Меню

Арктический взлет

Иллюстрация: предоставлено компанией

Важность аэропорта «Алыкель» для жителей Норильска и Таймыра сложно переоценить. За исключением нескольких месяцев, воздушный путь — единственная ниточка, связывающая город с «большой землей».

Национальный проект по развитию арктических территорий кратно масштабирует значение аэропорта — теперь он становится ключом от арктических природных кладовых, логистической точкой сборки в стратегии освоения уникальных земель.

Масштаб ответственности

Этим летом стартовал второй этап реконструкции аэропорта. Напомним, масштабное обновление воздушного порта началось год назад. Необходимость модернизировать «Алыкель» назрела давно. Взлетно-посадочная полоса здесь не ремонтировалась с 1983 года. Изношенное состояние стало угрозой безопасности полетов. Аэропорт устарел. Масштабный проект потребовал серьезных вложений. Именно поэтому реконструкция воздушных ворот Арктики реализуется на условиях частно-государственного партнерства: 3 млрд направил ГМК «Норникель», а 9,6 млрд выделил федеральный бюджет.

По словам Сергея Батехина, старшего вице-президента, руководителя блока сбыта, коммерции и логистики «Норникеля», компания планомерно инвестирует в развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры Арктики.

 — Полностью финансировать строительство современной транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере государство сегодня не готово, поэтому на бизнесе в регионе лежит заметная нагрузка по ее созданию и поддержанию. «Норникель» считает себя ответственным не только за свои промышленные активы, но и за целый регион. Компания формирует около трети бюджета Красноярского края, а также напрямую финансирует значительное количество инфраструктурных проектов. Более чем за 80 лет работы в Арктике мы накопили уникальные компетенции, знания и технологии, которые могут помочь раскрыть весь потенциал северного региона России, — отметил топ-менеджер.

Полет нормальный

Реализация проекта реконструкции аэропорта «Алыкель» заслуживает особого внимания. Обычно работы такого масштаба приостанавливают функционирование аэропорта. Однако было принято решение не прекращать авиасообщение с северным городом и ввести только некоторые ограничения. Для этого проект реконструкции разбили на три этапа и продлили до 2018 года. Отметим, именно компания «Норникель» настояла на том, чтобы не закрывать единственные ворота Норильска в «большой мир» наглухо.

Этим летом предстоит сделать самый протяженный отрезок взлетно-посадочной полосы — 1040 погонных метров. Ремонтироваться будет средняя часть полосы. Работы завершат к середине сентября — к этому времени взлетная полоса будет иметь все сертификаты: новое освещение, в том числе светосигнальное, а также другое оборудование для эксплуатации по всей протяженности.

Сейчас большие «Боинги» не садятся в «Алыкеле». Тем не менее, полеты осуществляются силами малой авиации. Установлен особый тайминг, позволяющий норильчанам напрямую добраться в Красноярск, Игарку, Хатангу, Новый Уренгой и Москву с пересадкой в Сургуте. Несмотря на то, что скептики предсказывали ажиотаж в билетных кассах, продажи шли в штатном режиме. Были выделены квоты на покупку билетов выпускникам школ, которые решили подавать документы в вузы страны, и детям, которые отправляются на отдых в российские здравницы. Впрочем, и без квот очереди за билетами не выстраивались — в ГМК и бюджетных учреждениях Норильска заранее спланировали графики отпусков таким образом, чтобы каждый сотрудник смог улететь на отдых в течение года.

Во льдах

Воздушный путь — не единственная арктическая транспортная инфраструктура, в которую вкладывается «Норникель». Компания активно участвует в национальном проекте развития Северного морского пути. Прежде всего, речь идет о новом транспортно-логистическом узле в Мурманске.

«Норникель» завершил реконструкцию второго причала Мурманского транспортного филиала компании. Ввод второй очереди позволит вывести терминал на полную мощность и увеличить грузопоток почти в два раза — с 780 тыс. до 1,5 млн тонн в год. Складские мощности составляют 100 тыс. кв. м. Причалы оборудованы портальными кранами грузоподъемностью от 40 до 80 тонн.

Инвестиции в реализацию этого проекта составят около 2,4 млрд руб. Общая сумма, направленная компанией на модернизацию мурманского терминала, — 4,6 млрд рублей. По словам экспертов, терминал станет стартовой площадкой для базирования арктических проектов страны.

Освоение Арктики невозможно без ледового флота. Еще в начале «нулевых» компания приступила к формированию собственного речного и ледового флота. В 2006 году на воду был спущен контейнеровоз ледового класса «Норильский никель», положивший начало собственному арктическому флоту компании, который был сформирован к 2009 году. Сейчас шесть ледоколов осуществляют круглогодичные поставки продукции в Европу, позволяя обходиться без сторонних перевозчиков и не зависеть от капризов погоды.

