Меню

ПЕТР ПИМАШКОВ: ждем сдержанного роста

Внастоящее время Красноярск живет по программе социально-экономического развития города, принятой в 2005 г. Петр Пимашков вспоминает, что ее разработка шла 4 года, было много дискуссионных моменто

В 2010 г. истекает срок действия программы социально-экономического развития Красноярска, принятой 5 лет назад. Глава города Петр Пимашков считает, что ее основные положения удалось реализовать. Однако перевыполнению плана «пятилетки» помешал кризис, который значительно затормозил развитие города.

Петр Пимашков
Глава Красноярска.
Родился: 2 июля 1948 г. в пгт Бовки Могилевской области Белорусской ССР.
Образование: 1968–1970 гг. — служба в армии. Звание в настоящее время — полковник;
1977 г. — окончил Сибирский технологический институт по специальности инженер-механик, затем — Красноярскую государственную академию цветных металлов и золота по специальности инженер-экономист.
Карьера: 1966–1979 гг. — слесарь-сборщик на Красноярском заводе комбайнов, затем инженер-конструктор;
1979–1986 гг. — начальник цеха основного производства Красноярского завода комбайнов;
1986–1996 гг. — председатель исполнительного комитета Свердловского района Красноярска, глава администрации Свердловского района;
с 1996 г. — глава города Красноярска.
Достижения: доктор экономических наук, профессор, автор более 40 научных работ и 2 учебников для высших учебных заведений. Имеет награду ООН «Хабитат» за весомый вклад в улучшение городской среды.
Хобби: лыжи, велосипед, рыбалка.

Внастоящее время Красноярск живет по программе социально-экономического развития города, принятой в 2005 г. Петр Пимашков вспоминает, что ее разработка шла 4 года, было много дискуссионных моментов, от горожан шли буквально десятки тысяч предложений по благоустройству города. Итогом работы стал документ, который позволил определить главные приоритеты и систематизировать развитие города. «Оглядываясь, я могу сказать, что город сделал большой шаг вперед», — уверенно говорит Петр Пимашков. Несмотря на кризис, разговор не хочется начинать с негатива.
— Через год истекает срок действия программы. Какие ее итоги можно подвести уже сейчас?
— За последние годы мы вышли на первое место среди российских городов по объемам вводимого жилья на одного жителя. Изменения претерпела сама застройка Красноярска. К великому сожалению, мы пока не можем отказаться от точечной застройки, но сделали очень серьезный шаг в сторону комплексного строительства. Вы сами видите, как активно сейчас застраивается Взлетка, появляются новые жилые районы — Иннокентьевский, Слобода Весны, многие другие. Что особенно радует, нам удалось отойти от серости старой типовой застройки. Мы добились того, что новые районы отличаются яркими свежими красками.
Много работали над благоустройством. За 2 года в Красноярске отремонтировали больше тысячи домов — почти 20% жилого фонда — и 7 000 подъездов, благоустроили сотни дворов. В рамках программы «Светлый город» восстановили наружное освещение почти 170 улиц, многих дворов и пришкольных территорий. В некоторых микрорайонах, например, Солнечном, уличное освещение восстановили полностью.
О том, что город развивается, можно судить и по росту численности населения. Например, в 1996 г. население Красноярска составляло 886 тыс. человек, а в прошлом — уже 937 тыс. Существенно за 10 лет повысилась и рождаемость: с 7,5 тыс. детей в 1996 г. до почти 12 тыс. в 2008 г.
— Какие вопросы остаются открытыми на сегодня?
— Одно из главных проблемных мест города — электроснабжение. Вынужден констатировать, что за последние 10 лет наши «доблестные» энергетики не построили в городе ни одной новой подстанции. Эксплуатируются те, что были установлены еще при советской власти. Это серьезно тормозит темпы строительства в городе. Поэтому администрация и строители были вынуждены начать сами строить подстанции. Однако мы не можем решить эту проблему самостоятельно, это задача, в первую очередь, энергетиков. Поэтому проблема остается нерешенной, и сейчас обсуждается вопрос о реконструкции ТЭЦ-3 и усилении ее мощности в два раза.
Другой наболевший вопрос — дороги. В настоящее время сделан обход вокруг Красноярска, по которому пущен грузовой транспорт. Но проблема перегруженности центра по-прежнему насущна. Необходимо строить четвертый мост через Енисей, однако это очень серьезные инвестиции — порядка 18 млрд руб. Сейчас рассматриваются варианты привлечения частного капитала для ускорения процесса строительства. Что касается строительства метро, то официально заявляю, что оно будет продолжено, администрация города сейчас делает все от нее зависящее, чтобы решить этот вопрос. Метро необходимо, без него город задохнется.
Также остается проблема автомобильных парковок. Десять лет назад мы смогли частично решить ее за счет строительства платных автостоянок. Но уже тогда нужно было подумать о будущем, начать строить сеть современных специализированных автостоянок. Но мы этого не увидели, к сожалению. Сейчас люди снова начали ставить машины во дворах, и нам приходится думать, как решить эту проблему.
Есть и другие насущные вопросы. Например, нехватка детских садов. В свое время вышел, как я считаю, непродуманный закон, который разрешил ведомственные детские сады включать в уставный капитал предприятий. Так город лишился многих дошкольных учреждений. За последние годы нам удалось вернуть 47 таких садиков. Мы организовали 2 000 новых мест, но до окончательного решения проблемы еще далеко.

