Меню

Красноярский бизнес открывает карманы

Число благотворителей от бизнеса в Красноярске растет. До добровольных пожертвований созрел и малый бизнес. Хотя этот процесс тормозит то, что благотворительное движение еще не прозрачно и системно.

Несмотря на то, что Россия занимает по количеству миллиардеров шестое место на планете (96 миллиардеров), благотворительность в крупных масштабах остается новым для страны явлением. Олигархов, которые отдают часть своего состояния на благотворительность, единицы. Хотя потребность делиться в бизнесменах уже проснулась. Например, в феврале 2013 г. владелец холдинга «Интеросс» и гендиректор ГМК «Норильский Никель» Владимир Потанин, состояние которого оценивается в $14,5 млрд, стал первым российским магнатом, присоединившимся к сообществу Билла Гейтса и Уоррена Баффета «Клятва дарения». Эта благотворительная кампания призывает самых состоятельных людей планеты передать половину своих богатств на благие цели. Пока в списке этого сообщества только один российский миллиардер.

Красноярским бизнесменам до таких щедрых пожертвований еще далеко. Суммы, которые предприниматели готовы перечислять в благотворительные фонды, в лучшем случае исчисляются миллионами рублей. При этом отдавать средства на благие дела добровольно в основном готовы крупные и средние компании, с высоким уровнем капитализации. Остальные либо предпочитают инвестировать в свой бизнес, считая благотворительность пустыми тратами, либо выделяют на эти цели совсем незначительные суммы. «Быть благотворителем сейчас невыгодно. Россия, в отличие от западных стран, не предоставляет никаких налоговых поблажек для компаний-благотворителей. Получается государство не заинтересовано в том, чтобы я как юрлицо помогал нуждающимся. У меня есть желание поддерживать сирот или приемные семьи, но зачем я буду тратить деньги на эти цели, если государство снимает с меня за это налоги?», - прокомментировал «ДК» малый предприниматель Руслан Назарчук.

 

С мира по нитке

По данным министерства юстиций РФ, в регионе зарегистрировано более 150 благотворительных фондов. Более тридцати работает в Красноярске, и только шесть из них можно отнести к категории профессиональных организаций, которые содержаться на частные деньги попечителей и имеют собственные программы. «К таким относятся Фонд Михаила Прохорова, фонд «Вера и Надежда» Анатолия Быкова, фонд им. Людмилы Пимашковой, Губернаторский фонд, Центр социальных программ РУСАЛа и фонд «От сердца к сердцу», - перечисляет «ДК» главный специалист агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края  Людмила Владыко.  – У других более мелких фондов нет своих программ, поскольку они не имеют постоянных средств для финансирования и оказывают адресную помощь. Собирают деньги на конкретную цель – на операцию или лекарства больному. На самом деле адресная помощь не считается эффективной благотворительностью. Хотя и такая помощь необходима».

За счет собственных и привлеченных средств красноярские фонды развивают программы, связанные с искусством, спортом, образованием, помогают больным, нуждающимся и социально незащищенному населению (сиротам, многодетным семьям, пенсионерам и др.). Многие благотворительные проекты спонсируют местные компании. Крупный бизнес, который не имеет собственных фондов, реализует свои социальные программы и участвуют в проектах благотворительных организаций. Например, ГМК «Норильский Никель», как и «НК «Роснефть» особое внимание уделяет ветеранам ВОВ, пенсионерам, сиротам и детям из многодетных семей. Холдинг «СУЭК» оказывает адресную помощь онкобольным, собирает деньги детям, нуждающимся в дорогих операциях. Сбербанк в Красноярском крае, Хакасии и Тыве шефствует над 10 детдомами, оборудует социальные квартиры для выпускников, строит спортплощадки, компьютерные классы, проводит ремонт и др. Ежегодно выделяет на эти цели по 1 млн руб.

Средний бизнес, как и малый, начал возвращаться в благотворительность несколько лет назад. По словам Людмилы Владыко, особенно отличился малый бизнес: «В городе и крае действует множество программ и грантов на социальные проекты, которые распределяются на конкурсной основе. То есть фондам, чтобы выиграть грант, нужно найти партнера, который дал бы им необходимую сумму. Часто это небольшая помощь, которая может выражаться не в деньгах, а в какой-то услуге. Благодаря гибкому формату работы поднялась целая волна благотворительности со стороны малого бизнеса. Раньше такой активности не было».

