Меню

Алексей Новиков: У предпринимателей уже 5 лет нет денег на развитие

«Наброшу на вентилятор про «помощь бизнесу от власти», «помощь власти от бизнеса» — она же «мы же платим налоги» и вот это вот всё».

Алексей Новиков, политолог, доцент кафедры социологии СФУ, исследователь, аналитик, модератор фокус-групп, соучредитель и директор ООО «Технологии социальных исследований».

— В разговорах о положении бизнеса есть скрытое предположение о том, что бизнес-то — он в целом намного эффективнее государственной машины, которая какими только эпитетами не описывается — и тупая, и ленивая, и неповоротливая, и прочая, и прочая. Но.

Во-первых, вся ситуация обсуждается так, будто бы кризисом она стала вот прямо сейчас. Но это не так.

Одним из моих заказчиков и одним из заказчиков коллег как раз и был малый и средний бизнес. И, надо сказать, что он ничего уже не заказывает как минимум 5 лет. Это означает, что уже всё это время у предпринимателей нет свободных денег, которые они могли бы потратить на развитие. Более того, и запроса нет. За пять лет не заметить такого радикального изменения ситуации может только человек, слишком глубоко погружённый в процесс.

А теперь — и это, во-вторых — о процессе. Или о быстроте, эффективности и поворотливости. А также воспоём оду необыкновенному трудолюбию.

Наблюдений о неэффективности российского бизнеса у меня за десятилетия работы с ним накопились уже сотни.

Базовое — о чём пишут и коллеги, профессионально занимающиеся организационным консультированием — отсутствие стратегии или желания её разрабатывать. И, как следствие, экстенсивный рост.

То есть, покупают у нас в одном магазине — давайте откроем 2, а лучше 22. Потому что доля рынка же. Про совокупные издержки мы узнаем потом. Причём эти решения вообще не проверяются на эффективность, никак.

Сейчас, например, Фёдор Овчинников пишет — как так, мол, вышло, что его «Додо-Пицца» не попала в список значимых компаний? Ну как вам сказать, Фёдор… Так вышло потому, что вместо отстройки GR-подразделения вы ведёте прямые эфиры в инстаграме. Я, кстати, не усомневаю управленческую компетентность Фёдора. Но отсутствие фокуса и стратегии, простите, не отметить нельзя.

Не нравится пример с Овчинниковым? У меня есть и другие. Например, я в упор не понимаю, почему

договор в ситуации малого и среднего бизнеса согласовывается дольше, чем в ситуации крупного.

То же самое касается скорости принятия решений и обратной связи. С крупным бизнесом всё просто — о принятом решении тебе сообщат, и сообщат достаточно быстро. В случае с малым и средним — ты перезваниваешь через месяц и узнаёшь, что они решили ничего не делать. Или решили работу с себестоимостью в 250 тыс. провести за 25 тыс., но с другим подрядчиком. А потом ты слышишь хрестоматийное «Вообще-то мы исследованиям не доверяем…». Правильно, исследованиям за 25 000 я тоже не доверяю. И никому бы не советовал доверять.

Или заходите вы в супермаркет, купить еды. С соблюдением, конечно, extensive social distancing. Но в супермаркете работает одна касса. Или две. Из восьми. И в отдалении весело щебечет стайка сотрудников. В масках, не буду зря говорить. Но им же кто-то, вероятно, платит зарплату? И администратору, который позволяет залу работать именно так, тоже? И вот мы все, только я поневоле, а они за деньги, медитируем, глядя на растущую очередь.

Я уже молчу про малый бизнес, который первым делом арендует офис (–25 000 примерно чистой прибыли). А потом пытается нанять пиарщика за 15 000, чтобы он ему обеспечил появление в федеральных СМИ, не меньше. Зачем тебе, хороняка, СМИ? Прибыли у него ноль без палки, но СМИ подавай.

Или про средний, который пытается что-то продавать холодными звонками.

Или про сотовых операторов, которые не могут решить проблему клиента, но могут (на выбор) либо оскорбить, либо извиниться. А, ещё подписать на рассылку и заменить гудок.

Тот же малый бизнес, совершенно в духе самой неприятной бюрократии, начинает раздувать штат, как только у него появляется какой-то намёк на прибыль. В расчёт не берётся, что эта прибыль может быть следствием конъюнктуры, и в следующем месяце придётся заворачиваться из куля в рогожку. Но кого это волнует? Давайте наберём в штат всех! В том числе юристов «с опытом разрешения международных конфликтов» (реальная цитата из вакансии в малом бизнесе, если что). Ну и вы знаете эти вот бесконечные вакансии с требованиями на отдел из трёх человек по 120 000 каждому, а в реальности 25 000 и одному, но на испытательном сроке 15 000, испытательный срок полгода, потом «простите, вы нам не подходите».

И когда начинается разговор «Памагити, нас унижают, я плочу НОЛОГ!!!!», я никак не могу отделаться от поганого ощущения. У меня постоянное déjà vu про конкретные действия конкретных организаций из списка выше.

Это, кстати, не означает, что бизнесу не нужно помогать. Это означает лишь то, что принадлежность организации к малому бизнесу зачастую не означает особой эффективности предприятия или особой этичности позиции.