Меню

"Играли в футбол. И тут объявили: теперь будет регби": Константин Гончаров о кризисе-2014

Иллюстрация: dk.ru

DK.RU продолжает серию материалов к 10-летию журнала в Красноярске. Бизнес Константина Гончарова с 2004 г. не сильно изменился внешне, зато серьезные преобразования затронули внутренний мир героя.

Директор бюро путешествий «Алеф» Константин Гончаров был и остается одним из самых надежных спикеров «Делового квартала». Можно считать, что значение своего имени он уже оправдал (Константин — «постоянный»). Весной 2015 г. будет двадцать лет, как г-н Гончаров управляет своей компанией.

— За эти годы ко мне пришло понимание, что одна из любимых фраз киношных предпринимателей: «Это бизнес, детка, и ничего личного» в корне неверна. Скажу жестче — это самая лживая и фальшивая фраза, какая только может быть применена к бизнесу. Потому что в бизнесе все личное. Хотя бы потому, что хороший, качественный, долгоживущий бизнес получается только у личностей.

Как вы это поняли?

— Точно не враз — утром проснулся, посмотрел в окно и все понял. Нет. Это понимание приходило постепенно на протяжении последних десяти лет. Когда сталкиваешься с личностями, интересными, харизматичными людьми из разных сфер деятельности, а не только коммерческих, приходишь к мысли, что человек любой профессии по-своему бизнесмен. Само слово business переводится как «занятие» или «дело». Дословно, получается, что любой настоящий профессионал занимается бизнесом. Например, учитель. Он дает систему получения знаний, какую-то структуру предмета своего или науки — это его занятие. Его дело. За это дети или студенты опосредованно, через бюджетную систему, рассчитываются с ним деньгами — это его доход.  Во внебюджетной сфере расчет деньгами может идти напрямую — испек пекарь хлеб, в который вложены мука, соль-сахар, талант самого пекаря, его профессиональные секреты, коммунальные затраты пекарни и др., и у него хлеб купили. Вкусный и пышный! Это принципиально важно: бизнес — штука двусторонняя. Твои усилия имеют смысл тогда, когда продуктом этих усилий пользуются клиенты или покупатели. А вкусный и пышный хлеб получится только у Личности.

Я очень благодарен людям за понимание, что «личное» есть везде — и в бизнесе, и в деловых отношениях, и в семье. Ты человек, и твоя главная задача — выполнить собственное предназначение. Если у тебя это получается — замечательно. Если через какое-то время решишь, что ты никакой не бизнесмен и предназначение в другом — собирай котомку и иди другой дорогой. Это твое решение и  твой выбор. Окружающие не имеют права осуждать.

(Фотографии Константина Гончарова в 2004 г. и в 2014 г. источник фото: архив ДК, фото Илья Матушкин)

А что вы думали по этому поводу десять лет назад?

— Десять лет назад я не задавал себе эти вопросы. Я и думал о другом, и жил другим. Люди год от года растут, развиваются как личности. Еще раз подчеркну, что благодарен тем, кто научил меня новому, тем, кто сделал меня лучше. Кто-то вовремя подсказал-похвалил, кто-то вовремя… скажем так, поправил. Им особое спасибо.

Эти люди до сих пор в вашем окружении?

— Некоторые уже нет. Бывает, что один день, проведенный с человеком в поезде, дает больше, чем 10 лет, проведенных с целым классом сверстников в школе. Длительность урока не так важна, как его содержание.

Как перемены в отношении к жизни отразились на вас и вашем бизнесе?

— Перестала свербить мысль, что пора на покой. Есть опять же киношный идеал бизнеса — это когда ты компанию создал, работу поставил, дождался доходов, нанял топ-менеджера, а сам улетел на Канары. Раз в неделю по скайпу проверяешь, как идут дела, денежка капает на счет, а ты ходишь на яхте с друзьями-плейбоями и коллекционируешь винтажные авто. Каждый из бизнесменов как бы мечтает об этом. А я за десять лет пришел к выводу, что для меня это было бы скучно. Красиво, но скучно.

Вы перестали к этому стремиться, потому что поняли, что это невозможно?

