Финальную Музейную ночь этого года в музейном центре посвятили сну как культурному, социальному и психологическому явлению. Рассказываем о ней в специальном репортаже «Делового квартала».
В ночь 2...3 ноября в Красноярске прошло одно из самых масштабных событий месяца — Музейная ночь «Сомнамбула» в музейном центре «Площадь Мира». Вся программа заняла шесть часов: локации функционировали с 20:00 до 02:00. Побывали на «Сомнамбуле» и делимся, чем наполнили финальную Музейную ночь`2024 в этот раз.
Заснуть или проснуться?
В базисе концепции события — ощущение последних лет как сплошного сна, из которого не получается дотянуться до реальности. Вместе с этим сон всегда был необходимой частью бытования для нашего организма и разума, а значит — почему не узнать его глубже? Поэтому в «Сомнамбуле» сплели сновидения, параллельные реальности, бессознательное, метафоры, символы, сюрреиализм: словом, все, с чем мы сталкиваемся, когда закрываем глаза.
Мы вдохновлялись выставкой, мимо которой нельзя пройти — „Сны Сибири“, но при этом переосмысливая эту тему. Переворачивая ее в сторону снохождения, разных форматов сна, осознанных сновидений, чтобы зритель мог увидеть что-то совсем иное. Вообще Музейная ночь для нас — более личный формат, чем просто Ночь искусств. Мы проводим ее с 2002, и для нас это уже давно очень личная история», — говорит Эльдар Валеев, куратор «Сомнамбулы».
На протяжении всей Музейной ночи для гостей были открыты актуальные экспозиции музея: «Сны Сибири» и «Архаика современности», «Зеркало для художника», «Призраки», «Воображаемый музей» и «Космический пейзаж». Можно было изучить их в самостоятельном формате или присоединиться к нескольким экскурсиям.
Первая строилась по логике сна: маршрут был непредсказуемым, а границы между фактами и вымыслом намеренно размывались. За ней следовала экскурсия шепотом и «Широко закрытые глаза» — они дали возможность остаться наедине с искусством и исследовать арт-объекты не только визуально, но и с помощью прикосновений.
Не обошлось и без уже традиционной экскурсии с директором музея. Последней была «На ночь глядя» — во время нее гости заглядывали в самые темные уголки «Площади Мира», чтобы открыть здание с непривычной стороны.
Мы стараемся затронуть все медиумы, которые нам доступны. Партиципаторные практики, когда человек может непосредственно поучаствовать в создании чего-либо, или перформативные — здесь человек просто наблюдает за чем-то происходящим. Мастер-классы — классическая история, но связанная, разумеется, с современным искусством. Музыкальная программа очень важная для нас составляющая, как и театральные форматы. В программе каждой Ночи также есть и лекции, и экскурсии — от классических к менее привычным. И, конечно, можно просто посмотреть выставки в живом и отчасти развлекательном формате. Собственно, все это мы создаем ради того, чтобы у человека была возможность каким-то новым образом повзаимодействовать с нашей институцией», — объясняет Эльдар Валеев, куратор Музейной ночи.
Одним из самых любопытных блоков стали партиципаторные практики. Например, можно было отправить рассказ о своем сновидении в «Хронику снов»: на всем протяжении Музейной ночи эти сюжеты появлялись на специальном экране. Любимый рассказ журналиста «ДК» — о сне с шаурмой, которая стала главной героиней фильма Тарантино.
А можно было попробовать навсегда распрощаться со своим кошмаром: для этого нужно было написать его на бумажной «ленточке» и вплести в «Сеть сновидений».
В укромном уголке Кабинета литератора расположили «Сонник»: там можно было поделиться с медиатором музея своими снами.
Тем, кто забредал в сердце третьего этажа, открывался Книжный клуб. В нем гостей погружали в сны Анны Карениной и Рэя Брэдбери, проводили утро с Даниилом Хармсом, исследовали мир Александра Введенского.
Создать свое сонное царство
Важной для музея остается и перформативная часть. «Сомнамбулу» наполнили несколькими точками, так или иначе связанными с практиками перформанса. Так, открытием Музейной ночи стало выступление студии ShowTime: с него начинался путь зрителей.
