Олег Сипетый генеральный директор супермаркетов «Командор» «Эх, дороги!» — восклицал поэт в прошлом веке. «Мать!.. Мать!.. Мать!..», — отозвалось эхо в веке нынешнем. Думаю, каждый автолюбитель,
Олег Сипетый генеральный директор супермаркетов «Командор»
«Эх, дороги!» — восклицал поэт в прошлом веке. «Мать!.. Мать!.. Мать!..», — отозвалось эхо в веке нынешнем. Думаю, каждый автолюбитель, пробив колесо на одной из красноярских дорог, выражается куда более экспрессивно. Спустя какое-то время злополучную ямку, ставшую виновницей ЧП, могут залатать, но через год на том же месте образуется новая. Уже не яма, а ямища!
Никому не надо доказывать необходимость благоустройства дорог, тем более в такой большой стране, как Россия. В основе успеха любых развитых государств лежит качественно развитая инфраструктура. И во времена цивилизации инков, и египетских фараонов, и Древнего Рима скачок в развитии экономики страны начинался с усовершенствования инфраструктуры, где главнейшая роль отводилась дорогам.
Учитывая важность модернизации, на которую наша страна взяла курс, хотелось бы, чтобы и в Красноярске в ближайшее время произошел рывок в развитии. Тогда и государство, и каждый человек в этом государстве не будет нести колоссальные затраты, и материальные, и временные, каждый раз, пытаясь добраться или доставить товар из точки А в точку В.
Решение проблемы, на мой взгляд, в двух ключевых словах — хозяин и личная ответственность. Весь опыт развития общества показывает, что успех любого дела связан с персоналиями. За Apple стоит Стив Джобс, IKEA — это Ингвар Кампрад, Билл Гейтс создал Microsoft, а крупнейшая российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров «Магнит» принадлежит Сергею Галицкому. Пример из новейшей истории: Гус Хиддинк вывел российскую сборную по футболу в финал чемпионата Европы.
Так почему бы не сделать так, чтобы и у каждой дороги был хозяин? Вот если бы у каждого городского шоссе или моста писать не просто безликое «обслуживает ДРСУ такое-то», а фамилию конкретного человека, отвечающего за строительство, и его личные контакты. Представляете, сколько «хороших» слов он выслушает, если дорога плохая?
В госсекторе ориентация на личный успех как заказчика, так и подрядчика может и экономику продвинуть, и совершить ту самую модернизацию без особых затруднений. Например, чиновник за хорошую работу может попасть в золотой кадровый резерв, добросовестный подрядчик будет получать все более крупные госзаказы, что позволит создать дополнительные рабочие места.
Есть опыт Югославии и Южной Кореи, где главные магистрали — платные, а хорошее состояние дорог второстепенного значения обеспечивают частные предприниматели. Представляете, бизнесмену отдают на обслуживание участок дороги. Он получает деньги от муниципалитета и вовремя ремонтирует его. Хорошо сделал — получил новый заказ, плохо сделал — не получил заказ и испортил имидж. Впрочем, плохо делать в этой ситуации — невыгодно.
Многие знакомые мне говорят: «Чего ругать наши красноярские дороги? По сравнению с дорогами в некоторых других регионах они вполне сносны». Только вот вопрос: зачем нам равняться на такие регионы, где совсем уж ни пройти ни проехать?
Я считаю, фактом сдачи дороги должно стать не перерезание ленточки, а нормальное качество дорожного полотна после трехлетней эксплуатации. Например, в Южной Корее тоже практикуются «ямочные заплаты», но там срок их службы 10-15 лет. Все потому, что корейцы не просто приехали и залатали. В ход идут современные технологии. Я сам наблюдал, как специальные машины после заливки асфальтом каждую ямку обрабатывают так, чтобы она плотно закрепилась, а не развалилась через месяц. Причем ремонтируют они эту ямку тогда, когда еще и ямки-то как таковой нет, а только намек на нее. Приезжает специалист, имея все технические средства при себе, включая каток, к возможному месту деформации, выдалбливает специальным инструментом и тут же асфальтирует. Вот это и есть личная ответственность в действии.
А пока у нас в регионе такую ответственность никто не несет, нам сложно открывать магазины в тех городах края, куда ведут плохие дороги. Везти товар туда себе дороже.
Колонка написана специально для «Делового квартала».