Сносу им не будет. Красноярцы выйдут на митинг в защиту павильонов
Краевой союз малого предпринимательства подал в администрацию Красноярска заявку на проведение митинга против сноса павильонов. Организаторы акции уверены: их поддержат и в других регионах.
Красноярские предприниматели подали в мэрию заявку на проведение митинга против сноса павильонов. Если власти дадут добро, акция состоится 24 мая на Красной площади. Как рассказал DK.RU председатель Краевого союза малого предпринимательства Виталий Бондарев, она может стать всероссийской. Красноярских предпринимателей выйдут поддержать их коллеги из разных регионов – от Центральной России до Дальнего Востока: движение #ДаПавильонам, созданное всего несколько дней назад в Красноярске, постепенно собирает участников со всей страны, говорит Бондарев.
«Сейчас в Красноярске павильоны дают рабочие места, по нашим подсчетам, примерно 30 тысячам человек, - рассказывает Виталий Бондарев. – И это только те, кто непосредственно занят в их работе: хозяева торговых точек, продавцы, экспедиторы. А если пошире взглянуть, то количество людей, которые так или иначе на них «завязаны», гораздо больше: это поставщики и производители некоторых товаров, например. Если павильоны снесут, то как минимум 30 тысяч человек окажутся на улице. Митинг, к которому мы начали подготовку, - против этого».
Логика выживания
О том, что в Красноярске сейчас идет массовая ликвидация ларьков и павильонов, известно, конечно, всем горожанам. В прошлом году под снос пошло больше 500 небольших торговых точек, в основном существующих, что называется, на птичьих правах: захотели - поставили ларек. В этом запланировано снести еще 412 - причем работающих на абсолютно законных основаниях. Аргументы городских властей - павильоны портят внешний облик города, не дают его благоустраивать, расширять дороги и строить новые парковки, а во дворах из-за них сплошная антисанитария (по данным мэрии, в прошлом году от красноярцев поступило больше 5 тысяч жалоб по этому поводу). Вот и сносят павильоны – работающие добросовестно и с мелкими нарушениями, ликвидируют по плану и сверх плана: дороги и парковки важнее цветочных киосков, подчеркивают в администрации.
А иногда это происходит и без видимой логики и внятных причин, замечает в разговоре с «Деловым кварталом» Марина Добровольская, советник губернатора, член рабочей группы, созданной в Красноярске специально для решения проблем с павильонами.
«Когда я вошла в рабочую группу, меня сразу это удивило: на каком основании одни павильоны сносят, другие оставляют? – говорит Марина Добровольская. – Вот перед нами два капитальных павильона в одном районе, их хозяева – добросовестные арендаторы земли, законопослушные бизнесмены. Один ларек идет под снос, другой продолжает работать. Где логика? Все-таки подход к решению этого вопроса должен быть единым. И второй момент, на котором я настаивала: если уж власти нашли миллиарды на строительство дорог перед Универсиадой, то надо найти и деньги на льготное или бесплатное подключение павильонов к сетям и на аренду земли, когда они переедут на новое место. И заключать с предпринимателями договоры на долгий срок, чтобы люди могли обосноваться, взять кредиты на обзаведение. Словом, изначально я выступала за такие условия работы, которые бы, по моему мнению, устроили всех».
Но на предложенные меры конструктивного отклика не последовало ни с одной стороны. Владельцы ларьков не хотят съезжать с обжитых мест. А те, кто соглашается, часто оказывается не на «компенсационном» месте (то есть на таком, которое город готов выделить предпринимателям взамен освобожденного), а в самом буквальном смысле слова на пустом. Павильоны переносят, как правило, на окраины. Часто туда, где подключиться к электрическим и инженерным сетям – проблема. Ожидание может длиться годами. То есть и власти особо с решением проблемы не торопятся.
«Но даже когда с подключением к сетям все в порядке, положение предпринимателей оказывается очень зыбким, - замечает Виталий Бондарев. – Я знаю случай, когда бизнесмен перенес свой павильон на «компенсационное место» в Солнечном, заключил договор. Павильон стоял внутри квартала, вдали от проезжей части. Так его и там решили снести. Я бы еще понял, если бы ради строительства дороги. Но нет – именно на этой территории решено было деревья посадить… Ну а кроме того, бизнесмену ведь всегда виднее, где вести свое дело. Если человек много лет нормально работал в именно в этом, а не в другом районе, наверное, есть тому причины».
Кое-что о гибкости мышления
С последним заявлением Бондарева Марина Добровольская категорически не согласна:
«Как мне кажется, владельцы павильонов, не желая переезжать на новые места, демонстрируют инерционность мышления. В новых микрорайонах небольших магазинчиков совсем мало, негде купить хлеб, овощи, бытовую химию – вот бы где развернуться как следует! Но нет: «Мы здесь стоим 20 лет и то выживаем еле-еле». Ну так переезжайте туда, где можно будет не «еле выживать», а нормально работать! Но двигаться по накатанной дорожке, конечно, привычнее. И, кстати, если человек держит павильон с 90-х годов, то он его уже сто раз отбил с тех пор. Так что не надо лукавить».
В каких-то случаях это, может быть, и справедливо. Но далеко не всегда, замечает предпринимательница Людмила Иванова. И рассказывает «Деловому кварталу», почему для некоторых бизнесменов переезд почти буквально смерти подобен.
