Меню

Электрокары в Красноярске. Часть 2. «Маршрут» к массовому покупателю — взгляд автодилеров

Иллюстрация: DK.RU

Для крупнейших красноярских автодилеров продажа электрокаров — давно не terra incognita. В линейке каждого из автохолдингов есть электро- и/или гибридные авто.

Однако «маршрут» электрокаров к массовому потребителю дилерам видится по-разному. DK.RU поговорил с ними о том, что способствует, а что препятствует развитию «электродвижения». Об этом вторая серия спецпроекта «Электрокары в Красноярске»

Электрокары в Красноярске. Часть 1. ЭЗС: набирают скорости или тормозят развитие?

Нишевый продукт для искателей новизны

ГК «Арсенал» начала продавать электромобили в Красноярске еще в 2019 — на тот момент в статусе дилера Audi и Jaguar (после 2022 эти автобренды ушли из России. — Прим.ред.).

В мае 2023 «Арсенал» первым за Уралом получил статус официального дилера сразу двух марок электромобилей и гибридов — Evolute и Voyah.

В мае 2024 автохолдинг стал первым в Красноярском крае официальным представителем премиум-бренда Hongqi, в модельной линейке которого есть и автомобили с ДВС, и электромобиль. Кроме того, группа компаний активно развивает «цивилизованную» реализацию электрокаров и гибридных автомобилей премиум-класса — Zeekr и Lixiang.

Елена Полежаева, генеральный директор ГК «Арсенал», уверена: электромобили и гибриды — одна из возможных зон роста как российского, так и мирового авторынка. 

Мировой рынок электрокаров вырос на треть, российский — почти в пять раз. А в СФО популярность электромобилей за 2023 увеличилась в шесть раз. Активно развивается зарядная инфраструктура — Красноярск входит в топ-5 городов России по количеству зарядных станций. То есть возражение «электрокары негде заряжать» постепенно нивелируется. Кроме того, развивается и культура «домашних» зарядных станций. Один из главных аргументов «за» электрокары и гибридные автомобили — рациональное потребление. Во-первых, это экономия на бензине и на обслуживании. У нас есть кейс, когда месячные траты на бензин были сопоставимы с полугодовыми затратами на зарядку электромобиля. Второе — забота об экологии и о себе, ведь электромобили не загрязняют воздух. Гибридные автомобили также оказывают меньшее негативное влияние на экологию, чем авто с ДВС, а применение батарей меньшей, чем в электромобилях емкости, снижает остроту проблемы утилизации использованных аккумуляторов», — говорит Елена Полежаева.  

Такую же аргументацию в пользу «электричек» приводит и Дмитрий Дормидонтов, директор дилерского центра EXEED/Changan/OMODA/JAECOO ГК «АГАТ» в Красноярске.

Экология, экономия на обслуживании и растущая инфраструктура по зарядкам и обслуживанию электрокаров — ключевые причины того, почему нужно покупать электроавто. И того, почему число импортеров и дилеров электрокаров в России будет ежегодно возрастать в несколько раз. Единственный минус — высокая цена электромобиля, но, уверен, что это временно. ⁠Я однозначно поднимаю обе руки за электрокары», — говорит Дмитрий Дормидонтов.

Красноярский край не попал в ТОП-10 регионов по числу электрокаров // Фото: «Автостат»
 

Сергей Нощик, генеральный директор ГК «СИАЛАВТО», отмечает — одним из главных драйверов роста продаж электромобилей становится интерес покупателей к новому. Одни автолюбители сразу пересаживаются на электроавто, а другие — выбирают гибриды. 

У электромобилей есть свой покупатель — люди, заряженные идеей новизны, технологического преимущества, дополнительной мощности, присущей электрокарам в силу их технологических особенностей. Поэтому спрос на эти автомобили есть — и он будет расти. Эту тенденцию хорошо иллюстрируют бренд электроавто Zeekr, который очень неплохо продается в России, в том числе и Красноярске. И Lixiang — этот бренд официально не представлен в России, но его гибриды входят в топ самых продаваемых в стране автомобилей», — говорит Сергей Нощик. 

В портфеле ГК «Медведь Холдинг» есть несколько брендов, в модельном ряду которых присутствуют гибридные и полностью электрические автомобили. Тем не менее электроавто, говорит Николай Бяков, генеральный директор ГК «Медведь Холдинг», все еще остаются нишевым продуктом.  

Очевидно, что пользоваться электромобилем очень удобно тем, кто живет в частном доме и может позволить себе два и более автомобиля. Но сколько таких людей? В нашем регионе электромобиль пока является нишевым продуктом, который должен быть дополнен автомобилем с ДВС. Мы, разумеется, планируем развиваться в этом направлении, так как понимаем, что за электромобилями будущее», — говорит Николай Бяков.

Культура электромобильности набирает скорости  

По данным на 1 января 2024 Красноярский край не попал в ТОП-10 регионов по числу зарегистрированных «электричек». Пальму первенства в этой гонке ожидаемо держит Москва — 24% «электропарка» России, далее следуют Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург (данные агентства «Автостат»). 

Разница в спросе на электромобили в Сибири и других регионах существенная. Львиная доля владельцев электрокаров сосредоточена в Москве, Приморском крае, Санкт-Петербурге и южном регионе. Большие расстояния между городами в Сибири и недостаточное количество заправочных станций не способствует увеличению спроса на электрокары. В свою очередь государство поддерживает развитие электродвижения в России различными мерами. Они в том числе подразумевают расширение инфраструктуры зарядных станций, наполнение рынка самими электрокарами и в перспективе — локализацию производства», — говорит Николай Бяков.

Самый существенный вклад государства в развитие электродвижения в России — госсубсидия на покупку электромобиля. С 1 октября 2023 она выросла с 25% до 35% от стоимости авто («потолок» по размеру субсидии — 925 тыс. рублей).


Самый весомый стимул электродвижения в России — госсубсидия на покупку электромобиля // Фотоfreepik.com 

Есть и другие поблажки. Сергей Нощик обращает внимание на то, что в ряде случаев электро-преференции «не выезжают» за пределы столиц, что сдерживает рост числа электрокаров в регионах. 

В Москве для владельцев электроавто есть определенные налоговые преференции. А также преференции, связанные с парковками и дорогами — все платные парковки для них бесплатны, также, как и передвижение по платным дорогам. Это пусть и не главный, но все же неплохой экономический стимул купить автомобиль с электрическим двигателем. В Красноярске таких преференций для владельцев электрокаров, к сожалению, нет», — говорит Сергей Нощик.

Дмитрий Дормидонтов считает, что в случае электрокаров в России рано или поздно сработает закон критической массы. А массовое электродвижение — это лишь вопрос времени. 

Сейчас не все готовы в моменте пересесть с классического авто на электрокар. Люди осторожничают. И в основном покупка электрокара — это пока еще как игрушка: покупка не основного, а второго или третьего автомобиля в семью. Стимулирует такие покупки то, что электрокаров становится все больше и люди начинают присматриваться к таким машинам. Чем совершеннее они будут становиться, тем больше их будет на дорогах. Как с электросамокатами: у меня их было три, а остался один — самокат с быстрой зарядкой и достаточно большим запасом хода», — приводит пример Дмитрий Дормидонтов. 

За 2023 рынок электроавто в России вырос почти в пять раз // Фото: «Автостат»

Елена Полежаева уверена, что главный стоп-фактор при покупке электроавто — не рациональный, а эмоциональный. Однако в случае «электричек» эмоции со знаком «минус» могут быстро переключиться на знак «плюс».    

Вокруг электрокаров много мифов. Из последнего: «Не открывай капот электромобиля, током ударит!» 90% возражений, с которыми мы сталкиваемся — это зачастую надуманные проблемы, ведь культура электромобильности в России только развивается. Хорошая новость в том, что и стимулирующих факторов немало. Это и рост интереса к электромобилям в целом, и темпы развития зарядной инфраструктуры, и оснащенность электромобилей. Зачастую электромобиль — это не только авто, но и гаджет! Управление такой машиной дарит ни с чем несравнимые эмоции. Однако пока 100% электроавтопарк в семье в условиях Сибири скорее исключение, чем правило. Сейчас 100% электрические автомобили, как правило, покупают люди с доходом выше среднего — как второй, третий автомобиль в семью. Более мягкий переход «на зеленую сторону» возможен при покупке гибридного автомобиля. Предполагаю, именно через рост продаж гибридов в нашем регионе будет постепенно прививаться частичная «электромобильность», а уже далее — все больше автовладельцев будут всерьез готовы рассмотреть и покупку электромобиля», — резюмирует Елена Полежаева.

Читайте также:

Электрокары в Красноярске. Часть 1. ЭЗС: набирают скорости или тормозят развитие?

В спецпроекте «Электрокары в Красноярске» DK.RU вместе с экспертами разбирается в настоящем и будущем электроавто в центре Сибири.

В Красноярске вырос спрос на электромобили с пробегом

Эксперты Авито Авто сравнили спрос и предложения на рынке электромобилей с пробегом в 2022 и 2023. По данным аналитиков, востребованность электрокаров за год выросла на 75%.

В Красноярске запустили хаб для зарядки электромобилей

Он расположился в недавно открытой многоуровневой парковке у «Кванта».

Электробусы вышли на маршрут Красноярска в тестовом режиме

Первые из закупленных электробусов вышли на маршрутные линии Красноярска.

Красноярский край оказался в числе сибирских лидеров по ввозу электромобилей

В целом по Сибири количество ввезенных жителями авто на электрической тяге за год выросло более чем в шесть раз.