Меню

Обзор: Производители и установщики светопрозрачных конструкций

эксперты Игорь Викулов директор по продажам компании «Аркада» Павел Зайцев начальник отдела продаж ПЦ «Окно» Андрей Закомолкин директор СПС «Новые окна» Евгений Заморозов начальник производст

Почему доходность оконного бизнеса падает так быстро
Какой будет маркетинговая стратегия производителей оконных конструкций
Зачем производителям идти в монтажники
Заинтересуются ли оконщики остеклением фасадов

эксперты
Игорь Викулов директор по продажам компании «Аркада»
Павел Зайцев начальник отдела продаж ПЦ «Окно»
Андрей Закомолкин директор СПС «Новые окна»
Евгений Заморозов начальник производственно- коммерческого отдела «Сибирской стекольной компании»
Владимир Зарецкий коммерческий директор компании «Анкор-М»
Александр Скобарев генеральный директор ПГ «БФК-Енисей»
Юрий Стоян директор АНО «Красноярскстройсертификация»
Игорь Хиврич заместитель управляющего директора компании «Дак»
Виктор Шалыгин руководитель ГК «BNW»

Красноярский рынок светопрозрачных конструкций в 2006 году вырос примерно на четверть. Основной прирост ему обеспечили пластиковые окна и фасады. Эксперты констатируют: игроки укрупняются и присматриваются к новым, менее освоенным нишам.

 

