О том, каким должен стать Красноярск и что надо сделать для достижения поставленной цели, «ДК» рассказал глава города Эдхам Акбулатов.
Именно города станут драйверами развития страны в ближайшие 15 лет. У Красноярска в этом плане особая миссия – сформировать на исторически сложившейся промышленной платформе новые стандарты качества жизни. В рамках КЭФ-2016 проблемы и вызовы, стоящие перед краевым центром, рассмотрели на «круглом столе» «Новая градостроительная политика».
Земельный вопрос
«Круглый стол» собрал мэров крупных городов России – от западной части страны до Дальнего Востока. Такой формат рабочей встречи глав мегаполисов случился в истории российских форумов впервые. Символично, что его инициатором и организатором стал именно Красноярск.
Эксперты на «круглом столе» не только обозначили проблематику, но и сформулировали конкретные предложения, которые будут переданы руководителю рабочей группы Государственного совета по градостроительству, губернатору Красноярского края Виктору Толоконскому. Он выступит с этими предложениями перед Президентом России на заседании Госсовета.
Эдхам Акбулатов подчеркнул, что новая градостроительная политика призвана защищать интересы горожан, в том числе от проявлений «дикого капитализма».
– Города России выступают с единой позицией, и их мэры ратуют за разумные и справедливые законы, помогающие навести порядок в градостроительной сфере.
А современные горожане все более требовательны к своим городам.
– Совершенно верно, поэтому все более актуален тезис, что градостроительство – это договор между властью, бизнесом и обществом. И этот договор должен реализовываться таким образом, чтобы прежде всего учитывались общественные интересы.
Однако в Градостроительном кодексе даже нет такого понятия – общественный договор.
– Сегодня требуются системные правки в законодательной сфере, регулирующей процессы градостроительства. Причем идеологическая направленность этих правок должна идти по пути установления приоритета общественных интересов. Это ключевой подход, задающий формат всех изменений.
Общим тезисом обсуждения стало отсутствие свободных земель. То есть у муниципалитетов нет ключевого инструмента управления?
– К 2007 году практически вся земля в Красноярске, за исключением лесов, оказалась обременена правами третьих лиц. Это либо участки в собственности, либо долгосрочная аренда, либо еще какие-то имущественные права. Ситуация характерна для всех российских городов. Таким образом, земля как ресурс перестала быть инструментом управления.
Новыми, действенными инструментами управления должны стать градостроительные нормы, генеральные планы развития городов, правила землепользования и застройки, проекты планировки. Если мы упустим возможность регулировать развитие городов с помощью этих норм, то нам будет трудно создать конкурентоспособную, привлекательную для жизни городскую среду.
В Красноярске утвержден генеральный план города. Разве этого недостаточно?
– В прошлом году мы приняли генплан, работа над ним шла почти два года. Приняты правила землепользования застройки и проект планировки улично-дорожной сети. Сейчас мы ведем работу над проектами планировок жилых районов. Таким образом, у Красноярска будет полный пакет документации, которая необходима для градостроительного планирования и ведения градостроительной деятельности на территории города.
Тем не менее, без внесения ряда поправок в федеральное законодательство мы не сможем качественно и эффективно развивать город. Яркий пример – комплексная застройка, которая предполагает строительство не только коммерческой недвижимости, но и объектов социальной инфраструктуры.
Допустим, в проекте планировки, который разработан и обсужден с общественностью, эти объекты предусмотрены. Однако на тот же участок накладывается градостроительный план, разработанный в прежние времена. И в нем нет школ, детских садов, поликлиник... А есть проект, связанный исключительно с развитием коммерческой недвижимости. Возникает противоречие между двумя градостроительными документами. Разумеется, застройщик ссылается на старый градостроительный план, который не отменен.
Для того чтобы уйти от двойственных ситуаций, необходимо инициировать внесение изменений в законодательство и четко определить: в приоритете проект планировки, а не градостроительный план или иные документы, которые когда-то были созданы. Более того, документы, где сделан акцент на коммерческую застройку без учета социальной инфраструктуры, должны быть дискриминированы. Тогда мы сможем отказывать инвесторам в разрешении на строительство на основании несоответствия проекту планировки.
Необходимо внести изменения в Градостроительный кодекс, прописав, что градостроительный план имеет информационный характер, а проект планировки – единственный документ, на соответствие которому должны быть оценены любые проекты в области градостроительства.
Это единственное несоответствие, которое нужно устранить для реализации принципов комплексной застройки?
– Еще один важный аспект связан с урегулированием процесса изъятия земельных участков под строительство социальных объектов. Как пример – ситуация с микрорайоном «Николаевка». Типичный «деревянный» микрорайон, подобные есть практически во всех российских городах.
