досье Марат Мухамедьяров Родился 27 сентября 1957 года в г. Орске Оренбургской области. Образование: 1974 год — школа №10 г. Красноярска, математический класс; 1979 год — Красноярский госуниверси
досье
Марат Мухамедьяров
Родился 27 сентября 1957 года в г. Орске Оренбургской области.
Образование: 1974 год — школа №10 г. Красноярска, математический класс; 1979 год — Красноярский госуниверситет, математический факультет.
Карьера: 1979-1980 гг. — преподаватель в политехническом институте; 1980-1992 гг. — сотрудник вычислительного центра Красноярского филиала Сибирского отделения Академии наук (ВЦ КФ СО АН); 1992 г. — соучредитель ООО «Компьютерные системы»; 1994 г. — учредитель рекламной компании «Коко Пеле»; ныне — собственник и генеральный директор холдинга «Коко Пеле».
Увлечения: футбол с друзьями, театр.
Семейное положение: холост, детей нет.
Окончив маткласс престижной красноярской школы, Марат Мухамедьяров подал документы в приемную комиссию юридического факультета КГУ. Но в последний момент передумал и переписал заявление о поступлении — решил не рисковать и пойти по уже накатанной математической дорожке. После университета — год преподавательской работы в «политехе» и возвращение к своему научному руководителю в вычислительный центр Академии наук. Досуг Марат коротал в Доме ученых и на сцене ДК «Академический», где в составе театральной труппы активно участвовал в постановке современных пьес. Некоторые из них потом были презентованы в городском Доме актера.
— Театр — одно из главных увлечений в моей жизни! До сих пор нет-нет да и возникнет желание вновь выйти на сцену. Прошлым летом репетировали пьесу «Эскориал». Готовы декорации, костюмы. Но, к сожалению, не хватает времени на завершение репетиций — там нужно плотно, не отрываясь готовиться, а друг, режиссер и учитель Вячеслав Александрович Новиков, большую часть времени сейчас проводит в Москве.
— Очень плотная и насыщенная деятельность была у меня в вычислительном центре. Работа по хоздоговорам, научные разработки, семинары, презентации, организация лаборатории эффективности самоуправления — много всего. Часто и надолго ездил я в то время в Норильск, где успешно «АСУчивал» медный завод.
Так продолжалось почти 12 лет, до 92-го года. Когда появились персональные компьютеры, мы с группой товарищей активно переключились на работу с ними — прежде всего, этого касалось вопросов программного обеспечения. В то время этим никто особо не занимался, а мы начали, причем на таком уровне, что к нам с заказами обращались оборонные предприятия, в которых использовались новейшие на тот момент ЭВМ. Было организовано ООО «Компьютерные системы», я стал его сотрудником и соучредителем. Но в этом бизнесе пробыл недолго: по семейным обстоятельствам уехал в Новосибирск, а когда через год вернулся, стал думать, на что жить дальше, чем зарабатывать. После основательных раздумий решил остановиться на наружной рекламе — изготовлении и размещении.
Как называлась ваша первая рекламная фирма?
— Как и сейчас — «Коко Пеле». Это название мне нравится до сих пор. Я тогда, в 94-м, поехал погостить в Соединенные Штаты к моему однокашнику Володе Шалаеву и увидел там как-то схематическое изображение изогнувшегося человечка, играющего на духовом инструменте. Мой товарищ рассказал мне, что этого человечка зовут Коко Пеле — это один из самых почитаемых среди юго-восточных индейцев Америки персонажей, ему уже более трех тысяч лет. Такой полубожок, который, согласно легенде, ходил по домам, а его все привечали как могли — лишь бы он достал свою волшебную флейту и заиграл на ней. Тогда, под звуки чудесной музыки Коко Пеле, стада начинали приумножаться, бесплодные женщины обретали возможность вынашивать потомство, мужчины чувствовали себя мужчинами, а урожай снимался по несколько раз в год. В общем, такой символ плодородия для всего живого, а также олицетворение мечты, надежды и любви.
Мне показалось это очень интересным. В то время у нас в городе называли свои фирмы либо по первым буквам фамилий учредителей, либо еще как-то, не напрягаясь особо. А здесь была какая-то изюминка, тем более для рекламной фирмы.