Красноярский рынок светопрозрачных конструкций в 2006 году, утверждают эксперты, вырос в среднем на 25-30%. Рынок «подогревал» спрос на изготовление фасадов: прирост в этом сегменте, по информации «стекольщиков», составил более 150%. Компании, занимающиеся остеклением фасадов, осваивали коммерческие объекты: автосалоны, торгово-развлекательные, офисные комплексы и т. д. Количество игроков здесь пока невелико — не более 3-5% от общего числа участников местного рынка производителей и установщиков светопрозрачных конструкций. Остальные компании работают в сегменте жилья. Здесь, по информации ГК «BNW», рост обеспечивал «пластик»: и в новостройках, и на вторичном рынке.
Рынок держат четыре компании
«Производство пластиковых окон в Красноярске является преобладающим — на его долю приходится более 85% от всего объема. Деревянные окна занимают не более 10%, алюминиевые светопрозрачные конструкции — около 5%», — констатировал директор «Красноярскстройсертификации» ЮРИЙ СТОЯН.
На местном рынке светопрозрачных конструкций работают около 130-150 компаний. Специалисты говорят, что в пик сезона их число увеличивается до 250. Около 60 компаний производят окна, остальные занимаются продажей и монтажом готовых конструкций. Чуть более 50 производителей, по данным «Красноярскстройсертификации», имеют сертификаты соответствия на свою продукцию, именно они изготавливают 90% окон на красноярском рынке.
Руководитель ГК «BNW» ВИКТОР ШАЛЫГИН считает, что рынок укрупняется: «Конкуренция очень высокая. Здесь надо уметь просчитать ситуацию на 10 шагов вперед. Мы как ужи на сковородке. Рынок сосредоточивается в руках крупных компаний, причем часть вчерашних лидеров сдает позиции. В середнячках оказались многие фирмы, которые еще 2-3 года назад были фаворитами».
70% красноярского рынка пластиковых окон, по оценке генерального директора ПГ «БФК-Енисей» АЛЕКСАНДРА СКОБАРЕВА, распределены между 4-5 крупными игроками. Эксперты лидерами рынка называют ГК «BNW», ПГ «БФК-Енисей», ПЦ «Окно» и компанию «Пластика». Производительность каждой из них составляет в среднем 3-4 тыс. окон в месяц. Оставшуюся долю делят между собой около 10-15 средних компаний и около сотни мелких. Производительность середняков составляет примерно 1-1,5 окон ежемесячно в пик сезона, мелких компаний — не более 500 единиц в каждый из пиковых месяцев. «Разрыв между лидерами и средними компаниями увеличивается стремительно. Скоро он будет еще больше, потому что ведущие игроки начинают обновлять производство, устанавливать современные автоматические линии производительностью до 15 тыс. окон ежемесячно», — сказал Виктор Шалыгин.
Директор по продажам компании «Аркада» ИГОРЬ ВИКУЛОВ выделяет следующих лидеров выпуска деревянных конструкций: «Домострой», «Первая Сибирская Лесная Компания», «Сиблесматериалы», «Аркада». «Эти компании набирают объемы за счет работы с застройщиками. Еще около 10 фирм, производящих деревянные окна, работают с частными клиентами», — заключил Игорь Викулов. У частников наиболее популярны деревянные окна премиального класса. Дерево-алюминиевые оконные конструкции, как и деревянные, востребованы только в премиум-сегменте. Однако, подчеркивают эксперты, спрос на дерево-алюминиевые окна в Красноярске даже в этой нише очень мал. Как стало известно «ДК», изготовители таких окон — компании «Дак» и «Анкорм-М» — сейчас остановили линии по их производству. ЕВГЕНИЙ ЗАМОРОЗОВ, начальник производственно-коммерческого отдела «Сибирской стекольной компании»: «Это был очень маленький сегмент. Его исчезновение никак не отразилось на рынке». По мнению г-на Заморозова, будущее у подобной продукции есть, но при сего­дняшнем низком спросе на эти окна производить их невыгодно.
Зима для оконщиков — сезон застоя
Эксперты отмечают, что ситуация на этом рынке существенно зависит от сезона: зима характеризуется застоем, в летне-осенний период спрос на окна вырастает в несколько раз. «Сезонность  — характерная особенность нашего рынка. Например, люди не привыкли менять окна зимой, и инертность в этом вопросе сохраняется», — считает Виктор Шалыгин.
Участники рынка рассказали, что в сегменте вторичного жилья зима текущего года по-прежнему была «мертвой». На первичном рынке жилья и коммерческой недвижимости оконщикам помогла теплая погода: сохранялся стабильный спрос на светопрозрачные конструкции, потому что строители не «консервировали» объекты, как это было в прошлом году. Холодная зима-2006 сыграла со строителями и оконщиками злую шутку. Компании простаивали тогда около 40 дней.