«Я начала заниматься этим бизнесом в 1993 году, сразу как вышла из декрета, - говорит Иванова. – А в 2002-м сама построила павильон на улице 60 лет Октября. На свои личные деньги. Ну и кредитов тогда набрала, конечно, на строительство. То есть он в полном смысле мой собственный. Капитальный, площадью 90 квадратов. С тех пор тут и стоим. Его несколько лет назад пытались снести, но я в арбитражном суде свои права отстояла. Я торгую не продуктами, а хозтоварами, материалами для ремонта. А это тоже тяжелый труд. У нас давно сложился круг постоянных покупателей – как мы их можем потерять? Мне 58 лет, у меня двое детей, мужа нет. Вот выглядит сейчас все так, будто я вам жалуюсь. А на самом деле мы сейчас как раз нормально живем. А если нас с этого места «попросят», мы просто не выживем. Когда я три года назад стала пенсионеркой, мне за мой 37-летний стаж назначили пенсию в 8200 рублей. К тому же я знаю истории наших ребят, которые перебрались на новые места несколько месяцев назад и до сих пор к сетям подключиться не могут. А значит, не могут начать работать».
Людмила Иванова не согласна и с тем, что павильоны «разводят грязь». Наоборот, говорит она, часто только они и поддерживают порядок. Хотя бы просто из тех соображений, что если элементарные требования по санитарии и благоустройству не будут соблюдаться, договор с владельцами торговых точек могут расторгнуть досрочно. В принципе, предприниматели могли бы и посерьезнее «красоту навести», замечает Людмила Иванова. Но только им невыгодно это делать.
«Дали бы людям возможность – они бы город украсили. Оформили бы свои точки в едином стиле, скверики бы рядом с ними разбили, - говорит она. – А возможности-то нет. Договор аренды земли город заключает обычно на 10-11 месяцев. Но может в одностороннем порядке его и раньше расторгнуть. Ну и смысл нам вкладываться в красоту и благоустройство, если в любой день нас могут отсюда выставить?».
Виталий Бондарев подтверждает: совсем недавно в Красноярске случилась именно такая история. Владельцы павильонов на остановке «Улица Перенсона» за свои деньги (и немалые) заказали проект оформления всех магазинчиков в едином стиле. Оформить их тоже собирались за свой счет. В районной администрации проект одобрили, какие-то работы уже и начались. А вскоре предприниматели получили уведомления о том, что им нужно освободить территорию.
Диалога не получилось
Именно эти требования: не допустить массового сноса павильонов, продлить минимум втрое действие договоров аренды, предоставлять компенсационные места под павильоны при одновременном их подключении к сетям (причем на льготных условиях), а еще лучше – просто дать людям работать там, где они всегда работали, – прозвучали на состоявшейся в конце апреля встрече предпринимателей с представителями власти. И эти же требования легли в основу обращения, которое владельцы павильонов направили мэру Красноярска. Если конкретного ответа не будет – они прозвучат и на митинге 24 мая.
«Мы в письме мэру сразу указали, что ответа ждем до 15 мая, - говорит Виталий Бондарев. – Что потом будет, если вдруг не ответит? Ну… будем добиваться своего всеми законными методами. Отправим обращения Путину, Медведеву, Матвиенко. Будем проводить пикеты и митинги».
Кстати, результатами той, апрельской, встречи остались недовольны ни представители власти, ни предприниматели. И те, и другие заявляют: диалога не получилось, стороны не услышали друг друга.
«У меня такое впечатление, что городские власти сами не знают, в каком направлении им двигаться в этом вопросе, - говорит Виталий Бондарев. – Уже сказали бы конкретно: поступаем так-то и так-то с павильонами. Но этого нет. Вот та же рабочая группа. Мы сколько раз собирались, обсуждали проблему, а нет ни одного протокола ни одного ее заседания. Да и на наше обращение в мэрию никакой реакции не последовало вообще. Не было ни отписок, ни тем более попыток сесть за стол переговоров. Такое ощущение, что нас просто не услышали. Только уведомления о сносе рассылают, и все».
Но серьезные претензии к предпринимателям есть и у представителей власти.
«Город – это не только павильоны. И он не может не меняться, не расти, не развиваться. Думаю, и все предприниматели прекрасно это понимают. А происходить это развитие должно не по принципу чьего-то «я хочу» или «я не хочу», а исходя из интересов всех горожан, - уверена Марина Добровольская. – Митинги, считаю, результата не дадут. Да и не поддержат красноярцы владельцев павильонов. Что касается итогов деятельности рабочей группы, то я лично не увидела со стороны бизнесменов какого-то стремления к диалогу. Об этом я и напишу в рабочей записке губернатору».
Марина Добровольская напоминает и о том, что до 1 января 2018 года действие всех договоров аренды земли прекратится, и предприниматели, которые не пожелают переезжать, могут остаться вообще ни с чем. Без каких-либо компенсаций в том числе – такой вариант предусмотрен и федеральным, и региональным законодательством.
«Так не лучше ли, когда город сам предлагает урегулировать все миром, воспользоваться этим предложением?» - замечает Добровольская.
Возможно, власти и бизнесу все-таки удастся найти общий язык. Конечно, если получится услышать друг друга. Время для этого пока еще есть.