Тогда, в 94-м, это был еще совместный проект с компанией «Анатольев и партнеры» — с Перекотием и другими. Потом наши дороги разошлись, а фирма «Коко Пеле» осталась — как родоначальник этого дела.
Почему прекратили сотрудничество с Перекотием и К?
— Ну, все были сильные — каждому виделся свой вариант развития. У меня, к примеру, на первое место вышло направление по продаже рекламных материалов для изготовления «наружки». Понимаете, я человек творческий, академического склада, и мне непросто общаться на бытовом уровне с резкими, активными людьми — по поводу покосившихся щитов и прочих проволочек. Поэтому я решил просто продавать материалы своим недавним коллегам по рекламному цеху — пленку, пластики, световые конструкции и все остальное. Был у меня опыт сотрудничества с москвичами, но не очень удачный — слишком уж они десять лет назад все «модные» были. В итоге мы с ними расстались. Я стал нарабатывать собственные каналы поставки.
Сегодня ваш бизнес включает это направление?
— Да, конечно! Если изготовление и размещение наружной рекламы в нашем холдинге практически сошло на нет, то фирма по поставкам и реализации комплектующих — «Материалы-Интерьер-Реклама» — один из главных игроков на красноярском рынке сегодня. Достаточно сказать, что мы по трем позициям являемся региональными дистрибьюторами известной компании «3М» — изобретателя скотча и безоговорочного лидера в мире по изготовлению различных клейких полимерных материалов.
Огни большого города
— После приснопамятного дефолта 98-го года все материалы, которыми мы торговали, оставались лежать на складах. Дело в том, что практически все они были зарубежного производства, и цена на них взлетела в разы. К слову, тогда многим рекламщикам вновь пришлось вернуться к фанере и обычной половой краске. Ясное дело, продажи у меня упали. И тогда я попытался занять еще одну нишу: до дефолта я занимался еще и световым решением наружной рекламы — коробами и прочими приспособлениями — и теперь решил сделать это направление одним из основных. Я и раньше около трех лет ходил вокруг этой темы и вот решился — занялся эксклюзивными световыми решениями.
Так появилась ваша «Светотень»?
— Да, можно и так сказать. Сейчас деятельность «Светотени» можно разделить на несколько направлений: декоративная, наружная подсветка, различные интерьерные световые решения и многое другое. То, что мы видим сейчас вечером и ночью в городе — фасады светящиеся, «мигающие» столбы и деревья и прочее, — на 90% наша работа. По крайней мере, наши поставки. Недавно мы подсветили фигуры вертикального озеленения — слоников, жирафов. Получилось очень красиво. Городская и районные новогодние елки — тоже наше.
Название вашего холдинга мелькало в списке создателей нового облика красноярского железнодорожного вокзала, по крайней мере, на начальной стадии реконструкции
— Мы разработали «световую» составляющую проекта, а потом на этом деле заказчик решил сэкономить — завершались работы уже без нас. Среди наших наиболее удачных фасадных решений я бы выделил наружное и внутреннее оформление казино «Ессей».
От владельцев многочисленных игровых павильонов заказы часто поступают?
— Нет, это не наше. Вспышки все эти слепящие, переливы гирлянд — вчерашний день. Мы сейчас продвигаем так называемое светодиодное направление. В прошлом году в парке имени Чернышевского, в Покровке, мы попытались сделать такое освещение на Новый год. Все знают о проблемах с электроснабжением в этом районе. Так вот, основное преимущество светодиодного направления — потребление энергии с экономией в десятки раз! Да, такой «свет» в два с половиной раза дороже, но это — завтрашний день.
Это направление и для рекламщиков перспективно, ведь не нужно никаких неоновых заводов — можно все сделать в мастерской из гибких компонентов. Для интерьерной подсветки лучшего варианта пока нет. Самые сложные интерьерные вещи теперь возможны: всякие многоуровневые потолки, стеклянные полы, «звездное небо» и прочее! Можно вмуровать диод в камень и ходить по нему, а он будет светиться.
Это уж совсем какой-то дизайнерский эксклюзив
— А мы и стараемся отойти от заштампованности, серости. Даже бытовые осветительные приборы, которые мы продаем, — эксклюзивный товар. Есть у нас свой магазин с дорогими штучными светильниками, если нужно, закажем по каталогу и привезем.