Совсем другая ситуация складывается на рынке в пик сезонного спроса. По словам начальника отдела продаж ПЦ «Окно» ПАВЛА ЗАЙЦЕВА, производственных мощностей летом и осенью компаниям не хватает. Дополнительный спрос стимулирует появление на рынке мелких монтажных фирм и производителей. Павел Зайцев: «Небольшой цех, условно — два «утюга», и скромные накладные расходы позволяют таким фирмам выставлять свою продукцию по очень низким ценам. Несмотря на то, что люди стараются заказывать окна у крупных игроков — тех, кого рекомендуют знакомые, у кого есть имя, — недорогие оконные блоки мелких компаний остаются востребованными».
Но специалисты уточняют: мелкие фирмы перекрывают спрос только в сегменте экономкласса.
Стать лидером рынка «с нуля», по единодушному мнению экспертов, компаниям уже не удается. Они констатируют: времена паломничества на оконный рынок прошли. Сейчас здесь могут обосноваться только производители с очень большими финансовыми возможностями и административным ресурсом. «Оборудование производительностью не менее 50 единиц в смену стоит около 150 тыс. долларов», — поделился деталями директор СПС «Новые окна» АНДРЕЙ ЗАКОМОЛКИН.
«Имея административный ресурс, можно пробиться в середнячки за счет первичного рынка, но только в сегменте пластика, работать с деревом слишком хлопотно», — заявляет Игорь Викулов. Руководитель ГК «BNW» сомневается и в возможности попасть во «второй дивизион»: «Сейчас в нише середнячков находятся компании, которым уже много лет и которые вложили значительное количество средств в продвижение своей торговой марки. А чтобы завоевать авторитет компании-новичку, кроме внушительного рекламного бюджета необходимо еще и время».
Компании нажимают на маркетинг
В периоды падения спроса конкуренция в секторе частных заказчиков становится особенно жесткой и вынуждает предприятия увеличивать расходы на рекламу. Их доля, по разным оценкам, составляет 15-20% бюджета компании.
Александр Скобарев считает, что в последнее время на рынке со стороны оконщиков наблюдается качественное изменение рекламного продукта: «Если раньше слоганов типа «Мир прекрасен. Евроокна» было достаточно для всех слоев населения, то сейчас в рекламных продуктах видно сегментирование». Того же мнения придерживается и Андрей Закомолкин: «Конкуренция очень велика. В рекламе сегодня оттачивается все самое лучшее, интересное, передовое». Но при этом г-н Закомолкин констатировал, что в маркетинге оконные компании начинают «перегибать»: «Крупные игроки сами загоняют себя в угол, используя предельные бонусы. Например, предлагая второе окно бесплатно».
Увеличение рекламных бюджетов, бонусных предложений клиентам в межсезонье провоцирует снижение рентабельности оконного бизнеса. По словам Александра Скобарева, работа в зимний период однозначно убыточна: «90% обращений клиентов связаны с выполнением гарантийных обязательств, заказов очень мало».
Рост цен на комплектующие также «съедает» значительный процент рентабельности работы оконщиков. Виктор Шалыгин: «Практически на протяжении трех лет мы серьезно не поднимали цены на окна. Единственным скачком было повышение осенью 2006-го, когда поставщики комплектующих резко увеличили стоимость и нам ничего не оставалось, как поднять цены. При этом окно «под ключ» у нас подорожало только на 500-700 руб.»
Андрей Закомолкин предполагает, что рентабельность оконного бизнеса снизилась до критической отметки: «Мировая практика показывает, что любой бизнес ниже 6-8% рентабельности не имеет будущего. Мы подошли к рубежу в 8-10%, и если на нем не удержимся, то рынок начнет сам себя съедать. И через какое-то время вместо 150 игроков останется 20-30».
Курс — на оптимизацию расходов
Оконщики ищут способы остановить падение доходности бизнеса. Некоторые компании, в частности, идут по пути специализации. Эксперты прогнозируют выделение монтажных компаний. Павел Зайцев: «Рынок, скорее всего, разделится на монтажные компании и компании-производители. На заводах, которые выпускают окна, не будут знать, кто их устанавливает». Именно так развивается компания «Новые окна». Андрей Закомолкин: «Наша производственная группа состоит из трех специализированных фирм: производящей, продающей и монтирующей оконные конструкции». Кроме того, компании ищут более подходящие по сочетанию «ценакачество» комплектующие. Так, «Надежные окна» и «Проем» перешли на профиль, производящийся Зеленогорским ПО «ЭХЗ». Несколько компаний с профиля VEKA, выпускаемого в европейской части России, перешли на VEKA новосибирского производства (завод был запущен в феврале текущего года), сэкономив на логистике.
Заманчивым для большинства мелких компаний становится предложение недорогих профилей корейского и китайского производства. Однозначного мнения относительно качества этих более доступных по цене комплектующих у участников рынка нет. Крупные игроки стараются работать с брендовыми поставщиками. Виктор Шалыгин: «Производство профиля — вещь технологичная и очень наукоемкая. Должны быть, если хотите, определенные традиции. На китайский профиль мы не перейдем».