— Скорее так — возможно, но не для всех. Есть такой термин «ошибка жирафа». Жираф большой и высокий, и он считает, что все в Африке животные — большие и высокие. Но он ошибается, на самом деле в Африке больше всего маленьких грызунов-землероек 4-5 см в длину, а жирафов мало — они в меньшинстве. Так и здесь, вполне возможно, что есть «жираф» среди бизнесменов, с которого, собственно, и написан этот киношный идеал. Но это не значит, что все остальные должны к этому стремиться. Ведь землеройка, да что там землеройка — тот же леопард или слон не собираются становиться жирафами.

Отлаживая бизнес так, чтобы он работал сам по себе, предприниматель  выстраивает новые структуры, что-то приобретает в технологическом или коммуникационном плане, но и теряет в сути. Увеличивается расстояние между Личностью и бизнесом. Каналы связи (наемные управленцы) могут искажать личное участие.

Поэтому для меня модель  «посади вместо себя наемника и валяйся на пляже» совсем непривлекательна. Возможно, со временем что-то поменяется, но это будет уже другая история.

Наверное, многие бизнесмены к этому приходят…

— Конечно. Например, первая персона премии «Человек года-2014» — Роман Гольдман. Он точно принадлежит к той группе предпринимателей, у которых все бизнес-проекты личные в самом настоящем смысле этого слова. Или возьмите компанию «Сибиряк», можете представить ее без Владимира Егорова, или «СМ.СИТИ» без Александра Коропачинского? Нет. Без них компании потеряют что-то незаменимое.


Авторы фото Олег Чипура (2004 г.), Алексей Ларичев (2008 г.), Илья Матушкина (2014 г.)

Оставаться в котелке

Перемены, происходящие в России и мире в этом году, безусловно, сказались на рынке туризма. Причем очень серьезно. По словам Константина Гончарова, этот бизнес на 99% связан с внешней политикой.

— Некоторые мои знакомые, тоже имеющие туристический бизнес, которые уже сделали несколько шагов по «жирафьему» пути, сейчас возвращаются назад, потому что поняли, что в новых условиях они могут потерять даже ту опору, которую сами себе создали. Сейчас они осознанно возвращаются в бизнес, и многие из них даже довольны этим. Это как в управлении самолетом — при изменении курса пилот сам должен взять штурвал.

Расскажите, как этот год отразился на вашей компании?

— Человек путешествует не потому, что у него есть деньги, не потому что у него виза и загранпаспорт, а потому что желание путешествовать, открывать новые места на земле, открывать себя в новых местах и в новых условиях — одна из основных потребностей людей. Когда начинаешь обращаться к этой потребности, понимаешь, что она никуда не делась. Да, кто-то ее пока заморозил, другой ее заменил, третий сократил бюджет. Все эти перемены требуют перестройки и от нас, потому что людям несмотря ни на что, нравится путешествовать. Но разговаривать об этом теперь нужно уже по-другому. Это главное изменение — в отношении к истинным мотивам. Мне кажется, что за год мы только укрепились в верности своей миссии, потому что так думали с самого начала. Ну и технически год очень сложный. Внешние условия меняются на тектонических уровнях. От нового законодательства до политических и экономических проблем.

Что вы конкретно сделали, чтобы соответствовать переменам на рынке?

— Адаптировали свою линейку сервиса без понижения ценности для клиента. Это возможно, если обращаться к основным и позитивным мотивам человека. У нас это получается, и мы даже начинаем на этом выигрывать. Самое основное в этом году для нашего бизнеса — почувствовать этот тренд: не удариться в демпинг, не пытаться снижать свою внутреннюю стоимость.

Пересмотрели зоны рисков. Мы и раньше обходили стороной рискованные чартерные программы, работали в основном с регулярными перевозками. Сейчас еще и дополнительно оцениваем туроператорские компании, контролируем платежи вплоть до зарубежного отеля.

Позиционируем «Алеф» как экспертную компанию по работе с активными зимними турами как за рубежом, так и внутри России. Есть у человека потребность — покататься на сноуборде, он ее может реализовать в Красноярске в «Бобровом логу», а может в Новой Зеландии или Альпах, например. Ведь можно поехать в Альпы на уровне потребления Михаила Прохорова,  а можно более скромно. Альпы при этом останутся те же.

Как эта идеология помогает вашей компании быть успешной в нынешней геополитической ситуации?

