Меню

«Наши предприниматели остались на обочине Универсиады», — Александр Гельманов

Одна из системных проблем Универсиады — отсутствие единого центра управления. Поэтому вполне реальные проекты могут остаться бесплотными мечтами.

Читайте также в спецпроекте: «Максим Уразов об участии местного бизнеса в Универсиаде»  

Александр Гельманов, генеральный директор группы компаний «СинтезН» в спецпроекте DK.RU «Заработать на Универсиаде»:

Споры нужна ли Универсиада Красноярску, велись уже на старте проекта. Представители бизнеса тоже задавались вопросом: что мы сможем получить от проведения крупномасштабного события в Красноярске?

С одной стороны, все мы понимали, что Универсиада — это большой шанс для города. Шанс улучшить инфраструктуру, экологию, дать экономике импульс развития. С другой стороны, с самого начала было не совсем понятно, каким образом конкретному бизнесу стать часть синергетического эффекта Универсиады.

Условно весь проект можно поделить на три глобальных этапа: подготовка, проведение и наследие. В идеале на каждом из этих этапов территория, люди и бизнесы, которые здесь работают, должны извлекать максимальную пользу. Именно так случилось в Казани, где средства для проведения мероприятия привлечены с выгодой для региона.

Первоначально, когда Универсиада была лишь проектом, бизнес испытывал определенные надежды на то, что большинство подрядных работ отдадут красноярским компаниям. И местные проектировщики, производители, поставщики получат гарантированные заказы. По факту почти все проектирование выполнено вне Красноярска. Соответственно, в подавляющее большинство проектов решения местных производителей не попали, а, значит, не будут востребованы и на следующих этапах: строительства, монтажа, эксплуатации.

Не нужно далеко ходить за примером. Есть красноярская компания — производитель батарей. По качеству их продукция ничем не уступает китайским и итальянским аналогам, однако в проекте заложены именно импортные батареи. Товар, вероятнее всего, повезут в Красноярск из Италии, что будет точно дороже. Наш местный производитель останется без заказа, а регион — без рабочих мест и отчислений в бюджет.

По нашим подсчетам, экономия на решениях, адаптированных к местному и российскому производству, могла бы составить 5 млрд рублей. При этом качество бы не пострадало.

Да, строительство нескольких крупных объектов Универсиады выиграли красноярские строители. Казалось бы, сейчас у малого и среднего бизнеса появился шанс стать субподрядчиками  местного застройщика. Однако оживления ждать не приходится. Строители, испытывая сложности, вызванные спадом на рынке недвижимости, нередко предлагают рассчитываться за услуги квадратными метрами — непроданными квартирами и коммерческими площадями. На этих условиях субподрядчикам работать невыгодно.

Не менее актуален вопрос: что произойдет с наследием Универсиады? Как впоследствии будут использоваться новые объекты? Здесь я вижу немало проблем, связанных с тем, что сторонние проектировщики явно не озабочены вопросом повторного использования инфраструктурных объектов. Это видно на примере IT-инфраструктуры. В каждом из спортивных объектов планируется размещать стационарные центры обработки данных (ЦОД). После Универсиады обслуживание этой инфраструктуры повиснет на бюджете, и затраты эти высокие. Если созданные мощности не будут востребованы, они начнут приходить в негодность. Вместо предложенного решения можно было строить мобильные ЦОДы, которые после Универсиады можно использовать для повышения вычислительных мощностей в других отраслях — образовании, здравоохранении, дорожном строительстве, сельском хозяйстве.

На мой взгляд, многие позиции роста красноярского бизнеса в русле подготовки и проведения Универсиады уже упущены. Однако остается шанс использовать наследие для развития внутреннего туризма. Новые спортивные объекты позволяют сделать Красноярск одним из наиболее привлекательных сибирских городов для проведения спортивного уикенда. Именно к нам могут поехать туристы из соседних Новосибирска, Томска, Омска, Иркутска. Ледовые дворцы, лыжные трасы, все это может привлечь активных сибиряков и сделать столицу края Меккой зимнего спортивного туризма. Но для этого уже сейчас нужно разработать и начать реализовывать мощный проект по развитию туристических спортивных маршрутов в Красноярске.

Признаюсь, мне сложно представить, кто сможет поднять этот проект, сделать так, чтобы он по-настоящему «выстрелил». К сожалению, одна из системных проблем Универсиады — отсутствие единого центра управления. Именно поэтому вполне реальные проекты могут остаться бесплотными мечтами.   

Колонка написана специально для «Делового квартала»