Меню

Кто пришел? Бедность… Про благосостояние и походы в магазины. — Виктор Бахов, «Красный Яр»

Апрельский отчет Росстата о благосостоянии россиян нарисовал картину настолько мрачную, что этим заинтересовались даже в Кремле.

Виктор Бахов, директор по маркетингу гастрономов «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон»:
 
Еще бы, согласно отчету, только в 1-м квартале 2019 года доходы жителей снизились на 2,3%. Даже если эта тенденция не продолжится, то с учетом официального прогноза инфляции, а это 4,7-5,2%, покупательская способность к концу года снизится на 7% минимум. А в пессимистичной оценке — до 10%.
Что это значит? Простую вещь. Статьи расходов придется уменьшить на эти 10%.
У каждого есть траты, которые сократить невозможно — это налоги, коммунальные платежи. Поэтому основное сокращение придется провести в переменных затратах каждого домохозяйства, то есть «перекраивать» свои траты на одежду, продукты.
В том же отчете говорится, что у 15% семей сейчас денег хватает только на обязательные платежи и еду. И то с трудом.
Чаще всего в таком положении оказываются молодые семьи (59,2%) и семьи, которые полностью состоят из неработающих пенсионеров (57,9%).
Все взаимосвязано и как следствие начинается снижение потребления, а значит и снижение оборотов бизнеса, зарплат людей, задействованных в этих отраслях. И так далее. В общем тенденция весьма неприятная.
При этом наоборот, ожидать роста зарплат не приходится. По исследованиям того же Росстата, незначительная динамика в 2018 году наблюдалась у сотрудников сферы здравоохранения и социальных услуг. Также выросли доходы работников в сферах рыболовства и рыбоводства. При этом 18% аудитории пожаловались на снижение уровня заработной платы.
В этих реалиях стоит ожидать изменений в моделях потребления: отказ от бренда, отказ от магазина, отказ от бренда и магазина. При отказе от бренда покупатель будет ходить в привычные магазины, но при этом стараться покупать более дешевые товары. То есть условно, вместо порошка Tide купит стиральный порошок другой марки, дешевле.
Это дает новую возможность ритейлерам для развития собственных торговых марок и брендов «второй руки».
Отказ от магазина — это, по сути, перенос закупок в торговые точки, дающие реальную ценовую выгоду. Гипермаркеты, супермаркеты с большим количеством акций, дискаунтеры прежде всего. И хотя еще в прошлый раз я писал о том, что экономия становится не единственным фактором выбора магазина, тем не менее её значение для серьезной части населения будет определяющим в ближайшей перспективе.
Отказ от бренда и магазина — это максимальный режим экономии, когда покупатели будут вынуждены сокращать свое потребление и в количестве, и в качестве.
Поэтому ритейлеры сейчас вынуждены торговаться с поставщиками для сдерживания роста цен и развивать низкоценовой сегмент товаров. А также ждать исполнения указов президента о снижении уровня бедности в 2 раза к 2024 году.   В следующий раз расскажу, как работать и привлекать покупателя в эпоху экономии.
 

Читайте также