Мы первыми, кстати, попытались совместить эксклюзивный свет с эксклюзивной мебелью. Мебель для нас делали на заказ, но не вышло в итоге. К сожалению, город просто оказался не готов платить за такие дорогие изделия, наша услуга не была по-настоящему востребована.
Плавный вход на «взрывной» рынок
— Параллельно со «светом» я занялся еще и пиротехникой. Это направление гармонично вошло в холдинг «Коко Пеле»: я набрал штат пиротехников, установил прямые контакты с производителями. Сейчас подавляющее большинство фейерверков самого высокого городского, краевого уровней — это мое. Последний пример — фейерверк на 9 Мая. Мне удалось убедить заказчика, что это должны быть не просто какие-то вспышки, а некое действо, театральная постановка, что ли... По-моему, получилось.
На пиротехнический рынок удалось зайти без взрывов?
— Было всякое Но, слава Богу, обошлось без серьезных проблем. Главное, что мы плавно, без срывов наращивали авторитет в этой области. Ребята, которые сейчас пытаются войти на этот рынок, быстро сходят со сцены. В работе с серьезным заказчиком важно реально оценить свои возможности и не пускать пыль в глаза. Характерный тому пример — 60-летие «Красмаша». Директор предприятия увидел где-то или прочитал — и захотел, чтобы в небе зажглась цифра 60. Мы ему говорим: нельзя, такой заказ вам никто не изготовит, а если и изготовит, то его надо было оформлять заранее — месяцев за девять. К тому же у нас в стране такие «взрывы» точно не сделают, значит, нужно будет привезти эти заряды из-за границы. В общем, за две недели до мероприятия такие заказы не делаются. Но директор нашел людей, которые показали ему на картинке в компьютере, как все это будет выглядеть красиво. Мы ему говорим: даже если вы изготовите такой заряд за большие деньги, то в этот день будет другой ветер, другая атмосфера и все размажется. Ничего просто не будет видно! Нет, заводоуправление нашло ребят, сделало 75% предоплаты Естественно, те им «60» не показали, и чтобы потом сохранить как-то лицо, мне горе-заказчики говорят: мы им оставшиеся 25% не заплатили. Я им отвечаю: а им и 75% хватило за глаза. После этого в Ленинском районе эта пиротехническая фирма не «стреляет» НИ-КО-МУ. Мы же тогда четко обозначили свою точку зрения: бюджет в 500 тысяч рублей не является для нас определяющим. Главное — сохранить свое лицо. И на большинстве крупных городских и краевых праздников мы регулярно подтверждаем свое реноме. Хотя серьезные препятствия конкуренты все же ставили. Вплоть до криминальных моментов. У нас, к примеру, есть любительские видеосъемки, на которых видно, как во время работы нашего фейерверка одна из установок стреляет в толпу зрителей, причем установка эта не наша, а чья-то чужая, специально установленная неподалеку.
У вас есть портфолио?
— Скажем так, у нас есть работы, за которые нам не стыдно. Если говорить о фейерверках, это праздничный салют в честь 375-летия Красноярска, Дня Победы — в прошлом и в этом году. Это мы первые с башни КАТЭК НИИ начали стрелять. Сначала подсветили купол — чтобы образовалась световая корона, а потом пустили по кругу «дождь». Было очень красиво. Стараемся каждый раз придумывать что-то новое. Но, к сожалению, работая с большими фейерверками, мы совершенно упустили рынок бытовой пиротехники. А он за последние 3 года стремительно вырос и расширился. Если сейчас на него входить, нужно предлагать уже особое качество — допустим, возможность самостоятельной компоновки различных фейерверков. Это наша задача, которую мы будем решать в ближайшее время.
Бросается в глаза, что у вас в послужном списке много муниципальных заказов. Вы вхожи в мэрию?
— Я думаю, что мэр даже не знает, кто делал тех же слоников, — с нами работают его подчиненные. Я же предлагаю свои варианты на том уровне, куда я вхож. Ведь практически везде проводятся конкурсы, тендеры, а мою репутацию проверять уже не нужно.
Не трудно практически в одиночку справляться с работой по всем этим направлениям?
— Да, рабочий день у меня начинается в 6.45. Три-четыре дополнительных зама не помешали бы. Хоть спектакль бы наконец довел до ума!