Поддержка не должна быть только на бумаге
За 9 месяцев в город было инвестировано более 53 млрд руб. По словам Петра Пимашкова, это результат сотрудничества городских властей с предпринимателями.
— Как администрация города выстраивает диалог с бизнесом?
— Я считаю, по жизни важно, чтобы слова не расходились с делом. В том числе в вопросе взаимоотношений власти с бизнесом. Сейчас у нас повсеместно декларируется поддержка предпринимателей, но что мы видим на деле? Не успел человек запустить бизнес, а у него на пороге уже налоговики, пожарные, санэпидстанция и прочие проверяющие, которые не дают развить предприятие. Примеров, когда душат бизнес, масса, в том числе и у нас. Вот самый «горящий» пример. Сейчас идет тяжба между заводом холодильников «Бирюса» и федеральным Министерством финансов. У завода еще с советских времен остались долги перед министерством — 5 млрд руб. за приобретение линии по производству компрессоров. Сегодня уже и линии той нет, а в министерстве вспомнили о долге и требуют возврата. И если Минфин добьется своего, без работы окажутся 5 тыс. человек, не станет предприятия, выпускающего конкурентоспособную продукцию.
— Какие конкретные действия по поддержке бизнеса предпринимает городская власть?
— Во-первых, у нас организована площадка для диалога власти, общества и бизнеса — Красноярский городской форум. За четыре года работы его посетили 44 тыс. человек, а общее количество участников переговорных площадок — 24 тыс. Ежегодно в ходе форума мы получаем более 150 предложений, проектов. Причем немалая часть их реализуется.
Кроме того, в этом году мы почти вдвое увеличили финансирование программы поддержки малого и среднего бизне- са — с 31,3 до 57,4 млн руб. Также в 2009 г. у нас предусмотрено 9 видов субсидий. Для примера, в прошлом году действовало только два вида. Увеличен размер субсидии с 75% до 100% ставки рефинансирования для субъектов малого бизнеса, увеличен период окупаемости бюджетных средств для субъектов малого и среднего бизнеса.
— Красноярск становится все более привлекательным для иностранных компаний. Как складывается сотрудничество с ними?
— У нас постоянные дружеские связи с городами Германии, Китая, Канады, Монголии, США, Италии и других стран. Например, в этом году немецкие банкиры всерьез начали рассматривать вариант выдачи кредита оператору кросс-полярных перелетов компании «Северный воздушный мост». Это очень важный проект для развития нашего города. Немецкие бизнес-структуры готовы инвестировать в создание у нас солнечного кластера с единственным условием — предоставить им возможность закупать конечный продукт — солнечные батареи. В этом же году к нам обратились бизнесмены из Дании с предложением реализовать проект организации оплаты услуг за стоянку с помощью SMS-сообщений.
— Что даст Красноярску приход крупных иностранных компаний?
— В этом есть как плюсы, так и минусы. Крупные транснациональные корпорации обеспечивают поток прямых инвестиций. Это способствует модернизации местной промышленности, развитию сопутствующих производств. С другой стороны, возникает вопрос согласования интересов города с результатами функционирования на его территории корпораций. Здесь появляются сложности. Кроме того, большая часть налогов платится не в местную казну, а в бюджет тех городов, где расположены головные офисы предприятий.
Город в режиме экономии
Экономический кризис обошелся Красноярску ощутимыми потерями: снизились объемы строительства, ряд предприятий на грани банкротства, сократилось финансирование городских программ.
— Как на городе отразился год кризиса?
— В первую очередь, сократилось строительство жилья. В этом году планируется сдать 530 тыс. кв. м. Это неплохой результат в текущей ситуации, однако вспомним, что до кризиса город выходил на миллионные показатели, мы планировали ежегодно сдавать по одной школе, строили детские сады. В этом же году пришлось приостановить строительство сразу 6 детских садов. Помимо этого, возросло количество обманутых дольщиков. Обанкротилось несколько крупных предприятий, из-за чего вырос уровень безработицы в городе. Это только некоторые последствия кризиса.
— Финансирование каких программ городской администрации пришлось сократить? Есть ли направления, финансирование которых осталось прежним?
— Неизменным остается финансирование всех направлений, связанных с жизнеобеспечением города. Так, например, на капитальный ремонт и замену аварийных коммунальных сетей в преддверии зимы расходы были даже увеличены в 2 раза — до 287 млн руб.
Конечно, расходы на некоторые проекты пришлось сократить. Например, на капитальный ремонт и строительство дорог. Уменьшены инвестиции на строительство школы в микрорайоне Северном в 2 раза.
— Есть ли программы, которые пришлось вообще отложить из-за кризиса?
— С начала года в городе действовало 26 программ на общую сумму 3,9 млрд руб. Полностью была сокращена только одна из них — «Развитие лифтового хозяйства». Расходы на остальные программы пришлось существенно сократить — почти на 70%. Скажем, если в 2008 г. на программу «Светлый город» мы заложили около 400 млн руб., то в нынешнем только 50 млн.
Сегодня решается судьба еще пяти программ: «Светлый город», «Отдых, оздоровление и занятость детей и подростков в каникулярное время», «Пожарная безопасность муниципальных образовательных учреждений», «Создание условий в образовательных учреждениях для медицинского обслуживания детей», «Строительство многоквартирных домов». Мы полагаем, что полноценно финансировать их не сможем, а без должной финансовой поддержки их реализация будет неэффективна. Поэтому будем предлагать депутатам приостановить эти программы в следующем году.
— Видите ли в текущей ситуации хоть какие-то предпосылки к улучшению?
— Положительные тенденции есть. Об этом говорит, например, то, что в городе по данным на октябрь сократилась задолженность по заработной плате в 3,3 раза. Меняется ситуация с занятостью населения: с начала июня, когда был пик безработицы, численность безработных уменьшилась на две с лишним тысячи человек. Однако отмечу, что при этом положительные тенденции в экономике пока не дошли до бюджета города. На следующий год он остается консервативным и формируется, исходя из прогнозов сдержанного роста. Иными словами, для города следующий год будет таким же сложным, как и этот.