эксперты Ирина Бабинцевадиректор красноярского филиала компании «Ренессанс Страхование» Владимир Голубков руководитель представительств Всероссийского союза автостраховщиков и Российского союза
Почему не растет рынок «автогражданки»?
Зачем страховщикам дружить с банкирами?
Когда компании вспомнят о корпоративном клиенте?
эксперты
Ирина Бабинцевадиректор красноярского филиала компании «Ренессанс Страхование»
Владимир Голубков руководитель представительств Всероссийского союза автостраховщиков и Российского союза автостраховщиков в СФО
Василий Лопушенконачальник отдела оперативного маркетинга филиала компании «Росгосстрах-Сибирь»
Любовь Марчукзаместитель директора страховой компании «РОСНО»
Сергей Ребушевдиректор компании «ГУТА- Страхование»
Маргарита Филипповагенеральный директор ЗАО «СО «Надежда»
Руководитель представительств Всероссийского союза автостраховщиков и Российского союза автостраховщиков в СФО ВЛАДИМИР ГОЛУБКОВ рассказал, что Красноярский край вот уже несколько лет стабильно входит в четверку лидеров по сбору страховых премий в Сибири: «По сборам в 2005г. местный страховой рынок стал первым в Сибири. За январь-сентябрь 2006 г. он второй. В регионе всегда были хорошие предпосылки для роста: много крупных предприятий, развивающийся малый и средний бизнес и постоянный рост доходов населения».
По данным представительства Всероссийского союза страховщиков в СФО, страховой рынок Сибири ежегодно прирастает на 30%. МАРГАРИТА ФИЛИППОВА, генеральный директор ЗАО «СО «Надежда», утверждает, что для Красноярска характерны такие же темпы: «По нашим подсчетам, в 2006г. местный рынок вырос на 40%».
Количество игроков на страховом рынке региона существенно не меняется уже несколько лет. По данным союза, в крае работает 58 компаний, из них 11 региональных. Но основной рост рынку обеспечила пятерка лидеров. Свыше половины сборов пришлось на «Согласие», «РосгосстрахСибирь», «Ингосстрах», «Надежду» и «ЖАСО» (см. «Статистику»). ВАСИЛИЙ ЛОПУШЕНКО, начальник отдела оперативного маркетинга филиала компании «Росгосстрах- Сибирь», отмечает, что такая расстановка сил сохраняется вот уже несколько лет: «Лидерский пул определился еще тричетыре года назад. Участники «пятерки» могут меняться местами, но не выходят из нее. Потеснить их сложно». По мнению страховщиков, количество игроков на рынке не увеличивается изза высокого порога вхождения. По Закону «Об организации страхового дела в РФ» компании должны нарастить свои уставные капиталы к середине 2007г. до 30 млн руб. СЕРГЕЙ РЕБУШЕВ, директор компании «ГУТА- Страхование»: «Для многих региональных компаний это большие деньги. И никто не дает гарантий, что уставной капитал не будет расти».
Занять свое «место под солнцем» и потеснить лидеров в прошлом году попытались всего две федеральные компании — «Ренессанс Страхование» (Москва) и «Регион» (СанктПетербург). Новички надеются получить существенную долю как в розничном, так и в корпоративном страховании. Но пока, по мнению старожилов, изменить расклад на рынке им не удалось. Сергей Ребушев: «Местный рынок перенасыщен предложением страховых компаний. И для того чтобы зайти на него, нужно либо предложить что-то неординарное, либо создать свою клиентскую базу. А на это уйдет не год и не два. Но даже и это не дает никаких гарантий завоевания своей ниши на страховом рынке».
Эксперты единодушны: местное страхование растет в основном за счет розницы. Василий Лопушенко отмечает, что ритейл «на подъеме» уже два года: «Сейчас розница переживает динамичный рост. Это можно понять хотя бы по тому, что почти все страховщики начали работать с физлицами». Компании в минувшем году наращивали портфели розничных клиентов. Так, у Росгосстраха количество «физиков» выросло примерно на 20%, у «ГУТА-Страхования» — на 30%. Основная доля страховых премий, собираемых в рознице, — взносы по обязательному автострахованию. Однако, по словам Владимира Голубкова, в перспективе данный сегмент уже мало интересен: «Большое число премий объясняется словом «обязательное». Автомобилисты должны застраховать свою машину. Но для компаний этот сегмент уже отработан, в ближайшие годы он будет расти незначительно». Участники рынка подтверждают слова гна Голубкова — работать с ОСАГО для них нерентабельно. Сергей Ребушев: «Мы не делаем ставку на обязательное автострахование, потому что здесь работа «по нулям». Рентабельность не доходит и до 7% изза высоких выплат в этом сегменте. Сегодня клиент заплатил за страховку 2-3 тыс. руб., а завтра уже приходит за выплатой в 20-30 тыс., а то и все 120». Маргарита Филиппова добавляет, что убыточность ОСАГО связана с аварийной ситуацией в крае: «Мы входим в пятерку регионов с самой высокой аварийностью. Водители ездят неаккуратно. Поэтому по ОСАГО число взносов и выплат примерно равно». Владимир Голубков говорит, что у «убыточного» ОСАГО есть свой плюс — оно помогает компаниям развивать другие виды ритейлового страхования. ЛЮБОВЬ МАРЧУК, заместитель директора страховой компании «РОСНО»: «С помощью ОСАГО мы развиваем кроссовые продажи. Пока люди без охоты идут к страхователям. Многие не имеют представления о тех продуктах, которые мы предлагаем. Поэтому обязательное страхование ответственности автовладельцев для нас — возможность донести до потребителя информацию о других видах страхования». Привлекают клиентов при помощи ОСАГО не только «РОСНО». По этому пути пошло большинство компаний. Многие из них предлагают застраховавшим свое авто скидки на другие продукты. Василий Лопушенко: «Мы можем дать при страховании машины скидку на иные добровольные виды страхования — от 5% до 15%. Величина зависит от того, какую услугу выберет клиент, как часто он к нам обращается и т. д.».
