов, которые сейчас находятся на стадии разработки, какие, на ваш взгляд, самые важные?
— Я бы выделил законопроект «О помощи обманутым инвесторам-дольщикам». Необходимость его появления возникла как раз тогда, когда обманутые строителями люди собирали митинги возле краевой администрации и депутаты обратились в региональное правительство с обращением и предложениями о конкретных мерах помощи. Надо сказать, что работа над законом идет очень сложно, он вызывает много споров как среди политиков, так и среди строителей. Посмотрим, как он заработает.
Власть поддержала бизнес в кризис
Топ принятых законов
Закон края «О краевом бюджете на 2010 г. и плановый период 2011–2012 гг.» Принят в ноябре 2009 г. Первый дефицитный бюджет за последние пять лет в крае. Дефицит составил 11,70 млрд руб.
Закон края «О противодействии коррупции». Принят в июле 2009 г. Закон ввел обязательный антикоррупционный мониторинг всех правовых актов и проектов в крае. Все государственные органы края обязаны разработать конкретные программы антикоррупционных мер.
Закон края «О дополнительных мерах господдержки агропромышленного комплекса края в 2009–2010 гг.» Предусмотрена поддержка предприятий АПК и торговли в привлечении кредитных ресурсов, стимулировании продаж пищевых продуктов собственного производства в крае и т. д.
Пакет антикризисных законов. Принимался в течение 2009 г. В соответствии с законами края создана система государственной гарантийной поддержки (только в 2009 г. поступило заявок на госгарантии более чем на 12 млрд руб.), для предприятий машиностроительного комплекса введены новые субсидии. С 1 января 2010 г. снижена ставка налога на имущество для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность с вложениями более 50 млн руб.
Устав объединенного Красноярского края. Принят в июне 2008 г. Закрепил принципы формирования государственной власти края. В регионе появилась администрация губернатора и правительство.
Источник: «ДК», на основе выборочного опроса депутатов ЗС КК Алексей Клешко
Заместитель председателя, руководитель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества ЗС Красноярского края.
Родился 2 апреля 1970 г. в Абакане.
Карьера: 1988 — 1989 гг. — служба в армии. 1989 — 1995 гг. — работа на краевом радио. В 1995 г. назначен главным редактором телерадиовещания для детей и молодежи КГТРК «Центр России». С 1990-го по настоящее время — сотрудничество с ведущими электронными СМИ региона (КГТРК, «Афонтово», ТВК, первое негосударственное радио «Местное время»), создание авторских программ. С 1996 по 2001 г. дважды избирался депутатом Красноярского городского совета. С 2001 г. по сегодняшний день — депутат Законодательного Собрания края. Депутаты взяли под контроль транспорт, госсобственность и продовольствие
ТОП законов, находящихся на стадии рассмотрения
Закон «Об организации транспортного обслуживания населения». Планируется, что закон будет регулировать допуск компаний к осуществлению пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения.
Закон «Об управлении государственной собственностью Красноярского края». Закон позволит вводить независимых директоров в органы управления совета директоров государственных предприятий. До этого туда входили только чиновники краевого правительства.
Закон «О продовольственной безопасности Красноярского края». Закон предполагает гарантии продовольственной безопасности — планируется создать общую базу данных о производителях продукции, технологиях, которые они используют.
Источник: «ДК», на основе выборочного опроса депутатов ЗС КК