Поднять инвестиции. Как выгодно вложиться в стартап и какие проекты привлекают инвесторов?
Эра digital перемалывает традиционные бизнесы один за другим. Единственный вариант устоять – готовить «запасной аэродром». Куда инвестировать и где брать необходимую экспертизу?
Бизнес-ангел и основатель акселератора «300 Стартапов» Андрей Шевелев – серийный предприниматель, на его счету более 40 бизнес-проектов. Сфера интересов технологического предпринимателя сегодня – венчурное инвестирование. Андрей Шевелев уверен, самый короткий путь к запуску успешного бизнеса – стартовать проект по отработанной во всем мире методологии. Как найти идею на стыке традиционного бизнеса и технологий? Можно ли быстро быстро проверить ее на жизнеспособность и вырастить большой бизнес? Разбираемся в этих вопросах с помощью эксперта.
На счету Андрея Шевелева более 40 бизнес-проектов.
Параллельный проект – «запасной аэродром» для предпринимателей
Современные технологии перекраиваю все сферы без исключения – врачи принимают пациентов онлайн, роботы уже могут заменить весь персонал в фаст-фуде, с развитием электротяги на «нет» сойдет необходимость в маслах и других «расходниках». Что делать в этой ситуации традиционным бизнесам? Один из ответов — не складывать яйца в одну корзинку и запускать спин-офф проект — параллельный, не требующий отвлечения средств от основного бизнеса.
Спин-офф проекты можно запускать в параллель с основным бизнесом. Цель – проверить гипотезу. Если идея жизнеспособна, а основной бизнес тормозит или меняется конкурентная среда – в спин-офф можно даже переметнуться всей командой и развивать его как основный проект. На площадке «300 Стартапов» команда трекеров помогает делать спин-офф успешно – за короткое время по отработанной методологии проверить гипотезу, столкнуться с рынком, если нужно – переупаковать идею. Готовы заходить в такие истории как соинвесторы, и как партнеры с экспертизой в технологическом предпринимательстве», - говорит Андрей Шевелев.
Опыт в работающем бизнесе – трамплин для успешного стартапа
Самые лучшие бизнес-идеи рождаются на стыке уже имеющихся у предпринимателя компетенций и современных технологических решений. Глубокая экспертиза в офлайн-отрасли позволяет увидеть проблематику конкретной сферы и предложить для нее технологическое решение.
Андрей Шевелев: «Идеи бизнеса должны быть потенциальными дисраптами – разрушать существующие стереотипы и навязывать новые потребительские шаблоны. Из этого получаются большие истории. Приведу пример – стартап, который сейчас в трекинге, развивает доставку фруктов и овощей. Заказ можно сделать через мессенджер, доставка – в воскресенье. Фрукты и овощи команда бережно отбирает на рынке, у них налажен контакт со всеми поставщиками. Стартап меняет шаблон, предлагая простой и удобный вариант покупки».
Где взять идею? Хорошо, если тебя осенило. А если нет? Хорошие новости, сильную идею можно «нарыть» — для этого есть инструменты и отработанная методология. В «300 Стартапов» работает несколько площадок по поиску и прокачке идей – все они бесплатные. Работает принцип win-win – обе стороны в выигрыше. Пришедшие на мероприятия бизнесмены бесплатно получают внешнюю оценку проектов и нащупывают точки роста, «300 Стартапов» — находит интересные бизнес-проекты и инвестирует в них.
Андрей Шевелев: «Раз в месяц делаем для предпринимателей обзор технологий (трендскаутинг): вычленяем тенденции, которые можно применить для развития текущих или будущих бизнесов. Еще один проект — «АнтиМамонт», который помогает предпринимателям создаеть эскиз стратегии бизнеса в эпоху digital. Разбираемся, какие технологические угрозы могут поставить на бизнесе крест и что предпринять прямо сейчас, чтобы уже «завтра» не вымереть как мамонты. В процессе перекрестных штурмов появляются идеи на стыке разных бизнесов — люди находят друг друга, находят точки соприкосновения для своих казалось бы несовместимых бизнесов.
пример «300 Стартапов»: психолог «наштурмил» идею для производственника
Выверяем курс бизнеса - считаем экономику
Перед тем, как отправиться в большое плаванье, стартап должен быть уверен, что держит курс на большую акваторию, а не на высыхающую речушку.
Андрей Шевелев: «Есть ли рынок и какова его емкость, во сколько обойдется привлечение клиента, какие маркетинговые каналы для этого можно использовать и т.д. – на эти вопросы отвечаем на «Прокачках». Мой личный опыт запуска проектов говорит: считать нужно обязательно! Это экономит время, деньги, без цифр абсолютно не стоит рассчитывать на интерес инвесторов. Цифры – лучшая «таблетка» от галлюцинаций. После расчетов галлюцинация “Нами будут пользоваться абсолютно все” меняется на “Наши потенциальные клиенты - всего 2 млн человек, живущих в России”».
Варианты 6-месячной акселерации в бизнес-акселераторе «300 Стартапов»
Работать «в темпе», чтобы вырасти в большой бизнес
Наличие у стартапа инвестора, который вложился в проект на ранних стадиях – весомый аргумент для будущих инвесторов. Однако первое, на что смотрят бизнес-ангелы и венчурные фонды – скорость реализации, преобразований или экзекьюшен стартапа.
Андрей Шевелев: «Скорость изменений – самое важное качество стартапа. Венчурные инвесторы вкладываются не в то, как сейчас выглядит стартап и какую прибыль он сейчас приносит, а в то, насколько может вырасти проект через три-пять лет. Первое, что оцениваем мы, решая инвестировать в стартап или нет – готовность основателя и команды ставить цели и достигать их за определенные промежутки времени. Именно для этого мы придумали бесплатный трекинг – это следующая после «Прокачки» ступень. Четыре встречи в течение месяца, на которых смотрим, к какой скорости изменений готов стартап, может ли он держать темп. Скорость нужна для того, чтобы проверять сразу много гипотез. Если идея потрясающая, но стартапер не стоит на месте, мы не идем с ним в большой бизнес».