В строительной отрасли сегодня есть ряд проблемных вопросов, которые носят системный характер.
Сталкиваются с ними как небольшие строительные компании, возводящие 1-2 дома в год, так и лидеры рынка, осваивающие целые микрорайоны.
Первая проблема — отсутствие согласованного ПДП (плана детальной планировки). Чаще всего это затрагивает мелких застройщиков. Они, например, намереваясь возводить дом на месте ветхого жилья, обращаются за разрешительной документацией и сталкиваются с тем, что ПДП для этой территории застройки просто нет. И это не удивительно: муниципальные власти не в силах разработать ПДП в одночасье для всего города.
Какой выход есть у застройщика в этой ситуации? Готовить ПДП, согласовывать его в различных инстанциях, утверждать через общественные слушания. Процесс не быстрый — компания потеряет в лучшем случае четыре, в худшем — шесть месяцев.
На мой взгляд, эта проблема вполне решаема. Здесь все зависит от нас, строителей: нам не нужно ждать от властей манны небесной, а надо идти на диалог с коллегами. Любой застройщик знает, кто его «сосед» по стройплощадке. Если две-три строительные компании объединят свои усилия, совместно разработают ПДП, запустят его согласование, то процесс пойдет куда быстрее.
Парковки — еще один вопрос, что называется, на повестке дня. Кто-то, возможно, спросит: в чем сложность, почему при строительстве микрорайона нельзя просто взять и запланировать большую многоуровневую парковку? Сделать это можно. Но в условиях, когда застройщики покупают землю на аукционах, места для парковок становятся не то что дорогими, а без преувеличения золотыми. Такими их делают устаревшие строительные нормы. К примеру, норма строительства парковки — 50 м от жилого дома.
Получается, что, возводя парковку, застройщик должен просто «выкинуть» и никак не использовать гектар земли вокруг. Себестоимость парковки от этого становится заоблачной, соответственно, и покупателя на такой товар не найдешь.
Точно так же устаревшие строительные нормы препятствуют возведению детсадов, школ, и поэтому они нуждаются в срочном пересмотре. Решить эту проблему можно только на законодательном уровне, и делать это нужно общими усилиями власти и бизнеса. Если мы не проработаем этот вопрос совместно и не начнем его решать, ничего не изменится.
Объединять усилия власти и бизнеса нужно и в вопросах развития инфраструктуры города. Магистрали, сети, дороги, образовательные учреждения и поликлиники — при строительстве новых микрорайонов это тема номер один. И с одной стороны требование обеспечить новый микрорайон необходимыми для жизни объектами звучит вполне справедливо. Но давайте посмотрим с другой стороны. Сегодня Красноярск по темпам строительства входит в десятку ведущих городов России. Может ли муниципалитет успеть за застройщиками в вопросе развития инфраструктуры? Наверное, нет. Поэтому если мы, бизнес, свесим ноги и скажем «Дайте» — это будет неправильно. Нам нужно прорабатывать механизмы совместного участия в развитии дорог, школ, поликлиник, детских садиков.
Есть еще один важный момент в разговоре о будущем Красноярска. Городу нужно решить, в каких направлениях он будет расти, причем в прямом смысле слова — прочертить векторы развития будущих точек роста. Словом, Красноярску необходим план комплексной застройки. Чтобы мы, строители, не возводили жилые дома рядом с промбазами или небольшими производствами, что автоматически снижает их конкурентоспособность в глазах будущих жильцов. Чтобы горожане, понимая, каким будет город через 3-5 или 10 лет, смело инвестировали свои средства в новые микрорайоны. Четкий план позволит и муниципалитету безо всяких опасений выделять деньги для строительства на новых территориях сетей, дорог и другой необходимой инфраструктуры.
Константин Егоров
Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Будущее города: Качественная среда для жизни и бизнеса»