Суда усиленного ледового класса ARC7 были построены в Финляндии и Германии. Они способны ходить среди льдов толщиной до 1,8 м без сопровождения ледоколов благодаря особой системе движителей Azipod. К слову, компания стала первой использовать такие движители для преодоления льдов. Примеру «Норникеля» последовали другие игроки нефтегазовой отрасли, работающие в Арктике.

Один из уникальных объектов Северного морского пути — порт в Дудинке. Его особенность состоит в том, что он речной и морской одновременно: расположен на Енисее, в 220 морских милях от Карского моря. Это крупнейший действующий порт на трассе СМП. В 2016 году общий водный грузооборот порта Дудинка составил 3,9 млн тонн, из которых 1,2 млн тонн пришлись на перевозки по Северному морскому пути и более 2,7 млн тонн — по реке Енисей.

Дудинка — единственный в мире порт, причалы которого подвержены затоплению. Каждый год из-за весеннего паводка и ледохода в устье Енисея основная часть причалов порта затапливается. На это время с затапливаемой части убираются сооружения и оборудование и возвращаются на свои места после схода воды.

Учитывая эту природную особенность, при модернизации кранового хозяйства порта компания «Норникель» сделала выбор в пользу мобильных кранов, которые самостоятельно покидают затопляемые причалы и возвращаются на них после схода воды. Это позволило увеличить время работы порта не менее чем на неделю против использования традиционных портальных кранов, перемещение которых с причалов носило сложный и длительный характер.

Безусловно, собственный ледокольный флот — дорогое удовольствие, и руководству «Норникеля» не раз задавали вопрос: может, стоит избавиться от непрофильных активов? Однако здесь считают транспортные активы профильными.

— Развитие транспортной инфраструктуры — залог экономической безопасности. Таким образом мы обеспечиваем гарантированную бесперебойную работу промышленных предприятий компании. В модернизацию и ремонт своих судов «Норникель» планирует вложить до 2020 года более 2,2 млрд рублей. Эти инвестиции позволяют содержать флот в состоянии, соответствующем самым строгим регламентам. К тому же такие суда оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.

— Нужно добавить, что транспорт «Норникеля» играет важную социальную роль. В частности, флот компании обеспечивает так называемый северный завоз — доставку нефтепродуктов и медикаментов для региона. Большое участие в северном завозе принимает Енисейское речное пароходство — дочернее предприятие. В 2016 году в населенные пункты Красноярского края было доставлено свыше 100 тыс. тонн угля и нефтепродуктов. Кроме того, компания помогает коренным малочисленным народам Севера: доставляет топливо, продукты, использует суда и вертолеты для передислокации рыболовов и охотников. Ежегодно в Дудинку флот доставляет около 110 тыс. тонн продовольственных грузов и товаров народного потребления, — говорит г-н Батехин.

Ключи от Севера

И реконструкция аэропорта «Алыкель», и развитие Северного морского пути —основополагающие проекты общероссийской арктической стратегии. Полярная кладовая содержит основные запасы природных богатств российского Севера.

— Объемы углеводородных запасов на континентальном шельфе оцениваются в 9-10 млрд условных тонн. Это огромный потенциал, — подчеркнул на Санкт-Петербургском экономическом форуме Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ, заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Единственная возможность подойти вплотную к освоению пока еще гипотетических ресурсов — развивать арктическую транспортную инфраструктуру. Одновременно все транспортные проекты показывают положительное влияние на инвестиционную привлекательность территорий, а также качество жизни людей, связавших свою судьбу с Севером.

«Ключи» от Арктики ждут ученые, поскольку Заполярье еще и кладезь памятников эпохи палеолита.

— Сейчас мы ведем два проекта на Кольском полуострове и в сибирской Арктике. Арктика очень интересна для ученых — пока это огромное белое пятно на археологической карте мира, — сказал руководитель отдела палеолита ИИМК РАН Сергей Васильев.

Петроглифы, стоянки людей и мамонтов — Арктика хранит в себе много тайн, способных перевернуть наше представление о доисторических временах, миграциях древних народов и ледниковом периоде. Ученые ИИМК РАН считают, что современные исследования дают основания пересмотреть бытовавшую много лет гипотезу о том, что в ледниковый период с территории сибирской Арктики уходило население под влиянием неблагоприятных условий среды обитания.

В наши дни археологи установили, что сибирская Арктика была приемлема для успешного существования людей даже в эпоху последнего ледникового максимума — около 21 тыс. лет назад. По их мнению, существовавшие прежде у ряда ученых представления о том, что под влиянием неблагоприятных условий среды обитания происходила людская «депопуляция» Сибири, нужно пересматривать и уточнять.

P. S. В аэропорту «Алыкель» перенесен входной порог, метео- и сигнальное оборудование, произведены демаркировка и маркировка взлетно-посадочной полосы. Завершаются подготовительные работы под бетонный участок — разрушено текущее покрытие, засыпан щебень, уложены аэродромная пленка и арматурный каркас. Начинаются бетонные работы — самый ответственный момент. Аэропорт трудится, готовясь к арктическому взлету.