Несмотря на положительные тренды, эксперты полагают, что этих перемен мало для того, чтобы красноярская сфера благотворительности вышла на новый этап развития. Согласно аналитическому отчету КРОО «Агентства стратегических инициатив», движение благотворительности в Красноярском крае характеризуется невысоким качеством и стихийностью пожертвований. Часто складывается ситуация, когда инициатива есть, а денег нет. «Обращаются с желанием помогать многие, но до дела часто не доходит. В моей практике был и есть только один бизнесмен, который работает с нами длительное время, - рассказывает «ДК» руководитель Губернаторского фонда Ольга Бусовикова. - Он обратился в наш фонд с предложением перечислять на наши программы некоторые суммы ежемесячно еще в 2006 г. У него небольшой бизнес, но он и в кризис продолжал нам помогать. Это единственный предприниматель, который с нами так долго».

                                                     

Дефицит доверия

Крупные благотворительные фонды, имеющие собственные бюджеты, практически не занимаются привлечением дополнительных средств, заключают партнерские соглашения с теми, кто обратился к ним по собственному желанию. Небольшие фонды, организованные частными лицами, наоборот не имеют собственных денег и вынуждены постоянно искать источники финансирования. Таким, как правило, помогают не столько представители бизнеса, сколько просто неравнодушные граждане. Предприниматели опасаются, что деньги не дойдут до адресата, поэтому предпочитают не связываться пусть и с честными, но неизвестными организациями.

«Не умаляя достоинства работы маленьких фондов, нужно понимать, что их деятельность сложно проверить на прозрачность. Тем более за маленькими организациями никто особо не следит. А работу благотворительной организации можно оформить так, что 100% от оборота фонда будет уходить в карман учредителю, - поясняет Ольга Бусовикова. - Чтобы доверие к благотворительности со стороны общества росло, нужно чтобы в нем работали профессионалы, чтобы фонд отсчитывался о каждом потраченном рубле».

К сожалению, к честности стремятся далеко не все красноярские фонды. Председатель правления фонда «Святая Кристина» Оксана Журак в поисках средств на лечение детей больных ДЦП, не раз сталкивалась с недобросовестностью со стороны партнеров:

«Самая большая проблема – мошенничество. Она рождает недоверие граждан к благотворительности. Недобросовестно ведут себя как просители, так и партнеры. У нас был случай, когда один из фондов, с которым мы сотрудничали, когда собирали деньги на реабилитацию ребенка, привлеченные средства оставил себе, мотивируя тем, что наш фонд и без него собрал необходимую сумму».

Впрочем, по словам Людмилы Владыко, некоторые компании, нашли способ, как противостоять мошенникам: «Многие компании, которые в своих бюджетах закладывают суммы на благотворительность, идут по новому принципу. Доверяют эти деньги оператору – крупному благотворительному фонду, деятельность которого легко проверить. Рассказывают свои приоритеты, на какие цели должны быть потрачены эти деньги, и перечисляют их на счет фонда».

Большая часть пожертвованных благотворителями средств, по оценкам руководителей фондов, идет на детские программы, включая развитие спорта и творчества, и адресную помощь больным детям. На эти цели уходит от 85-100% бюджетов благотворительных фондов. «Часто у ребенка обнаруживается тяжелый диагноз, в России ему помочь не могут, нужно вести в клинику в другую страну, а это 2-3 млн руб. Конечно государство старается проблемы здравоохранения решать, строит новые клиники, онкоцентры, кардиоцентры. Но здравоохранение так и остается самым больным местом страны», - отмечает г-жа Бусовикова.

Оставшиеся средства распределяются с одинаковыми долями на помощь малообеспеченным многодетным семьям, инвалидам, пенсионерами и лечение алкоголе- и наркозависимых. Прежде чем фонд объявит о сборе средств или примет решение помочь, проситель и его семья тщательно проверяются. Мошенники не дремлют. «Сначала досконально проверяем все документы, которые проситель предъявил, потом ищем через интернет группы и форумы, где могут собирать деньги на данного ребенка. Если вся информация достоверна, мы начинаем сбор средств, - поясняет Оксана Журак. -  В случае даже ничтожного утаивания информации прекращаем отношения».

По словам экспертов, приоритеты благотворителей сейчас складываются в сторону комплексных программ, а не адресной помощи. Постепенно бизнесмены начинают понимать, что качественная благотворительность - та, которая помогает прийти к стопроцентному решению имеющейся проблемы, а не просто помочь одному ребенку или инвалиду. Правда, пока до этой мысли созрели не все, большинство по-прежнему предпочитают жертвовать деньги конкретным людям, оказавшимся в беде.