Меню

«Бизнес Красноярска пока не готов к особенным клиентам», — Надежда Болсуновская

Еще недавно понятие «инклюзия» многие путали с «олл инклюзив». Постепенно в Красноярске начала формироваться доступная среда, люди с инвалидностью стали выходить в социум. Но бизнес оказался не готов.

Председатель Общественного движения «Право на счастье» Надежда Болсуновская отмечает, что за несколько лет Красноярск совершил прорыв в создании доступной среды для людей с инвалидностью. А вот бизнес за этими изменениями не успевает. Инфраструктура предприятий торговли и сферы услуг города пока не совсем готова к особенным клиентам.

Вы почти 8 лет занимаетесь развитием в Красноярске инклюзивной среды. Что изменилось в городе за эти годы?

— Город стал более открыт для людей с инвалидностью. Многое сделано для создания доступной среды. Она складывается из двух составляющих — архитектурной и сервисной. Архитектурная доступность подразумевает, что абсолютно все горожане, в том числе люди с инвалидностью, могут свободно передвигаться по городу, попадать в различные здания. Тут в Красноярске перемены очевидны. Раньше само слово «пандус» было в диковинку, а теперь они все чаще обустраиваются. Появляются подъемники, кнопки вызова, тактильная плитка, звуковые системы и вывески для незрячих и прочее. Основные бюджетные объекты города — школы, садики, больницы, спортивные сооружения, учреждения культуры — уже так или иначе адаптированы под нужды разных категорий граждан.

Сервисная доступность подразумевает саму возможность получения услуги людьми с различными ограничениями. Ведь мало попасть в учреждение, нужно, чтобы персонал был готов взаимодействовать, коммуницировать. Например, как объясниться с человеком, который не слышит или не видит? В плане отношения к людям с инвалидностью наш город тоже очень изменился. Инклюзия шаг за шагом входит в нашу жизнь. Основная идея инклюзии — все люди должны жить в одном обществе, общаться и взаимодействовать на равных — активно реализуется в городе. Когда мы начинали, никто не знал даже понятия «инклюзия», путали с «олл инклюзив». Мы видели, что люди не готовы к встрече с теми, кто чем-то от них отличается. Кто-то не понимал, как общаться с человеком с инвалидностью, кто-то считал заразным и даже переходил на другую сторону улицы, лишь бы не видеть... Сейчас барьеров и косых взглядов становится все меньше, все больше людей получает инклюзивный опыт общения. Эта тема перестает быть стрессовой и пугающей. Как и должно быть в нормальном обществе.

Порой доступная среда в городе формируется с ошибками: тактильная плитка укладывается криво, пандусы непригодны для использования. Как вы к этому относитесь?

— Я понимаю, почему есть ошибки. Это абсолютно новая для нас сфера. Мы все только учимся этому. Доступной среды никогда не было, ведь в СССР инвалидов не было видно. Создать такую инфраструктуру с нуля за несколько лет — очень сложно.

Но подвижки и здесь есть. В каждом районе города созданы комиссии, куда входят и люди с инвалидностью. Их задача — общественный контроль и приемка таких объектов. Общественный контроль за этой темой силен, поэтому недочеты быстро выявляются и исправляются.

В 2014 году я была на Паралимпиаде в Сочи. Я была поражена тем, что на обратном пути от сочинской гостиницы до красноярского аэропорта мне ни разу не пришлось приподнимать свой чемоданчик на колесах. Везде были скосы, заниженные бордюры, подъемники, эскалаторы. Сейчас я смотрю на Красноярск и понимаю, что мы к этому идем.

Формировать доступную среду может не только муниципалитет, но и бизнес. Насколько изменилась инфраструктура сферы торговли и услуг, насколько она готова с особенным клиентам?

— Есть уже компании, которые движутся в верном направлении. Образцовая доступная среда, к примеру, создана в Сбербанке. Доступность в виде пандусов или кнопок вызова специалистов есть в ряде других банков, в крупных супермаркетах и торговых центрах, в некоторых аптеках и кафе. Что-то делается. Но если сравнивать с тем, какой скачок сделал в этом отношении город, можно уверенно сказать: бизнес пока опаздывает.

Что мешает бизнесу: нехватка знаний или средств?

