Меню

Как наполнить муниципальную казну?

Этот вопрос актуален для любого российского города. Именно поэтому одной из наиболее острых тем, обсуждаемых на недавней АСДГ, стали полномочия и финансовое обеспечение муниципалитетов.

Красноярск все чаще становится центром международных и всероссийских коммуникаций в самых разных сферах. На общее собрание Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), прошедшее в конце июня в Красноярске, съехались представители более чем из 50 городов Сибири и Дальнего Востока: мэры, председатели городских дум, федеральные эксперты.

Ассоциация единомышленников

Главная ценность АСДГ — обмен опытом и возможность принимать согласованные решения, формировать консолидированную повестку развития муниципалитетов, выходить с инициативами на федеральный уровень.

— Это встреча даже не коллег, а единомышленников. У муниципалитетов сейчас много вопросов управленческого, организационного, финансового характера. Ассоциация формирует общее мнение, некий свод всех проблем, чтобы выносить на уровень федеральных органов. Муниципалитеты становятся определенной «лакмусовой бумажкой» проблем жителей, которые необходимо решать. Мы должны заниматься ими общими усилиями, иметь консолидированную позицию, чтобы происходили позитивные изменения, — отметил мэр Красноярска Сергей Ерёмин.

 

Снизить долг

Обсуждая проблемы местных бюджетов, участники АСДГ сошлись во мнении: города разные, а проблемы схожие. Среди типичных — ощутимый люфт между финансовой обеспеченностью и возложенными полномочиями, узкая доходная база муниципальных бюджетов и крайне ограниченные возможности ее расширения, зависимость от финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня. Все это приводит к существенным финансовым рискам в виде дефицита бюджета и нарастающих долговых обязательств муниципалитетов.

Мэры городов подчеркивают: обеспечивать развитие города без привлечения заемных средств невозможно. Так, в период экономического кризиса 2014–2016 годов бюджет Красноярска утверждался с максимальным дефицитом, который направлялся на развитие города.

Это повлияло на рост муниципального долга. Заимствования осуществлялись в основном за счет коммерческих кредитов.

Сейчас перед Красноярском стоит задача стабилизации муниципального долга. Реализации этой задачи способствовало бы распространение на муниципальные образования практики замещения коммерческих кредитов бюджетными. Ставка по ним минимальна — 0,1% годовых. В настоящее время на федеральном уровне оказывается помощь субъектам со значительным уровнем государственного долга в виде реструктуризации задолженности.

Сергей Ерёмин выступил с предложением рассматривать консолидированный долг субъекта, так как задачи, поставленные в Указах Президента РФ, являются общими для субъекта и муниципалитетов. Также внес предложения по разработке на федеральном уровне программы поддержки муниципалитетов в модернизации общественного транспорта, качественно новому подходу к финансовому расчету национальных проектов с учетом специфики макрорегионов.

Увеличить доходы

Мэрия Красноярска применяет различные решения для мобилизации доходной части бюджета. Проводится работа по совершенствованию муниципальных нормативных актов, позволяющих наращивать налоговую базу. Вместе с тем есть нормы действующего федерального законодательства, ограничивающие наполняемость доходной части местных бюджетов. Один из примеров — земельный налог не уплачивают организации уголовно-исполнительной системы, Федеральная служба безопасности, воинские части, религиозные организации и другие. В результате предоставления федеральных льгот по местным налогам бюджет города ежегодно теряет порядка 185 млн рублей.

Еще один пример — федеральным законодательством не предусматривается обязанность для владельцев вновь построенных объектов недвижимости и наследуемого имущества регистрировать право собственности на них. Такие объекты не подпадают под налогообложение, в результате город недополучает доходы.

Кроме того, в апреле 2019 года внесены изменения в Бюджетный кодекс, согласно которым штрафы с 2020 года будут зачисляться в те бюджеты, из которых осуществляется финансирование органов, их наложивших. Потери бюджета города — более 200 млн рублей. При этом источники компенсации выпадающих доходов местных бюджетов законом не определены.

И это только часть вопросов, требующих решения на федеральном уровне.

Все предложения по увеличению муниципальных бюджетов, выработанные во время работы АСДГ, будут переданы на региональный и федеральный уровни. Мэры городов рассчитывают, что их консолидированная позиция будет услышана.