Согласно проекту планировки на этой территории нужно построить целый ряд социальных объектов – школу, два детских сада, поликлинику. Но в законодательстве отсутствует механизм изъятия земельных участков под их строительство. Этому есть объяснение. Более 80% объектов социальной инфраструктуры были построены в советское время. Затем, в 1990-е и начале «нулевых», муниципалитеты крайне мало занимались развитием социальной инфраструктуры городов.
Сейчас ситуация изменилась, социальные объекты – приоритет. Муниципалитету необходимо выполнять социальные обязательства. Однако земля стала частной, и права собственников оберегаются законодательством. А у нас отсутствуют правовые механизмы изъятия земель.
Для того чтобы это осуществить, требуется внести изменения в целый комплекс законодательных актов. Например, чтобы поставить на кадастровый учет участок, который предусматривается проектом планировки под школу или поликлинику, нужно внести поправку в Закон о государственном кадастре. Также требуются поправки в Земельный кодекс для утверждения муниципальной нужды как основания для изъятия под строительство социального объекта.
Без решения этих вопросов мы не сможем квалифицированно, на законных основаниях, с компенсацией убытков реализовывать проекты комплексной застройки.
Общей проблемой для многих городов стало качество проектной документации. Каковы предложения для решения этой проблемы?
– Низкокачественные проекты – следствие несовершенства института экспертизы проектной документации. Сейчас в стране наряду с государственными работают коммерческие экспертизы. К примеру, экспертные заключения о возможности строительства в Красноярске некоторых объектов выдавали коммерческие экспертизы, расположенные в Иркутске и Магадане. При этом не был выполнен градостроительный анализ, оценена комплексность такой застройки, в результате были нарушены санитарные нормы.
Я не отрицаю возможности коммерческой деятельности в области экспертирования проектов, это правильное направление работы. Но для решения вопроса целесообразным мог бы стать обязательный «открытый банк» экспертных заключений. Надзирающий орган в лице федерального министерства и строителей мог бы оценивать деятельность экспертных организаций аналогично тому, как Центробанк оценивает деятельность коммерческих банков.
«Внутренний» вектор
Два года назад на страницах «Делового квартала» Эдхам Акбулатов заявил, что краевой центр будет развиваться не вширь, а вглубь. Этот «внутренний» вектор по-прежнему актуален. Принципиальным подходом остается не расширение, а трансформация городской территории.
Город будет меняться в своих очертаниях, но незначительно. Границы несколько изменятся в районе Бугача и Солонцов. Но это скорее «косметические» решения. Основной прирост коммерческой и бюджетной застройки будет происходить на территории города.
В каких конкретных проектах воплотится эта трансформация городского пространства?
– В первую очередь нам необходимо модернизировать территории с аварийной застройкой. У нас есть семь пилотных площадок, на которых отрабатываются механизмы развития застроенных территорий. В первую очередь нам надо расселить ветхие и аварийные дома, предоставив горожанам достойное жилье. А затем провести реновацию территории. На месте бараков должны появиться новые современные объекты. Безусловно, семь площадок не решают всех городских проблем, и уже в текущем году будут объявлены торги на 24 площадках.
Будет ли дальше меняться транспортная схема Красноярска?
– В городе предполагается создать еще два новых моста. Запланированы транзитные пути по левобережью из Советского в Октябрьский район. Они пройдут через микрорайон «Покровский», в обход исторического центра. Также предусмотрена схема развития внеуличного транспорта.
Насколько планы развития Красноярска будут корректироваться с учетом новых экономических реалий?
– К кризисам надо относиться как к циклическому процессу. За последние 25 лет мы прожили несколько кризисов и научились к ним адаптироваться. Более того, и нынешний кризис далеко не последний.
Нужно понимать, что успешный город – это муниципалитет, который может совладать с различными, в том числе непредвиденными проблемами, реализовывать то, что запланировано в рамках существующих условий.
Например, нам надо построить большую транспортную магистраль в створе улицы Волочаевской. Это большой проект, который воплощается в рамках подготовки к Универсиаде и в значительной мере финансируется за счет федерального бюджета.
Задача власти – переселить почти 650 семей. Жилье мы будем приобретать у застройщиков. Таким образом, мы предлагаем строительной отрасли гарантированный заказ, который может положительно повлиять на кризис ликвидности на рынке жилья. Это самая настоящая антикризисная программа поддержки строительства.
Новая экономическая реальность, в первую очередь, требует от нас качественных управленческих решений, быстрого реагирования, тщательной проработки планов и проектов, которые мы наметили.