Меню

Инновации: Mоська лает, слон идет

Николай Колпаков Исполнительный директор Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора (КРИТБИ) Все новое и непонятное вызывает критику. Так было всегда. Поэтому неуди

Николай Колпаков Исполнительный директор Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора (КРИТБИ)

Все новое и непонятное вызывает критику. Так было всегда. Поэтому неудивительно, что термин «инновации» в России часто воспринимается в негативном ключе.
Что означает это слово, непонятно подавляющему большинству населения, а спекулятивные высказывания усиливаются еще и оттого, что в этой сфере присутствует достаточно большой отток вложенного капитала. У людей формируется устойчивое мнение, что государство вкладывает в это направление огромные средства, а на местах эти деньги расходуются недостаточно эффективно, поэтому толка от инноваций нет и не будет.
Чтобы понять, почему об инновациях говорят много и часто, а на деле результатов от них не видно, нужно объективно посмотреть на ситуацию. Начнем с того, что сейчас в российской экономике централизованного спроса на инновационные продукты и разработки не существует. Объективно это так. И все организации, развивающие инновационные технологии, фактически занимаются тем, что провоцируют спрос на инновации. Пытаемся это сделать и мы и в первую очередь работаем с крупными корпорациями. Но даже если большие холдинги всерьез заинтересуются инновациями и начнут их внедрять, это решит задачу лишь частично. Проблема в том, что в России ряд отраслей совершенно не готов вкладываться в инновации. По сути, приходится не только находить и поддерживать разработки, но и создавать под них целые рынки...
Реальный результат от вложенных в инновации средств и сил мы увидим только через 10-15 лет. И то, если будем продолжать двигаться вперед. Но инновации необходимы России как воздух. Если сейчас мы на базе высоких технологий не обеспечим рефинансирование в экономику, не создадим новые институты, разработки и продукты, наше будущее выглядит туманно.
Недавно покупал оборудование для краевого бизнес-инкубатора и теперь знаю, что приобрести высокотехнологичное оборудование в США не просто долго и сложно, а зачастую невозможно. В США до сих пор действует законодательство, ограничивающее продажу сложных инновационных и интеллектуальных продуктов и технологий странам бывшего СССР (поправка Джексона–Винника). СССР давно нет, но к инновационным зарубежным разработкам мы доступа по-прежнему не имеем. Мы с США позиционируемся как партнеры, а их передовые технологии купить не можем. У нас ушло достаточно много времени на переговоры, но результат был отрицательный. Каждый раз нам отказывали под разными предлогами, а потом сказали: «Извините, но поставить вам то, что вы хотите приобрести, мы не можем, мы ограничены законодательством».
Выход из ситуации был найден. Купили необходимое нам оборудование, но не в Америке. Данная ситуация, на мой взгляд, продемонстрировала реальное отношение к нашей стране.
А если вернуться в наш регион, меня радует, что краевая власть перестала заниматься инновациями локально, сделала подход комплексным. В крае создано новое министерство, которое будет целенаправленно решать инновационные вопросы. Да, во многом работа с инновациями вызывает нарекания, но, подчеркну, критикует тот, кто ничего не делает. Отвлекаться на негатив некогда, нужно идти дальше, как говорится: «Моська лает, слон идет».
Николай Колпаков