Меню

Олеся Волкова: Если не в вуз, то куда еще, и как родителям не давить на детей?

Иллюстрация: Коллаж ДК

После школы — только вуз? Современные молодые люди часто отлично ориентируются в образовательных стратегиях и выбирают свой путь. Но не все родители готовы, чтобы дети шли непривычным маршрутом.

Олеся Волкова, доктор психологических наук, доцент, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, основатель «Психологической мастерской Олеси Волковой» и клуба «Достаточно хороших родителей» 
 
Период завершения ребенком школьного обучения, переход его в другой социальный статус, начало новой учебы или работы — всегда кризисная ситуация для семьи. И, конечно, эта тема требует развернутого ответа. 
 
На мой взгляд, любые попытки подавить волю ребенка не приводят к положительным результатам. Безусловно, у родителей более широкий, разнообразный жизненный опыт. Но при решении нужно учитывать, что жизненных траекторий на самом деле множество. И поступление в вуз — далеко не единственный вариант. Например, кто-то захочет завершить школу после девятого классов, кто-то поступить в колледж, а кто-то остаться в школе и потом поступать в университет, отправиться на военную службу, сделать год паузы или пойти работать. 
 
Если среди всех этих вариантов поступление в вуз в приоритете, в первую очередь необходимо заручиться наличием мотивации у ребенка.
 
Вопрос, хочет ли он на самом деле получать высшее образование. Это может быть большой мечтой родителей и их представлением о том, что ребенка с высшим образованием ждет более успешная карьера и больше стабильности в жизни, что далеко не факт. История знает множество примеров, когда люди с несколькими высшими образованиями никаким образом профессионально успешно в жизни не реализовались. Здесь очень важно быть в диалоге с ребенком и учитывать его  мнение.
 
Если мотивация обучения в университете есть, то и здесь нужно учитывать несколько вариантов. И составить список, в котором будут вуз мечты, план B и так далее. Учесть возможность поступления на бюджетной или на внебюджетной основе. Если ребенок четко определился со своей будущей профессией, это замечательно, и тогда осталось только выбрать образовательную площадку, для которой ему нужно будет приобрести необходимые компетенции. 
 
Но сейчас молодые люди далеко не все стремятся в вуз. Большую роль в этом играет то, что система школьного обучения достаточно активно работает как стресс-фактор в плане подготовки и сдачи единого государственного экзамена.
 
Дети избегают сдачи ЕГЭ и видят свою образовательную карьеру  совсем иначе, чем родители. Сейчас большое количество успешных ребят завершают девять классов с красными аттестатами и уходят обучаться в колледж, прекрасно понимая, что при этом они избегают злополучного ЕГЭ, стресса, который его сопровождает. И такой шаг не помешает получить высшее образование. Как правило, высшие учебные заведения для успешных выпускников колледжей дают возможность поступления на разные варианты сокращенной формы, очной, заочной, вечерней, на льготных условиях поступления по внутреннему экзамену и приобретения профессии в университете. Более того, если ребята получают средне-специальное образование, глубины познаний и мотивации для приобретения профессии у них больше, потому что, как правило, обучение в колледже носит гораздо более практический характер. 
 
Есть смысл обсуждать и продумывать разные варианты развития событий. Единственную сложность здесь представляет, на мой взгляд, перерыв сроком в год. Бывают ситуации, когда выпускник школы четко наметил себе конкретный вуз, конкретное направление подготовки, и на другой вариант он не согласен. И если не проходит на желаемое направление подготовки, то  выбирает подождать год. 
 
Разумеется, это тоже очень индивидуальная история. Бывает, что ребята со второго, с третьего раза поступают туда, куда они мечтают. Но есть и те, кому мотивации не хватает, потому что переход от учебной деятельности к трудовой связан с монетизацией трудовых ресурсов. Молодые люди начинают зарабатывать первые деньги и их мотивация к поступлению может снижаться. Кроме того, результаты ЕГЭ имеют срок годности, и по их итогам невозможно поступать бесконечно. Поэтому, безусловно, лучше выбрать ту профессию и тот ВУЗ, на который ребенок ориентирован. А также подготовить план В и С однозначно. Не отказываться от варианта, например, поступить на специальность менее приоритетную и впоследствии  перевестись туда, куда хочется. Перевод осуществляется из вуза в вуз специальности на специальность, система высшего образования все это предусматривает.
 
Когда родители настаивают на определенной профессии, на определенном вузе, на определенной, скажем, этапности обучения, после школы только 11 классов, только университет, только медицинский, например, это никогда не приводит к положительным результатам. Получение профессии — это вообще выбор ребенка.
 
Важно помнить, что поступление в вуз — это всего лишь первый шаг в жизни профессионального становления человека. Учиться и сдавать сессии предстоит ему, а не родителями. Нет смысла давить, чтобы потенциальный студент, впоследствии с большим трудом сдавал сессию. Задайте себе вопрос, хотите ли вы такой судьбы своему ребенку. Очень важно, чтобы родители поставили себя на позицию ребенка и вспомнили собственный опыт выбора профессии. И честно ответили, нравится ли им она. 
 
И еще один важный момент. Современный мир не предполагает такой прямолинейной дороги, как раньше, когда после школы следовал вуз, а потом одна и та же работа десятилетиями. Сейчас человек получил одну специальность, закончил университет, но это вовсе не значит, что он всю жизнь будет работать только по этой самой специальности. 
 
Перечень профессий ежегодно обновляется, они динамично меняются, сменяют друг друга, какие-то исчезают, какие-то появляются. И думать, что образование в университете гарантирует карьеру на всю жизнь и стабильность — это иллюзия. Сейчас высшее образование скорее должно быть ориентировано на то, чтобы студент приобрел компетенцию по освоению знаний. А родителям нужно себе задать вопрос, не хотят ли они тем, что они настаивают на поступление в вуз, продлить своему ребенку детство, держать его побольше дома, под контролем. На самом ли деле высшее образование ребенку так нужно, или может быть стоит выбрать совсем другую траекторию развития.
 
В диалоге с ребенком необходимо спрашивать его мнение, я это подчеркиваю. И с точки зрения детей ситуация может выглядеть каким-то уникальным образом. Дети иногда гораздо более осведомлены в современных трендах, в том числе в вопросах поступления. И основная роль родителей в этой ситуации — это поддерживающая, направляющая.
 
Не нужно определять, куда и как должен ребенок поступать, как ему необходимо сдать ЕГЭ, дети сами справятся. Излишнее давление, излишняя директивность не поможет, а вот поддержка со стороны родителей нужна. Важно помнить, что когда-то нас не станет, а наши дети останутся, им нужно уметь делать выбор, исправлять свои собственные ошибки. И это их история жизни, и это их право выбирать, в том числе выбирать свою будущую профессию, и работу по душе.
 

Читайте также: