Правильное оформление отношений с партнерами и клиентами способно не только избавить бизнес от изрядной доли головной боли, но и сохранить финансы компании от лишней нагрузки.
Дмитрий Ткачев, основатель юридического агентства «Закон и дело»:
Как и любая другая деятельность человека, бизнес ведется в правовом поле. И неважно b2b это сегмент или b2c — все взаимоотношения должны быть оформлены правильно. В целом есть пять основных принципов (или правил, если угодно), следование которым позволит закрыть большинство юридических рисков.
Первое из таких правил: всегда заключать письменные договоры. Казалось бы, очевидное заявление, но далеко не все и не во всем это соблюдают.
При этом документ должен подписываться именно тем лицом, которое в нем указано. Сличайте реквизиты, проверяйте полномочия и так далее. Пусть это немного затянет процесс, но зато даст возможность избежать массы потенциальных проблем, которые могут возникнуть.
Второе правило является логичным продолжением первого: если подписали договор о, скажем, поставке какого-либо товара, не пожалейте времени и подпишите закрывающие сделку документы — акт приема-передачи или выполненных услуг, например. Если этого не сделать, возможны сложности. А доказывать, что ты не верблюд в такой ситуации, крайне сложно.
Принцип третий: деньги по договору должны проходить только между его сторонами. Т.е., если компания А покупает, скажем, компьютеры, у компании Б, то в платежных документах должна быть указана именно последняя, а не некая третья организация. Если же у Б денег нет, а у В они есть и она готова оплатить по выше указанному договору, то в назначении платежа нужно указать, что это оплата по такому-то договору с компанией Б (ИНН) за следующим номером от такой даты. С физлицами точно также. В противном случае, компания В может в какой-то момент потребовать вернуть ей деньги, так как товар или услуга поставлены не ей.
Если не удастся договориться миром, то придется идти в суд. И вот тут вступает в силу четвертое правило, которое гласит: какой бы классный продукт вы не продавали, сколько бы восторженных фанатов у вас не было, всегда погружайтесь в структуру договора. Даты, сроки, претензионный порядок — все это крайне важно.
Если договор подписывает на ваших условиях, обязательно удостоверьтесь, что пункт о подсудности устанавливается в Арбитражном суде Красноярского края (или в одном из районных судов Красноярска) — т.е. по месту вашего нахождения. В противном случае может случиться так, что для решения спора придется ездить в другой город, а то и регион, а это сильно увеличит стоимость восстановление ваших прав, поскольку нужно будет искать незнакомого юриста в городе, где идет разбирательство, или оплачивать командировочные красноярским. Конечно, сейчас к суду можно подключаться по ВКС, но далеко не всегда это возможно — есть даже такие суды, которые отказывают в дистанционном рассмотрении дела и ничего с этим не поделать.
Еще один нюанс, также относящийся к этому правилу, разумные сроки ответа на претензию. К примеру, если вы работаете в постоплату, отгружаете товар, но деньги вам вовремя не перечисляют, то вы заявляете претензию, ответ на который другая сторона будет готовить в течение срока, указанного в договоре. А если там стоит 30 рабочих дней?! Это полтора календарных месяца. Готовы столько ждать? Думаю, нет. В целом же, как показывает практика, 10...15 календарных дней вполне достаточно, чтобы подготовить ответ на претензию. Так что этого горизонта и стоит придерживаться.
Ну и пятый пункт. Как только вы выходите из микробизнеса и метите в малый, а то и средний (по чекам, товарообороту и т.п.), нужно непременно задуматься о юридическом сопровождении. Неважно насколько у вас грамотно составлены договоры и отточено процессы, все равно при масштабировании бизнеса возникает множество разного рода юридических вопросов — взять хоть взаимодействие с налоговыми и надзорными органами. А есть ведь еще вопросы кадров, военкоматы, суды.
Это все отнимает время руководителя и отвлекает его от собственно управления компанией. Заниматься же этим должен человек с соответствующими компетенциями — проще говоря, юрист. Причем на первом этапе предпочтительнее вариант аутсорсинга. Конечно, штатный юрист — это заманчиво. Но предприниматель, впервые нанимающий юриста, вряд ли способен четко оценить его квалификацию. А ошибка в этом вопросе может обернуться серьезными проблемами — причем, как финансовыми, так и сугубо правовыми.
Конечно, штат или аутсорсинг — решать бизнесмену. Но, так или иначе, масштабироваться без обеспечения юридической безопасности своего дела невозможно. Да и вообще, нужно помнить, что она — это не отдельная сфера, а должна быть вшита в бизнес-процессы, только тогда можно будет спокойно работать, не рискуя на пустом месте потерять компанию.
Читайте также:
Дмитрий Ткачев: «Повышение госпошлин станет налогом на неспешность»
Чем может обернуться повышение госпошлин для бизнеса и как подстраховаться в этой ситуации.
И судились они долго и дорого: красноярские юристы о повышении госпошлин для DK.RU
Снижение нагрузки на суды, обращение к медиации и новый подход к поиску бизнес-партнеров: «Деловой квартал» говорит с юристами Красноярска о последствиях увеличения госпошлин за обращение в суд.
-
Какими финансовыми проблемами «болеет» бизнес?
«Деловой квартал» спросил красноярских финансистов, какими «заболеваниями» в этом сегменте чаще всего страдает малый и средний бизнес и чем это может для него обернуться.
-
«Справедливая цена?»: чего ждать бизнесу от налоговых новшеств Минфина
DK.RU обсудил с финансовыми экспертами, чем может обернуться реформирование российской системы налогообложения по схеме, недавно предложенной Минфином.