Антон Шаталов: Что разрушает туристическую привлекательность Красноярска?

Антон Шаталов: Что разрушает туристическую привлекательность Красноярска?
Иллюстрация: «Деловой квартал»

Как архитектура влияет на туристическую привлекательность города и почему его облик ломают несогласованные решения — в колонке Антона Шаталова, управляющего партнера компании «Проектдевелопмент».

— Как человек, путешествующий в основном по городам, я сложил факторы их привлекательности в пирамиду: от базового уровня к вершине.

Если опустить фундаментальное звено — безопасность, главным для любого человека становится вопрос «зачем туда ехать».

На базовом уровне города привлекают своей историей, культурой и физическим пространством, где архитектура является главенствующей и самой масштабной составляющей материальной среды городов. Она же является зеркалом той самой культуры и истории. Ничто, как архитектура, не способно так красноречиво поведать страннику о том, почему город такой.

На следующем уровне расположим общественное пространство. Именно так, в единственном числе. Все, что не занято архитектурой и обладает свободным доступом — общественное. Это понятие включает в себя землю и воздух меж зданий, улицы и площади, пешеходную и транспортную инфраструктуру. Если это пространство сшито, связано, благоустроено и удобно человеку, то город получает очки. Если же нет, про турпоток можно забыть.

Наконец, верхний уровень нашей пирамиды — «мягкая» инфраструктура: HoReCa, городские сервисы, событийная программа в культуре, спорте, бизнесе и развлечениях, их медийная упаковка и доступность информации. Для путешественника, как правило, это не сама цель, а приятная специя, важная составляющая. Хотя туризм может быть и событийный, и гастрономический.

Как в этой модели выглядит родной Красноярск? Оценим сверху вниз:

В культуре города довольно плотное расписание, и масштабные спортивные события здесь не редкость. Не говоря про Универсиаду, которая стала драйвером даже не роста, а скорее качественного скачка для всего города. А HoReCa, особенно гастрономия — вообще главная фишка Красноярска последних лет. Здесь он точно забирает джекпот.

В вопросе общественного пространства город тоже здорово преуспел за последние годы: обустроил берега рек, привел в порядок некоторые улицы, скверы и парки, обновляет освещение и общественный транспорт. Туристическая инфраструктура и рекреационные пространства растут как на дрожжах. А главное, у города и края есть программа по дальнейшему совершенствованию и благоустройству.

Красноярск не курортный город, и «море, солнце, пляж» — не наш магнит для туристов. Но он точно относится к городам с уникальным природным окружением, что уже добавляет ему очков относительно крупных сибирских соседей. Но что с архитектурой, историей и наследием? 

«Край высокой культуры» — под этим лозунгом промышленный город за 70...80-е годы прошлого века обрел совершенно новый образ. Появился ансамбль на Стрелке: БКЗ, «Катэк», Музейный комплекс, гостиница «Метрополь» и вантовый мост. Появилась Театральная площадь со зданием мэрии, высоткой Енисейского пароходства и гостиницей «Красноярск». В историческом центре возник Дворец пионеров, Дом политпросвещения, новое здание театра музыкальной комедии и высотка РЖД. А на правом берегу — ТРЦ «Красноярье», Цирк и Предмостная площадь.

С 90-х годов в нашем городе не появилось ни одного крупного общественного здания с достойной архитектурой и все вышеперечисленные объекты — по-прежнему лицо современного Красноярска — важная часть его идентичности. Но в отличие от купеческой застройки центра, охраняемой государством как культурное наследие, большинство зданий эпохи позднего СССР безжалостно обшивается дешевым вентфасадом или закрывается уродливыми шумозащитными экранами.

К сожалению, на этом базовом уровне Красноярск демонстрирует незрелость. В этом его большая беда и проблема.

Да, внешний образ привлекательного города формируется по крупицам. Кто-то обратит внимание на уникальную кухню или отдаст должное хорошим барам, кто-то оценит многолетники на перекрестке Перенсона и Мира, а кто-то увидит, что происходит с архитектурным наследием.

По-настоящему ценных объектов в городе не так много, чтобы не пестовать и не лелеять их. Не для туристов, для себя.

Колонка написана эксклюзивно для DK.RU Антоном Шаталовым, архитетором, автором Telegram-канала «Шаталов говорит».

 

Больше эксклюзивных колонок DK.RU:

Антон Шаталов: Это ужасное КРТ?

Какое будущее ждет КРТ в Красноярске и способен ли этот механизм изменить подход к преобразованию города — в колонке Антона Шаталова, архитектора и управляющего партнера компании «Проектдевелопмент».

Егор Задерев: Приспособимся ли мы к потеплению Сибири?

Ощущение лета для сибиряка — непередаваемая эмоция. Когда у тебя как минимум полгода за окном минус, радоваться недолгим жарким дням – это так естественно.

Евгений Гранкин: Инфляция может и должна работать на нас

Как уберечь деньги и заработать на инфляции? Какие инструменты помогут справиться с этим вызовом и приумножить капитал — в колонке Евгения Гранкина, серийного предпринимателя, для DK.RU.

Как удержать позиции и уровень развития региона в промышленности

Министр промышленности и торговли края о вызовах, реакции бизнеса и стратегии власти в реальном секторе экономики.

Сергей Ладыженко: Пришло время прямых инвестиций

По данным Банка России, за последние 12 месяцев средства физлиц на рублевых банковских депозитах выросли на 44% и превысили 32 трлн рублей на 01.09.2024.

Юлия Чанчикова: А вы топите за Красноярск?

В критериях по выбору главного ­«Человека года» появилась новая риторика — вклад в развитие бренда территории. Казалось бы, при чем тут бизнес?

Самое читаемое
  • «Мы, как презренная каста, лишние в искусстве». Как выжить микробизнесу из мира художников«Мы, как презренная каста, лишние в искусстве». Как выжить микробизнесу из мира художников
  • ГК «Ариант» обвиняет региональные власти в незаконной приватизации предприятияГК «Ариант» обвиняет региональные власти в незаконной приватизации предприятия
  • Белоруссия приняла приглашение Путина стать партнером БРИКСБелоруссия приняла приглашение Путина стать партнером БРИКС
  • «Компьютер будет думать за меня, а меня уволят»: что мешает внедрению ИИ на заводах?«Компьютер будет думать за меня, а меня уволят»: что мешает внедрению ИИ на заводах?
  • Деньги бизнеса ушли на депозиты. Власти просят ЦБ сделать вклады менее привлекательнымиДеньги бизнеса ушли на депозиты. Власти просят ЦБ сделать вклады менее привлекательными
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.