В спецпроекте «Электрокары в Красноярске» DK.RU вместе с экспертами разбирается в настоящем и будущем электроавто в центре Сибири.
В первой серии проекта говорим о зарядной инфраструктуре — именно ее считают краеугольным камнем и главным драйвером (или тормозом) спроса на «электрички».
Электрозаправки «выезжают» за город
На 1 января 2024 в России насчитывалось более 39 тыс. электромобилей (данные агентства «Автостат»). Четверть из них приходится на Москву. В числе других регионов-лидеров по парку «электричек» — Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, в Сибири — Новосибирская и Иркутская области. Красноярский край в ТОП-10 регионов не попал. Однако рост числа электрокаров тут не вызывает сомнений. Так, на январь 2023 в регионе было зарегистрировано 480 электромашин.
Отсутствие развитой инфраструктуры для подзарядки — одна из главных причин непопулярности машин с электродвигателем // Фото: «Россети Сибирь»
Первые три ЭЗС в Красноярске ПАО «Россети Сибирь» установила 6 лет назад, сейчас же их количество перевалило за 70. Активно осваиваются популярные междугородние направления, электрозарядные станции устанавливаются на трассах в едином комплексе с привычными АЗС. Появляются ЭЗС для общественного транспорта — электробусов. Быстро растет и число компаний-операторов ЭЗС. Сами станции разные — по моделям, по производителям, стоимости, мощности и по назначению. «Быстрые» рассчитаны на высокопроходные места, где электромобилисты не задерживаются надолго, «медленные» — готовы заряжать авто всю ночь во дворе жилого дома», — рассказывает Руслан Неволин, директор по развитию дополнительных услуг и сервисов компании «Россети Сибирь».
ЭЗС «подзаправят» госфинансированием
Согласно плану развития, к 2030 в Красноярском крае должно появиться 960...1120 ЭЗС. При этом 25% составят «быстрые», а 75% — «медленные» электрозаправки. Один из механизмов развития — софинансирование строительства заинтересованным инвесторам. Так, на 2024 правительство региона запланировало софинансирование 25 объектов «быстрой» зарядки мощностью 150 кВт для всех типов современных электромобилей.
В настоящее время примерно 80% из числа установленных нами ЭЗС появляются за счет финансирования ПАО «Россети Сибирь» и лишь 20% — по инициативе бизнеса и с его участием. Например, такой проект «Россети Сибирь» реализовала совместно с КНП, а также совместно со Сбером. Стоит отметить совместный проект с «СГК»: в Красноярске построили сеть «медленных» станций внутри кварталов многоквартирной жилищной застройки, обеспечив базовую потребность в домашней «ночной» зарядке электромобилей. Нам бы хотелось, чтобы пропорция была обратной, когда 80% ЭЗС строятся совместно с бизнесом»,— отмечает Руслан Неволин.
К 2030 в Красноярском крае должно появиться порядка тысячи ЭЗС // Фото: «Россети Сибирь»
Развитие электрозарядной инфраструктуры — соцнагрузка или бизнес?
«Россети Сибирь» — один из флагманов развития электрозарядной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке. И если строительство первых ЭЗС было для компании исключительно имиджевым проектом, то сейчас — переросло в полноценный бизнес.
— В текущем году «Россети Сибирь» планируют строительство зарядной инфраструктуры в формате «под ключ» для инвесторов в регионе. Насколько востребованным окажется это предложение, будет понятно ближе к середине года, — уточняет Руслан Неволин.
Один из последних таких проектов был запущен в конце апреля. «Россети Сибирь» совместно с омской компанией eCars открыли электрозарядный хаб на многоуровневой парковке в Красноярске. Однопортовые станции предназначены для зарядки японских, европейских и китайских электромобилей и адаптированы под погодные условия Сибири. Мощность станций — 22 кВт, этого достаточно, чтобы за три часа зарядить небольшой электромобиль. Сеанс полной зарядки будет стоить примерно 225 рублей.
Электрозарядная инфраструктура в Красноярске развивается в том числе по инициативе бизнеса и с его участием // Фото: «Россети Сибирь»
А в мае 2024 «Россети Сибирь» и СГК открыли первую электрозарядную станцию в Дивногорске. Новая ЭЗС — часть совместного проекта компаний «Сибирь заряжает», в рамках которого в Красноярске было оборудовано более 60 электрозарядных станций.
Одновременно с этим компания продолжает вкладываться в собственные инвестиционные проекты по установке зарядных станций на территории регионов присутствия.
Если раньше мы хотели обеспечить электромобилистов доступными ЭЗС внутри города, то теперь фокус внимания направлен на возможность беспрепятственного перемещения между населенными пунктами как внутри региона, так и за его пределы. Сейчас мы имеем готовую ветку ЭЗС от Красноярска до горнолыжных курортов Кемеровской области, работаем над хакасским направлением. Также самостоятельно до конца мая мы планируем открыть «Электрокафе» при быстрой зарядной станции на железнодорожном вокзале Красноярска. Это будет совершенно новый и уникальный для российского рынка формат», — отмечает директор по развитию дополнительных услуг и сервисов «Россети Сибирь».
Самые «непопулярные» дни для подзарядки электроавто — понедельник и воскресенье // Фото: «Автостат»
Компания приводит такие данные по востребованности объектов. В собственной сети электрозаправок «Россети Сибирь» в Красноярском крае в 2023 было произведено более 21 тыс. зарядных сессий — более 60% приходится на Красноярск. В партнерской сети произведено 4,6 тыс. зарядных сессии.
Читайте также:
В Красноярске вырос спрос на электромобили с пробегомЭксперты Авито Авто сравнили спрос и предложения на рынке электромобилей с пробегом в 2022 и 2023. По данным аналитиков, востребованность электрокаров за год выросла на 75%.
В Красноярске запустили хаб для зарядки электромобилей
Он расположился в недавно открытой многоуровневой парковке у «Кванта».
Электробусы вышли на маршрут Красноярска в тестовом режиме
Первые из закупленных электробусов вышли на маршрутные линии Красноярска.
Красноярский край оказался в числе сибирских лидеров по ввозу электромобилей
В целом по Сибири количество ввезенных жителями авто на электрической тяге за год выросло более чем в шесть раз.