Что касается стеклопакетов, занимающих основную площадь оконных блоков, то и здесь у оконщиков есть возможность выбора. На красноярском рынке три крупных производителя: «Сибирская стекольная компания», «Главербор Красноярск», «Меком». По словам экспертов, одна из трех компаний всегда предлагает более низкие цены. Юрий Стоян отмечает, что две трети местных производителей окон работают с готовыми стеклопакетами.
Оконщики не прочь заняться остеклением фасадов
В 2007 г. аналитики прогнозируют рост рынка светопрозрачных конструкций на 30%. Наибольшего прогресса ждут от рынка изготовления фасадов. Он оценивается как очень перспективный, в ближайшие 10 лет участники прогнозируют его бурный рост, причем не только за счет Красноярска. ИГОРЬ ХИВРИЧ, заместитель управляющего директора компании «Дак»: «В 2006 году объемы производства у нас выросли на 170-180%. В том числе за счет работы в Кемеровской и Новосибирской областях, где мы строили «Алпи».
Бум на светопрозрачные фасады в 2007 году прогнозирует и коммерческий директор компании «Анкор-М» ВЛАДИМИР ЗАРЕЦКИЙ: «Грандиозные планы по строительству торгово-развлекательных, офисных комплексов, автосалонов есть как у местных компаний, так и у московских инвесторов». Игорь Хиврич дополняет, что набирает обороты так называемое модульное строительство: перекрытия из обычных материалов, а стены из стекла. «По такому типу возводится «Москва-Сити». Мы сейчас тоже проектируем и готовимся к этому. В Северном планируют построить «Красноярск-Сити», — рассказал Игорь Хиврич.
Представители оконного бизнеса не исключают возможности в долгосрочной перспективе потеснить сегодняшних лидеров «фасадного» рынка: компании «Дак», «Анкор-М», ПЦ «Окно». Виктор Шалыгин: «Когда нам негде больше будет ставить окна, мы станем искать другие ниши. Если рынок фасадов будет расти, то мы перейдем туда». Такого же мнения придерживается и Александр Скобарев: «Я думаю, следующий шаг фирм, работающих с пластиковыми окнами, — это фасадное остекление». При этом г-н Скобарев подчеркивает специфику работы в сегменте фасадов: «Для производства светопрозрачных фасадов необходимо другое оборудование, техника, рабочие, технологическая база. И основные трудозатраты происходят на строительной площадке, а не в цеху, как при производстве окон. Поэтому, я думаю, в этом сегменте никогда не будет большого количества игроков».
Что придет на смену пластиковым окнам?
Лидеры рынка светопрозрачных фасадов скептически оценивают вероятность перехода оконных компаний в этот насыщенный сегмент. У них могут возникнуть проблемы с заказчиками, считает Игорь Хиврич: «Сейчас заказчики очень внимательно относятся к новичкам: спрашивают лицензии, просят показать сделанные объекты. Не имея готовых объектов, сложно найти серьезных партнеров».
О плотности этого рынка говорит и Владимир Зарецкий: «Конкурируя, мы довели до абсурда ценообразование. Работаем, конечно, не в убыток, но могли бы и лучше».
Павел Зайцев также считает, что на местном рынке фасадов уже достаточно тесно. При этом он уверен, что в сегменте вторичного жилья спрос на оконные кон­струкции не будет снижаться еще как минимум пять лет: «Оконное производство развивается: внедряются инновационные технологии, у окон появляются новые по­требительские свойства. Поэтому развитие вторичного рынка будет идти уже по пути замены старых пластиковых окон».
С тем, что оконные конструкции на вторичном рынке еще долго будут востребованы, согласен и Игорь Хиврич. Он полагает, что пластик сменится другим материалом: «Думаю, со временем мы придем, как в Финляндии и Швеции, к дерево-алюминиевым окнам».

 

мнение
Первичный рынок подрастет за счет небоскребов
Евгений Заморозов начальник производственно-коммерческого отдела «Сибирской стекольной компании»
В Красноярске рынок светопрозрачных конструкций находится на ранней стадии развития, и потенциал роста у него значительный. Если сравнивать январь и февраль этого года с первыми месяцами 2006-го, то, например, наши объемы производства увеличились на 100%. Учитывая эти показатели, думаю, в целом по 2007 году получим прирост в 50%. Я полагаю, такие темпы сохранятся еще около 5 лет. Пока основной объем установки светопрозрачных фасадов приходится на коммерческую недвижимость: торгово-развлекательные, административные здания, автосалоны. Первичный рынок и фасадных, и оконных конструкций сегодня занимает только около 30% от общего объема. Остальные 70% приходятся на «вторичку». Я думаю, ситуация изменится, когда начнут возводить небоскребы, — тогда рынок светопрозрачных кон­струкций будет расти в основном за счет строящейся недвижимости.