Президент фонда «Культурное наследие Сибири» Владимир Пивнев — о фестивале «Саянское кольцо» как инструменте развития индустрии туризма в крае. По результатам опроса, проведенного «ДК» среди крас
По результатам опроса, проведенного «ДК» среди красноярских предпринимателей, в число главных событий года в сфере культуры попали сразу несколько событий: «Музейная биеннале», «Книжная ярмарка», фестиваль «Монстры рока». Однако большинство экспертов самым масштабным региональным проектом в сфере культуры назвали фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо — 2009». В этом году он проводился в шестой раз и, как утверждают организаторы, побил все рекорды посещаемости — на фестивале побывало почти в два раза больше гостей, чем в прошлом году.
Все начиналось на голом энтузиазме
— «Саянское кольцо» уже стало своего рода визитной карточкой региона. С каждым годом фестиваль приобретает все больший авторитет на федеральном и международном уровнях. В нынешнем году мероприятию оказал поддержку губернатор региона. Между тем шесть лет назад проект стартовал едва ли не в чистом поле и организовывался на голом энтузиазме нескольких предпринимате-
лей, — вспоминает президент фонда «Культурное наследие Сибири», президент «Ассоциации красноярских строителей», учредитель компании «СибИрия» Владимир Пивнев.
Как вы, президент «Ассоциации красноярских строителей», оказались в числе организаторов фестиваля?
— Меня заразил идеей «Саянского кольца» человек из туристического бизнеса Андрей Катаев, основатель фестиваля. Я не имел тогда никакого отношения к турбизнесу, занимался строительством и в первых фестивалях участвовал как спонсор. Начиная с четвертого фестиваля, в 2006 г., стал уже одним из основных его организаторов.
Я всегда удивлялся, что многие мои знакомые лучше знают Таиланд, Египет, Турцию, чем собственный край. Вот вы, например, знаете, что у нас есть озеро Байкал? Не тот знаменитый Байкал, что в Иркутской области, а тот, что у нас, в Красноярском крае. Не знаете. Вот и получается, что мы зачастую знакомы с географией и культурой заморских стран, а свои собственные нам в диковину. Парадоксально, но факт.
Целью «Саянского кольца», в первую очередь, было познакомить жителей Сибири с культурой и историей как собственного края, так и других стран. Фестиваль задумывался как своеобразная площадка для межнационального общения. Эта идея меня и привлекла.
То есть о том, чтобы заработать,
не думали?
— Почему же? Была и бизнес-составляющая проекта. Мы рассчитывали, что фестиваль создаст некий пиар нашему региону, привлечет сюда российских и зарубежных туристов. Это принесло бы прямую выгоду компании «Сиб-Ирия» (бренд «Саянское кольцо») — учредителю и главному организатору фестиваля, и в целом отрасли туризма в крае. Но, повторюсь, главной движущей силой была все-таки идея меценатства. Можно вложить деньги в очередной бизнес-проект и заработать на этом, можно как-то иначе потратиться на «себя, любимого», но мне хотелось другого: организовать мероприятие, которое помогало бы развитию края, России и приносило пользу всем их жителям, как бы пафосно это ни звучало.
Насколько трудным был старт проекта?
— Главной сложностью было отсутствие административного ресурса. Проект начинался с сугубо частной инициативы. Единственным учредителем было ООО «СибИрия». На нем лежала вся организация фестиваля и поиск дополнительных спонсоров. Администрация Шушенского района выделила нам площадку для проведения фестиваля — стадион на острове. Начали с того, что установили столбы электропередачи, протянули провода, отремонтировали ограждение. На следующий год приезжаем — нет ни проводов, ни столбов, — украли. Установили опять. В следующем году та же история. После этого вновь пришли в районную администрацию, объяснили ситуацию, предложили сотрудничать. Поскольку наш фестиваль уже вышел на серьезный уровень, администрация согласилась на правах соучредителя участвовать в его организации, за свой счет подвела электричество и взяла на себя присмотр за этим хозяйством.
Есть и третий учредитель — министерство культуры Красноярского края. Как договаривались с краевыми властями?
