Минусовая стоимость нефтяных фьючерсов вызвала повышенный интерес к этой сфере экономики, традиционно являющейся бюджетообразующей для России. Все пропало или еще побарахтаемся?
Долгосрочный ли это тренд или локальное колебание? Стоит ли ждать обвала цен на нефтепродукты? В общем, «что было, что будет, чем сердце успокоится?» Ответы на эти вопросы дали красноярские эксперты.
«Внешняя» нефть и «внутренняя» - разные истории
Михаил Кичайкин, директор ТД «Олмал»:
Ценообразование на нефть в России живет своей отдельной жизнью и напрямую от цен на биржах не зависит. Тем не менее, полностью отрицать влияние мировых трендов нельзя. К примеру, из-за недавних событий на бирже в России сформировался переизбыток нефти и нефтепродуктов, что уже привело к снижению до уровня пятилетней давности оптовых цен на бензин и дизельное топливо. Также на это повлияло и существенное сокращение спроса (более чем на 30%) на розничном рынке, возникшее в начале апреля из-за введенных мер по самоизоляции.
Как результат – снижение розничных цен на некоторых заправках. Но повального удешевления топлива ждать не стоит.
Во-первых, у заправщиков еще много бензина, купленного по старым ценам, и его нужно продать. Во-вторых, большую часть прошлого года участники топливного рынка работали на грани рентабельности, периодически опускаясь до ее отрицательных значений. Соответственно, сейчас они будут стараться максимально компенсировать полученные в прошлом убытки.
В общем, ощутимое снижение розничных цен на бензин и дизтопливо стоит ждать только в том случае, если низкая стоимость в оптовом звене продержится достаточно долго – например, полгода. Но она уже начала расти из-за сокращения объемов производства на топливных заводах. К тому же с постепенным восстановлением деловой активности возвращается и спрос.
Для России это неприятно, но не смертельно
Олег Наумович, исполнительный директор ООО «Финам Красноярск»:
Падение во фьючерсных контрактах на поставку американской нефти до отрицательного значения нужно рассматривать в двух плоскостях. Технической и психологической.
С точки зрения техники минус 40 долларов за бочку – это все-таки цена не бочки нефти, а фьючерсного контракта. Сегодня на рынках дата исполнения ближайшего контракта. Они заключаются на один месяц. Нужно идти на исполнение, а желающих делать это нет – судя по всему, негде хранить эту нефть, резервуары уже близки к заполнению. Плюс ко всему поступила информация, что крупный нефтяной фонд провел роллирование (продление), то есть, перекладку из уходящего контракта в будущий. Сделал он это не за несколько дней до исполнения контракта, а всего за сутки, и тем самым усугубил ситуацию.
В общем и целом с точки зрения масштабов мира, это чисто локальная и небольшая история с убытками, ограниченными узким кругом спекулянтов, крупные игроки роллируют контракты за несколько дней до исполнения (как правило).
Но исторический момент, конечно знаковый: рынок никогда до вчерашнего дня не видел отрицательных цен даже на контракты.
С точки зрения психологического эффекта – это шок для рынка. Рынок зашел в зону неизведанного, а значит, риски глобально возросли, доверие к контрагентам значительно снизится, это приведет к дальнейшему снижению цены на нефть какое-то время. Глубину оценить очень сложно, но она уже близка к патовой для большинства стран-экспортеров нефти.
Для России ситуация тоже неприятная, но Россия в числе тех стран, которым на горизонте нескольких лет может быть выгодно разорение конкурентов, у которых себестоимость добычи выше 30-40 долларов. Самое главное, чтобы мир разобрался с COVID-19 как можно скорее, и тогда спрос начнет восстанавливаться.