— Здесь несколько причин. Часто предприниматели просто не задумываются о том, что люди с инвалидностью — тоже часть их целевой аудитории. Что они тоже могут посещать кафе, магазины, салоны красоты… В результате у нас открываются заведения и магазины в подвалах, с крутыми лестницами. Причем обидно, когда без ступенек реально можно было обойтись, но дизайнеры спроектировали лестницу просто для красоты. Не подумали.

Социум вместе с тем меняется. Все больше людей с инвалидностью активно включаются в жизнь общества и хотят вести обычный образ жизни: ходить в кафе, магазинчики и салоны красоты. И сейчас, в 21 веке, не создавать доступную среду — это нарушать права людей, это моветон. Доступная среда становится такой же важной составляющей как вывеска, витрина и прочее.

Уже был прецедент в Москве — общественная организация подала иски на более чем 350 предприятий сферы услуг и общественного питания из-за нарушений прав инвалидов. Суды встают на сторону маломобильных граждан в этом вопросе.

Причем есть масса вполне бюджетных вариантов создания доступной среды. Если нереально сделать пандус, можно хотя бы оборудовать кнопку вызова специалиста на входе. Цена вопроса — 3 тыс. рублей.

Другая проблема — вроде подумали, но сделали неправильно. Например, ту же кнопку вызова расположили так, что человеку в инвалидной коляске не дотянуться. Или пандус покрыт кафельной плиткой, и по нему не забраться.

Кто может помочь бизнесмену грамотно подойти к вопросу формирования доступной среды?

— Можно обратиться в отделения соцзащиты. У них есть специалисты, которые помогут разработать план действий, подскажут, как сделать заведение доступным и при этом не потратить большую сумму денег. Можно также обращаться и к нам, и в другие общественные организации.

Для подготовки сотрудников к работе с людьми с инвалидностью можно обращаться в разные общественные организации, в том числе к нам. Мы готовы помогать. Мы уже занимались обучением специалистов муниципальных учреждений, волонтеров, у нас есть разработанная методика, материалы, тренинги. Правда, услуга для бизнеса пока не сформирована, у нас не было опыта подготовки персонала частной организации. Но если будет запрос, мы сделаем.

Ваше пожелание красноярскому бизнесу?

— Будьте открыты для людей с инвалидностью, всегда находите возможность оказать им услуги. Решение есть всегда, главное хотеть его найти. Постарайтесь сделать свое заведение доступным для разных людей — для маломобильных, незрячих, слабослышащих. Просто попробуйте посмотреть на свое заведение глазами человека с ограниченными возможностями.

Весь мир идет по этому пути. На мероприятия приглашают сурдопереводчиков. Меню и прайсы дублируют шрифтом Брайля. В кафе предлагают блюда и напитки с сахарозаменителями. Это то, что постепенно должно стать нормой и в Красноярске.

Местный бизнес пока не научился обслуживать клиентов с инвалидностью. А готов ли он принимать таких людей на работу?

— Сдвиги есть, но до идеала далеко. Во всем мире люди с различными ограничениями прекрасно трудоустраиваются — каждому можно найти подходящее занятие. В Берлине, например, есть знаменитое кафе, где работают люди с нарушением интеллекта, и туда посетители охотно идут. Прекрасный инклюзивный опыт.

У нас есть подвижки в этом вопросе, но пока недостаточные. Государство квотирует рабочие места для людей с инвалидностью на предприятиях со штатом более 35 сотрудников, выделяет средства для обустройства рабочих мест. В Красноярске есть такие примеры — люди с ДЦП работают программистами, в сфере гостиничного бизнеса, в образовании, в социальной защите. Но в целом трудоустройство людей с инвалидностью пока не стало нормой. Работодатели не активно рассматривают таких кандидатов.

Также есть понятие социальной занятости тех людей, которые не могут быть официально трудоустроены в силу диагноза. Но они могут выполнять простую работу — шить, столярничать, делать руками сувениры, выращивать цветы, что -то вырезать и наклеивать и т.д. Мы в этом году с соцзащитой хотим начать создавать мастерские для людей с инвалидностью в рамках реализации гранта президента. Сейчас ищем бизнес-партнеров, которые могут предложить простую работу нашим подопечным или брать под реализацию произведенные ими товары. Это тоже участие и помощь.

К нам однажды приезжал специалист из Канады, он сказал правильную вещь: должно вырасти новое поколение людей, которые с детства находятся в инклюзивной среде. И у них уже не будет возникать вопросов, принимать ли на работу специалиста на коляске или незрячего и зачем делать пандус. Для них инклюзивное общество будет уже нормой жизни.