Меню

«Астрея» — пространство сотворчества

Иллюстрация: «Астрея»

Как устроен уникальный образовательный центр, где ученики, родители и педагоги управляют процессом на равных.

Сегодня человек живет в постоянно меняющемся мире, принимая абсолютно новые решения, сталкиваясь с ситуациями, не имеющими известных алгоритмов. В нынешних реалиях молодой специалист должен быть гибок, ответственен и должен понимать важность коллабораций, а не конкуренции. Только тот, кто воспринимает себя автором собственной жизни, может справиться со всеми вызовами настоящего и непредсказуемостью будущего. Воспитание таких людей основано на гибком, открытом, честном подходе и системе, где эти принципы едины для всех: для детей, родителей и педагогов. 

«Бирюзовая школа» в сердце Сибири, где растят людей будущего

Ученики образовательного центра «Астрея» точно знают, чего они хотят, могут раскрыть свои таланты и наиболее полно реализоваться в жизни. Подобный результат — следствие новых подходов не только в образовательном процессе, но и в системе управления компанией и взаимодействия с родителями. 

Чтобы вырастить самостоятельного человека, нужна особая среда. «Астрея» — образовательный центр с демократической средой, в теории которой спиральная динамика, которую предложил психолог Клэр Грейвз, и один из этапов — это так называемая «бирюзовая» компания. Наша система не основывается на иерархии — управление строится на принципах саморегулирования, доверии и общих ценностях. Невозможно провозглашать одну систему ценностей для учеников, а с сотрудниками общаться в иной парадигме — мы каждый день разделяем ответственность, — рассказывает Наталья Герасимова, руководитель образовательного центра «Астрея». 

Согласно этой теории, общество в своем развитии проходит через последовательные этапы, которые ассоциируются с различными цветами — от «бежевой» стадии выживания к самой продвинутой, бирюзовой ступени (подробнее об этом можно почитать в книге Фредерика Лалу «Открывая организации будущего»). 

В горизонтальной структуре выстраивается система распределенной ответственности: внутри компании есть области, работу по которым ведет определенная группа людей. Дети, выросшие в иерархичных системах, часто теряются, когда нет «начальника», который скажет, что делать, — объясняет Наталья Герасимова. 

Выпускники «Астреи» умеют:

  • самостоятельно ставить цели; 
  • договариваться без давления сверху; 
  • перестраивать процессы под новые задачи.

Почему будущее за горизонтальным образованием? 

Порой маленькая школа может дать больше, чем крупный образовательный конвейер. Проанализировав современный мир и потребности, мы понимаем, какие навыки требуются молодому человеку:

  • гибкость вместо следования инструкциям;
  • ответственность вместо ожидания указаний;
  • коллаборация вместо конкуренции.

И это дает больше эффекта и продуктивности в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, профориентации, подготовке к поступлению в вузы и колледжи.

Авторская позиция

В «Астрее» ребята получают высокий академический результат, комфорт, окружение, безо­пасную среду. Помимо этого команда центра развивает в детях три ключевые компетенции: коммуникацию, субъектность и мышление. Сотворчество вместо преподавания, когда педагог не «носитель истины», а наставник. Ученики создают 50% образовательного контента, и проекты рождаются из интересов детей.

Вся деятельность образовательного центра направлена на то, чтобы ребенок становился автором собственной жизни. Например, на занятиях стоит задача увеличить активность детей. Поэтому происходит совместное изу­чение темы, а не выступление учителя в роли «говорящей головы». Таким образом, «Астрея» становится пространством сотворчества педагогов и детей. Такой подход отнимает больше времени и эмоций, ведь учителю приходится отвечать на множество вопросов. Образование как сотворчество сложно вписать в обычную программу. Но для центра это стало возможным благодаря особой организации учебы. Педагоги, дети, родители — все стороны этого треугольника должны стать соавторами живой системы. 

Работать и обучаться в такой живой системе, к слову, не так просто. Необходимо больше гибкости, творчества, доверия. Дети через какое-то время становятся настолько самостоятельными, что могут лично выстраивать траекторию своего образовательного процесса: перейти на домашнее обучение, переехать за границу. Но и ответственности у них становится больше. 

Родителям в гибкой школе отведена парт­нерская роль. Таким образом, ключевые компетенции: коммуникацию, мышление, авторскую позицию — развивают не только дети, но и взрослые — через общение, рефлексию, большую осознанность. 

Сообщество единомышленников

В центре формируется живое сообщество единомышленников. Здесь и дети, и взрослые учатся использовать образовательное пространство как поддерживающую среду для роста. 

Все это, разумеется, серьезно отличается от привычной картины школьной жизни. Сложно ли будет человеку, который воспитан в такой «бирюзовой» среде, выйти в обычный мир?

Если ребята приходят к нам, например, из старшей школы, нужно около года, чтобы восстановилось понимание того, что такое учебная самостоятельность и зачем она нужна. Далее мы аккуратно подключаем выбор сферы деятельности, работаем с профессиональной ориентацией. Конечно, у тех, кто обучается в нашем центре с первых лет, все это происходит естественно, просто по ходу обычной жизни, в работе с уверенными, спокойными, самодостаточными взрослыми. Без криков, наказания, давления, — делится Наталья Герасимова. 

Дети, которые являются активными создателями собственной жизни, смогут с удовольствием и радостью «серфить» по океану взрослой жизни, пусть она пока и не бирюзового цвета. 

Ученики «Астреи» живут в культуре диалога. Они не просто распаковывают свои таланты, но и учатся взаимодействовать с людьми. Без сплетен, злословия и домыслов. Учатся не сор­тировать их на токсичных и приятных, а конструктивно общаться с разными людьми. 

Наши ученики понимают, в какой именно сфере могут приносить пользу, где зарабатывать деньги. Но для меня очень важно, чтобы их цель не ограничивалась только финансовыми маркерами. Я мечтаю, чтобы каждый ребенок понял основу своей личности, проявил себя в жизни наиболее полным образом и стал созидателем, — резюмирует Наталья Герасимова. 

«Астрея» растит: 

  • предпринимателей, умеющих превращать идеи в проекты;
  • лидеров мнений, способных аргументированно отстаивать свою позицию и умеющих вдохновлять других;
  • неравнодушных граждан, видящих проблемы и создающих решения.
Железнодорожников, 20г, пом. 191
+7 963 263 1115
VK @astreyafamily
TG @astreyaschool 
center2811@yandex.ru 
astreyafamily.ru
Реклама. ООО Образовательный центр «Астрея». ИНН 2465301452 erid: 2W5zFHrYzEc

Читайте также