— Она снижает фактор влияния этой геополитической ситуации на принятие решения человеком. И выводит на первое место настоящие мотивы для путешествия. При этом мы вместе с клиентами выводим процесс принятия решения из зон повышенного риска. Организация путешествий должна проходить в зоне наибольшего эмоционального комфорта. Клиент не должен чувствовать неудобств ни от того, что меняет уровень, ни тем более от того, что не меняет его.

Может, вам сыграли на руку скандалы вокруг разорившихся туроператоров в этом году?

— Нет. Плохое не может играть на руку. Любой скандал, любая неприятная ситуация действует на всех. Вы едете в автобусе, на первом ряду человек сидит и матерится, вы к нему никакого отношения не имеете, как и остальные пассажиры, но вам плохо и некомфортно. И здесь такая же ситуация. Разорился один — плохо всем. Негативный фон ощущается. Очень тяжело с таким фоном делать бизнес.

Чем кризис 2014 г. отличается от кризиса 2008 г.?

— При прошлом кризисе не было изменений базовых условий игры на рынке. Мы в марте этого года проанализировали влияние негативных факторов на отрасль. Если в 2008-09 гг. не действовали политические факторы, то сейчас они начали действовать.  В 2008 г. ситуация была такая: все играли в футбол, пошел дождь, начали приспосабливаться к новым условиям, как-то доиграли, а и дождь вскоре кончился. Сейчас все играли в футбол, пошел дождь, и вдруг всем объявили, что теперь это регби. Началась другая игра.

Автор фото: Илья Матушкин

Расскажите о вашем главном проекте этого года.

— Этой весной мы объединили свои усилия с компанией «Дискавери». «Алеф» — эксперт по зарубежному отдыху, в первую очередь зимнему, «Дискавери» — по сибирским горнолыжным курортам. Сейчас готовим новую маркетинговую стратегию и расширяем позиционирование. Должно получиться очень и очень неплохо.

Десять лет назад вы говорили, что ваш бизнес — семейно-дружеский? Как сейчас?

— И сейчас он такой же. За десять лет состав учредителей компании не изменился. Команда менеджеров, конечно, поменялась, кто-то уходил в декрет, кто-то предпочел сменить работу. Но «позвоночник» компании у нас остался тот же.

Десять лет назад у «Алефа» была 1 тыс. клиентов в год…

— А сейчас две тысячи. Но нет задачи масштабировать бизнес. Мы не выросли в разы — у нас не было такой цели, наоборот, мы хотели сохраниться как нишевая сервисная компания. «Алеф» вырос качественно. Мы бы могли уйти в сторону продаж простого продукта — туров массового потребления. Но потеряли бы индивидуальность, а этого совсем не хотелось.

Не может быть в одном городе на каждом углу заведений типа «Свинья и бисер». Красноярск не самый большой город, красноярский рынок туристических услуг — небольшой котелок, в котором все варятся. Кто-то вырастает и покидает его, кто-то переливается через край. А мы остаемся в котелке и не хотим из него выпрыгивать. Суп уж больно наваристый.

У вас были за это время франчайзиноговые проекты?

— В 2009 г. открыли в Красноярске фирменный офис одного из наших основных партнеров — туроператора «Натали Турс». Он и сейчас себя прекрасно чувствует. Была попытка еще один франчайзинговый проект открыть, но в итоге от этой идеи отказались.

Какие планы у вас на ближайшие пять лет?

— Планами это не назовешь. Это скорее желание. Через пять лет хочу видеть свою компанию живой и здоровой, правильно впитавшей все изменения, которые происходят сейчас. Хочу, чтобы «Алеф» остался компанией, внимательной к настоящим, истинным мотивам человека. Хочу видеть «Алеф» компанией для людей. А для этого нужно самим остаться людьми.

Есть избитая фраза «Кризис — это время для развития». Несмотря на внешний пафос, это верно. Истины всегда такие — простые и не прикольные. Надеюсь, что этот кризис станет для нас трамплином для прыжка и дальнейшего развития.

Подготовила Юлия Спирина

 

Читайте также материалы спецпроекта "10 лет спустя" с другими героями журнала

Леонид Ковель - От создателей «Рынка КрасТЭЦ» - какой проект готовит Леонид Ковель

Анжела Рябова - «У меня было большое эго». Анжела Рябова о том, как за 10 лет изменилась она и ее бизнес