Синергетический эффект от подобных акций в прошлом году почувствовала «Надежда». Маргарита Филиппова: «Ежемесячно мы принимаем до 80 заявлений автовладельцев на страхование по программам КАСКО. Во многом благодаря тому, что клиенты при обязательном страховании авто получают у нас интересные условия для других видов страхования».
По словам Сергея Ребушева, имущественное страхование намного доходнее обязательного автострахования: «По соотношению премий и выплат этот сегмент намного привлекательнее». Эксперты отмечают, что рентабельность в нем может доходить и до 50%. Василий Лопушенко: «По нашему опыту могу сказать, что имущественное страхование имеет низкий процент выплат. За прошлый год у Росгосстраха 65% выплат пришлось на «автогражданку» и только 35% — на имущественное страхование».
Данные союза автостраховщиков свидетельствуют, что сегмент имущественного страхования за девять месяцев прошлого года вырос на 47,8%. В прошлом году прирост по имущественным видам страхования составил у Росгосстраха 140%. Участники рынка подчеркивают, что основной рост обеспечило страхование жилья, подстегиваемое ипотекой. ИРИНА БАБИНЦЕВА, директор красноярского филиала компании «Ренессанс Страхование»: «С развитием ипотечного кредитования растет и необходимость в наших услугах. Ипотечные сделки сопровождает обязательное страхование имущества и жизни, страхование потери права собственности (титульное)». Эксперты отмечают: рост ипотечного страхования существенен. По словам Любови Марчук, в «РОСНО» в день заключается от пяти до семи таких договоров. Василий Лопушенко рассказал, что только за декабрь его компания заключила ипотечных договоров больше чем на миллион рублей: «Пока спрос на жилье не удовлетворен, страховым компаниям есть куда расти. Такое направление интересно страховщикам еще и потому, что дает нам клиента минимум на пять лет. За это время ему можно предложить и другие услуги».
Василий Лопушенко считает: уже в этом году страховой рынок может вырасти на 3035%. Основной прирост, по мнению экспертов, будет за счет имущественного страхования. Любовь Марчук: «Я думаю, что в сегменте ипотечного страхования возможен рост более чем в два раза». Маргарита Филиппова уверена, что люди станут добровольно и массово приходить в СК и страховать свои квартиры и загородные дома. «Пока процент таких сделок небольшой. Но чем быстрее растет благосостояние красноярцев, тем они больше начинают дорожить своим имуществом. Поэтому визит в страховую компанию — это лишь вопрос времени», — говорит гжа Филиппова.
Ирина Бабинцева отмечает, что в течение года-двух корпоративное страхование снова переживет бурный рост, оно выйдет за рамки страхования имущественных рисков. «Многие работодатели уже сегодня готовы инвестировать в мотивационные проекты. Создавать для своих сотрудников соцпакет, включающий полисы добровольного медицинского страхования, страхования от несчастного случая и т. д. И здесь без помощи страховщиков не обойтись», — комментирует гжа Бабинцева. По словам руководителя красноярского филиала «Ренессанс Страхования», эта схема удобна и для руководства компаний — она уменьшает налогооблагаемую базу. «У нас уже есть случаи сотрудничества с некоторыми предприятиями по созданию мотивационных портфелей. Чаще всего это крупные финансовые компании, кадровые агентства, в руководство которых входят западные учредители. Но я думаю, что уже через годдва к ним присоединится средний и малый бизнес. И в этом направлении будет расти страховой рынок».
статистикаПятерка лидеров держит больше половины рынка
Распределение сборов страховых компаний в Красноярском крае по всем видам страхования, кроме ОМС, за 9 месяцев 2006 г., %
«Согласие»[42,5]
«РосгосстрахСибирь» [7,9]
«Ингосстрах»[6,6]
«Надежда»[5,1]
«ЖАСО»[4,4]
остальные[33,5]
Источник: www.insurinfo.ru
Пятерка лидеров держит больше половины рынка
Распределение сборов страховых компаний в Красноярском крае по всем видам страхования, кроме ОМС, за 9 месяцев 2006 г., %
«Согласие»[42,5]
«РосгосстрахСибирь» [7,9]
«Ингосстрах»[6,6]
«Надежда»[5,1]
«ЖАСО»[4,4]
остальные[33,5]
Источник: www.insurinfo.ru
цитата
У «убыточного» ОСАГО есть свой плюс: оно помогает компаниям развивать другие виды ритейлового страхования.
Маргарита Филиппова: «Чем быстрее растет благосостояние красноярцев, тем больше они дорожат своим имуществом. Визит в страховую компанию — лишь вопрос времени».
Сергей Ребушев: «Местный рынок перенасыщен. Для того чтобы зайти на него, нужно либо предложить что-то неординарное, либо создать свою клиентскую базу. А на это уйдет не год и не два».
Любовь Марчук: «Нам ОСАГО помогает развивать кроссовые продажи».
Василий Лопушенко: «Лидерский пул определился еще тричетыре года назад. Участники «пятерки» могут меняться местами, но не выходят из нее».
Владимир Голубков: «Для страховых компаний сегмент «автогражданки» уже отработан, в ближайшие годы он будет расти незначительно».