Ксения Нехороших: Выручка есть, а прибыли нет? Разберитесь с ценой!

Ксения Нехороших: Выручка есть, а прибыли нет? Разберитесь с ценой!
Иллюстрация: Коллаж ДК

Начиная любой бизнес, предприниматель сталкивается с необходимостью сформулировать цену на свои товары или услуги. Ошибка здесь чревата серьезными потерями, которые могут привести компанию к краху.

Ксения Нехороших
финансовый директор, CEO и учредитель компании FinClever:

В своей практике мы часто сталкиваемся с вопросом: почему у меня выручка — есть, а прибыли — нет. На сегодня в портфеле FinClever порядка 60% именно такие клиенты. И корень проблемы тут не один.

Главная ошибка предпринимателя при отсутствии прибыли — неправильно формировать цены на свою продукции или услуги. А точнее при формировании цены учитывать только прямые затраты на производство товара или услуги. Взяли цену сырья, материалов, стоимость энергоресурсов, зарплату и все. Между тем это лишь так называемая производственная себестоимость. А есть еще полная, которая может быть куда больше, поскольку в нее закладываются и аренда офиса с цехом, и продвижение, и норма прибыли. Ну и, конечно, нельзя забывать о ценовых ожиданиях рынка — т.е. той цене, которую потенциальный потребитель готов заплатить — иначе можно получить изрядное схлопывание по спросу.

Казалось бы, очевидные вещи. Но, как опять же показывает наша практика, зачастую собственник ограничивается лишь производственной себестоимостью, накинув еще процентов 10... 15 к ней. И ладно если бизнес строится по модели «сделал — продал» — тут можно в любой момент изменить цену, заметив, что предыдущая не дает прибыли (правда, чтоб заметить это, порой нужно немало времени). А если ты работаешь по контрактам? Цена там фиксированная и если посчитана неадекватно, то предприятие будет вынуждено исполнить обязательства, понеся убытки.

Вторая большая ошибка (она, собственно, является причиной первой) — это рассчитывать только на свои знания и навыки. Конечно, при обученном уме и должном старании предприниматель может посчитать полную себестоимость и обозначить адекватную цену. Но сколько времени у него уйдет на это?! Уйма! Ведь, по сути, ему одному придется совместить в себе функционал минимум трех специалистов — технолога, финансиста и маркетолога. А где взять это время? Правильно: отнять от других задач. В том числе и стратегических. В общем, это не лучшее решение.

Прежде чем продолжать, стоит оговориться. Может сложится впечатление, что проблема формирования адекватной цены наиболее актуальна для производственного сектора. Но это не так — в любых интеллектуальных сферах (консалтинг, образование и т.п.) и в сегменте услуг она стоит не менее остро. Например, к нам за подобной помощью кроме крупных производств часто обращаются разного рода образовательные и медицинские центры, стоматологии, а также компании из других отраслей.

Наиболее эффективно задачу формирования адекватной цены решает финансовый директор — это, собственно, его непосредственный функционал. Но в сегодняшней ситуации дефицита кадров на рынке, найти подобного специалиста крайне сложно. Да и стоимость его (в смысле, зарплата) может шокировать — в небольших компаниях она в среднем составляет 200... 300 тыс. рублей в месяц, а в средних — 300... 400 тыс. (крупные в расчет не берем — им без собственного финдиректора не обойтись, так что хочешь-не хочешь придется платить).

Эффективным решением в такой ситуации является аутсорсинг. Но и тут надо быть внимательным. Дело в том, что основным инструментом финансового директора, который он использует при расчете цены, является так называемое финмоделирование. Мы, например, в FinClever, заходя в такой проект, собирает всю информацию по всем бизнес-процессам компании в цифрах — встречаемся с руководителем производства, его сметчиком и другими специалистами, которых интервьюируем, выясняя, что входит в состав продукции, какие затраты есть (в том числе непредвиденные) и на основании этого строим модель ценообразования для конкретной линейки товаров или услуг. Так вот: далеко не каждый финдиректор (будь то в штате или на аутсорсинге) этим инструментом владеет. Поэтому стоит быть очень внимательным.

И последнее, что хотелось бы отметить. Вопрос формирования адекватной цены — не разовая история. Во-первых, условия, в которых работает бизнес меняются — повышаются тарифы, стоимость сырья, выходят новые законы, меняющие рисковый ландшафт, и много другое. Все это надо учитывать. Плюс: сами предприниматели нередко выводят на рынок новые продукты и услуги, стоимость которых тоже нужно точно посчитать. И делать это лучше заранее, ведь только на внедрение модели ценообразования требуется от месяца до трех, а там, глядишь, и высокий сезон закончится, а к новому правила игры опять могут измениться.

FinClever

+7 983 290 5204
ТГ-канал Ксении Нехороших
k.nekhoroshikh@finclever.ru
fin-clever.ru
реклама, ИП Нехороших Ксения Владимировна, ИНН 380113099720, erid:2W5zFHAkhck
Больше информации в ТГ-канале ДК

Читайте по теме:

Трамп, налоги и Минфин: надолго ли укрепился рубль — опрос ДК

«Деловой квартал» поговорил с бизнесменами и политиками о том, в чем они видят причины укрепления рубля в последнее время и стоит ли ждать продолжения этого процесса.

Сергей Журавлев: почему высокая ключевая ставка выгодна бизнесу и потребителям

Повышение Банком России ключевой ставки призвано сдержать инфляцию, которая в последнее время активно растет. Но порой слышатся опасения, что это может дать обратный эффект.

Финпрогноз: гадания на ключевой ставке

«Деловой квартал» узнал у красноярских финансистов, чего, по их мнению, ждать предпринимателям от денежного рынка и как это может сказаться на бизнесе.

Какими финансовыми проблемами «болеет» бизнес?

«Деловой квартал» спросил красноярских финансистов, какими «заболеваниями» в этом сегменте чаще всего страдает малый и средний бизнес и чем это может для него обернуться.

Самое читаемое
  • Дефицит госбюжета России в 2025 г. вырос до 3,79 трлн руб.Дефицит госбюжета России в 2025 г. вырос до 3,79 трлн руб.
  • Квартиры не продаются: 8 локаций в России попали в зону риска по продажам новостроекКвартиры не продаются: 8 локаций в России попали в зону риска по продажам новостроек
  • Собственники Raven Russia не смогли оспорить решение суда о передаче активов государствуСобственники Raven Russia не смогли оспорить решение суда о передаче активов государству
  • На улицы Екатеринбурга возвращаются «гармошки» — первые автобусы уже доставили в городНа улицы Екатеринбурга возвращаются «гармошки» — первые автобусы уже доставили в город
  • Во Втузгородке возведут новый жилой комплекс — раньше там были двухэтажкиВо Втузгородке возведут новый жилой комплекс — раньше там были двухэтажки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.