Юрий Москвич, директор Центра стратегического прогнозирования и программ развития КГПУ им. В. П. Астафьева Ровно 20 лет назад, в 1990 году, мне, в то время народному депутату РСФСР, довелось
Юрий Москвич,
директор Центра стратегического прогнозирования и программ развития КГПУ им. В. П. Астафьева
Ровно 20 лет назад, в 1990 году, мне, в то время народному депутату РСФСР, довелось поучаствовать в обсуждении плана развития Красноярска. Тогда страстно столкнулись две позиции: молодых архитекторов и прагматиков. Первые были уверены в необходимости радикальных перемен городской среды проживания в условиях рыночной экономики. Они призывали найти в Красноярске место для сотен тысяч новых машин и десятков пригородных поселков. Прагматики же громко смеялись над якобы фантастическими проектами своих непрактичных коллег. Нетрудно понять, кто над кем может смеяться сейчас в забитом автомашинами Красноярске.
Будущее разные люди видят по-разному. У каждого свой гамбургский счет к нему. Очевидно, что жители любого города всегда будут хотеть жить в уютном, комфортном, красивом городе вне зависимости от вида и типа экономических прогнозов. Такую позицию красноярцы занимали 20 лет назад, такую занимают сейчас. Увы, но, как и два десятилетия назад, сегодня вновь побеждают «крепко стоящие на ногах» практики-экономисты. Это хорошо видно из статьи «Делового квартала» «Два сценария развития Красноярска», опубликованной в прошлом номере.
Что предлагают они для лечения тяжело больного «голландской болезнью» Красноярска? Практически одно — положиться на милость божью и ждать благодатной конъюнктуры. Ждать-пожидать того часа, когда либо природные ресурсы края вновь подорожают (и это в условиях мировой экономической неразберихи!), либо времени, когда наши соседи нам, а не китайцам, передадут право на производство сотворенных ими новых полезных продуктов, то бишь инновации. Видения иного будущего в заявленных сценариях не просматривается.
Есть, правда, огромная вера и надежда на event-чудо 400-летия Красноярска и скромная надежда на иное чудо, инновационное — чудо человеческого капитала вузов и науки. Правда, с оговоркой, что это чудо без новых знаний не появится. В общем, куда ни кинь, везде клин. Красноярск, как заявленный многократно город инноваций, выглядит, прямо скажем, не бодрым молодцем. Для меня это большая неожиданность.
Я хорошо знаю многих активных людей, и у них совсем иной взгляд на будущее своего города. Они уже давно существуют в ином параллельном с официальным городе. Он представляется им городом креативных людей — креативным Красноярском. В нем люди, а не разноцветные мыльные пузыри несостоявшихся, устаревающих или ненужных знаний, создают «высокую добавочную стоимость» и хотят безусловного успеха в постиндустриальном родном городе.
Их не так уж и мало — по данным нашего недавнего исследования не менее 10% от общего числа предпринимателей Красноярска. Они хотят немногого: понимания и помощи. Опрос также показал, что для успешного развития Красноярска как города реальной, а не риторической инновационной активности необходимо всего четыре условия. Первое — поощрять инновационное предпринимательство адресным законодательством. О необходимости этого высказались более 60% предпринимателей и экспертов. Второе — поддерживать и стимулировать творческую деятельность предпринимателей. Третье — повышать уровень доверия участников инновационного процесса друг к другу. И последнее — изменить целеполагание образования и воспитания в стране и крае.
Позиция этих людей весьма необычна и привлекательна. Красноярск им представляется как радикально другой город, как город не только вторичной индустриализации, технологических новшеств, но, прежде всего, как город реальных больших инноваций, креативных индустрий и экономики впечатлений. Разве наши изобретатели, писатели, художники не в состоянии творить уникальное? Разве среди большого числа креативных людей Красноярска не найдется достаточное число творческих предприимчивых продюсеров, инновационных менеджеров, лидеров, которые могут принести городу процветание и комфорт?
Возможный успех города может быть настолько революционным, что стоит обсуждать не то, что было и есть сейчас, а то, что может быть нежданно полезным.
Не пора ли начать строить для таких людей современные «бассейны» новых видов деятельности и наполнять их «водою»? Может быть, тогда и определится судьба Красноярска как города умных, творческих, предприимчивых людей, как креативного города нового типа — Умнограда?
Время авангардных сценариев развития города уже наступило. Вы скажете, что все это фантастика. Не спешите. Вспомните про градостроительный план развития Красноярска 1990 года и великое достижение эволюции: дальнозоркость крайне полезна для выживания. Я считаю, наступает пора индустриальному Красноярску достойно уходить в историю
Колонка написана специально для «Делового квартала»