Экономия — главное, что задавало правила игры на рынке продритейла. Сети активно осваивали формат дискаунтера, в разы увеличили число промо-акций и долю товаров собственных торговых марок.
Итоги
Главный итог — стало окончательно ясно, потребительский рынок вместе со страной вошел в новую реальность. Все больше покупателей не выбирают между качеством и ценой, а ищут «два в одном». Выигрывают те участники рынка, кто раньше осознал этот тренд и предложил новые, соответствующие запросам форматы магазинов. Этот вывод подкрепляется как практикой работы — к примеру, в «Красном Яре», придерживающегося стратегии «ценового лидерства», растет товарооборот и количество чеков; так и исследованиями — по итогам первой половины 2016-го 81% россиян стал экономить больше.
Если перейти от частного к общему, то текущий момент — это еще и новый этап «эволюции» покупателя и ритейла. На смену «активному покупателю» приходит «покупатель рациональный», ритейл смещает фокус с «ассортимента» на «выгодное предложение».
Взрывной рост сетей дискаунтеров. Лидеры рынка прикладывают сегодня максимум усилий, чтобы закрепить позиции в новом, востребованном покупателем формате. К концу текущего года наша сеть нарастит количество таких точек до 30, планы на 2017-й — увеличить темп развития.
Лавина выгодных предложений для покупателей. Акции, предложения по бонусным картам, рост числа товаров под собственными торговыми марками и товаров низкого ценового сегмента — это то, чем ритейл отвечает на главный запрос покупателя. Наши оценки: 40% товарооборота — то есть практически половина покупательской корзины — должно приходится на «промо». Это уровень, который не только приемлем, но и необходим.
Рост количества наименований и объема продаж товаров под собственной торговой маркой усиливает влияние сетей на качество продукции. Сфера ответственности продсетей расширяется: это уже не только реализация товаров под собственной торговой маркой (СТМ), но и максимальный контроль за производством. Покупатель это ценит. Если раньше отношение к подобным товарам было, скорее, неоднозначным, то сегодня в нашей сети темпы роста продаж СТМ опережают темп роста продаж ТОП-10 федеральных производителей.
Вектор развития рынка ясен: тенденции 2016-го будут актуальны и для года грядущего. Покупательское поведение останется рациональным, с фокусом на экономию. Не сойдет на нет и волна консолидации ритейлеров и укрупнение закупочных союзов — это возможность дать покупателю максимально выгодную цену. Рынок в целом вряд ли покажет стремительный рост, однако в отдельно взятой сети такие возможности есть: наши планы амбициозны. В будущем году рассчитываем открыть 70 дискаунтеров «Батон» в Красноярском крае и Хакасии, нарастив общее количество точек сети в двух форматах почти до 200. Продолжим развитие СТМ, собственного производства и будем придерживаться стратегии «ценового лидерства».
Подготовила Наталья Повольнова