«Снохождение» поэтессы Екатерины Малиновской продолжалось всю ночь: шесть часов она пыталась уснуть в заполненом людьми музее.
Благодаря Красноярскому плейбэк-театру рассказы о сновидениях обрели плоть и форму в перформансе «НеявНО». Гости стали и соавторами «Предвкушения чуда» — перкуссионного перформанса, которому каждый мог подарить собственный звук.
Те, кому важны памятные талисманы, могли создать их собственными руками на нескольких мастер-классах. Можно было расписать маску для сна, сделать свою птицу сновидений или получить кусочек «небесного царства», знакомого нам по мифам.
А для тех, кто больше всего любит засиживаться за полночь за шумными играми и теплыми разговорами, до самого конца работала игротека «Ночевка». Столы не освобождались до «последнего звонка»!
Отыскать новые ключи
Сохранили и еще один востребованный формат — лекции. В «Машине снов» гости изучали ключевые работы Сальвадора Дали, в которых можно найти связь с темой сна, и будили собственную фантазию. А на лекции «Смотри не проспи» вместе с киноведом Анной Козак разбирались в фильмах, которые так или иначе работают со сновидениями. И да, они могут быть не только темой фильма, но и инструментом для проникновения во внутреннюю жизнь героя, «ключиком» новых интерпретаций, и даже стать основой жанра.
Во время терапевтической сессии «Практическая онейрология» самые смелые поделились тем, какие желания можно «нащупать» в их снах. Теперь мы знаем, что выше всего у «сомнамбул» потребность в силе, безопасности, любви, радости и свободе.
Неотъемлемой частью Музейной ночи в «Площади Мира» осталась и музыка. В течение «Сомнамбулы» гостей сопровождали самые разные жанры: от пост-этно и фрифолка до эмо-попа и колыбельных.
Контрастными были не только направления, но и ассоциации, которые создавали исполнители. Одна музыка переносила на цветущие поля и к восходу у моря, другая превращала пространство вокруг в сказочный замок, а часть музыкантов зашли на территорию эксперимента.
Немало внимания подготовке уделили и сами гости. Многие присоединились к «Сомнамбуле» в мифических или сверхъественных образах. Поэтому в стенах музея можно было встретить нимф, шаманов, сказочных дев, готических принцес и призраков.
Эту Музейная ночь в «Площади Мира» стала возможностью исследовать состояние сна изнутри сознательно и на стыке множества граней — а значит, найти новые способы взаимодействия с тем, чему мы отдаем треть жизни.
Иллюстрации: фотографии для материала предоставлены музенйым центром «Площадь Мира» /
Алёна Ротенберг
Больше о культурных событиях в Красноярске:
Увидеть и почувствовать больше: афиша ноября `2024 в Красноярске
Главные премьеры и знаковые выставки, большие гастроли и редкие концерты — «Деловой квартал» делится обзором событий, которые сделают ноябрь в Красноярске ярким и запоминающимся.
Михаил Котюков подписал соглашение о сотрудничестве края с Большим и Мариинским театрами
Его цель сформулировали как «развитие музыкального и театрального искусства России». Отдельным направлением совместной работы региона и театров станет сохранение памяти о Дмитрии Хворостовском.
Выбрать и полюбить свою птицу: о чем арт-дефиле «Мурмурация» в Пушке+
Как природное явление может стать красной нитью для театра, моды, дизайна и литературы — в рецензии DK.RU о новом арт-дефиле «Мурмурация. Танец тысячи птиц», премьера которого прошла в конце октября.
Артефакты тысячелетий, шаманы, запахи Древней Сибири, путь к истокам. О чем «Сны Сибири»?
Чем уникальна экспозиция в масштабе страны и что поможет понять ее глубже, «ДК» рассказали Анастасия Кистова, директор художественного музея, и Сергей Ковалевский, арт-директор «Площади Мира».
От PR-среды до гастролей МХАТа: календарь событий Красноярска в октябре...декабре
Собрали топ событий, которые будут проходить в Красноярске с октября по декабрь включительно. Премьеры и новые выставки, гастроли и гала-концерты, форумы и церемонии — в специальном календаре DK.RU.
Фестиваль «Волшебный лёд Сибири» в Красноярске вновь станет международным
Сейчас администрация Красноярска ведет переговоры с представителями других стран для участия в фестивале.