— На «край» выходили уже с совместной инициативой. Объяснили задачи фестиваля, показали списки почетных гостей, мол, вот какие «звезды» к нам приезжают, рассказали, сколько зрителей посещает фестиваль, пригласили приехать. Короче говоря, в 2006 г., когда проводилось четвертое «Саянское кольцо», у него уже был новый состав учредителей — фонд «Культурное наследие Сибири», президентом которого являюсь я, Администрация Шушенского района и министерство культуры Красноярского края.
На условиях
софинансирования
В настоящее время каждый из учредителей «Саянского кольца» отвечает за свой участок работы. Министерство культуры Красноярского края решает административные вопросы на уровне краевой и федеральной власти, отвечает за освещение мероприятия в СМИ. Администрация Шушенского района, как принимающая сторона, организует работу различных служб — СЭС, милиции, пожарных, медиков, а также торговых организаций. Фонд «Культурное наследие Сибири» организует приток и размещение в Шушенском туристов и гостей «Саянского кольца».
Изменилась ли как-то структура бюджета фестиваля?
— Да. Если раньше фестиваль полностью проводился за счет компании «СибИрия» и спонсоров, которых удавалось привлечь, то теперь у него частно-государственное финансирование. На 50% его проведение оплачивается из бюджетных средств, остальное — частный капитал.
Как повлиял кризис на проведение фестиваля в этом году? Пришлось ли сокращать бюджет?
— Бюджет «Саянского кольца — 2009» был на 20% меньше прошлогоднего. Но кризис здесь ни при чем, просто в этом году нам удалось сэкономить на приезде почетных гостей. Так получилось, что почти одновременно с «Саянским кольцом» в России проводился другой этнофестиваль, и многие его участники приехали к нам оттуда. То есть были у нас проездом. Поэтому нам не пришлось тратиться на зарубежные перелеты. Что касается кризиса, то его влияние сказалось в том, что от участия в фестивале в этом году отказались многие коллективы. Они просто не смогли найти средств, чтобы приехать к нам.
Чем удивляли гостей фестиваля в этом году?
— Кстати, это был самый масштабный по количеству зрителей фестиваль за всю историю его проведения. Если в прошлом году в Шушенское приехали в общей сложности 20 тыс. человек, то в этом — не меньше 35, а по некоторым оценкам, около 40 тыс. Я думаю, это во многом связано с тем, что многие люди нынешним летом вынуждены были отменить каникулы за рубежом и вместо этого приехали на «Саянское кольцо».
Кроме того, в этом году наконец началось то, чего мы давно ожидали: «звезды» солидной величины стали сами предлагать приехать на «Саянское кольцо». Например, в этом году в дирекцию фестиваля позвонили московский балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский — музыкант с мировым именем, венгерский коллектив Alizbar. Они сами изъявили желание показать свое творчество на фестивале. Более того, они настолько были поражены приемом местных зрителей, красотой природы, что на следующий год собираются приехать вновь.
Для развития необходимы длинные инвестиции
Можно сказать, что на сегодня первоначальные цели организаторов «Саянского кольца» наполовину достигнуты. Реализована главная — меценатская — задача фестиваля. Сейчас это крупнейшее в регионе социально-культурное мероприятие, ежегодно его посещают десятки тысяч людей, налажен культурный обмен между жителями Сибири и других регионов и стран. Однако насколько при этом организаторы фестиваля продвинулись в достижении бизнес-составляющей проекта — развития туристической индустрии в регионе?..
Какую прибыль приносит сам фестиваль «Саянское кольцо»?
— На данном этапе фестиваль не приносит никакой финансовой выгоды. Однако он как таковой и не должен приносить доход. Его задача — привлекать в край туристов, способствовать общению людей разных культур. Поэтому лично я не жду от него финансовой прибыли. Мы рассчитываем, что хотя бы 50% бюджета фестиваля будут покрываться за счет него самого. И подвижки есть. Например, в этом году прибыль составила 10% от бюджета фестиваля, что примерно вдвое больше прошлогоднего показателя. В следующем мы ожидаем увеличения сборов в сумме, равной примерно 15% от бюджета.
Как влияет фестиваль на развитие туризма в крае?
— Например, на сегодня туристическая компания «СибИрия» ежегодно привозит в край и обслуживает 2 тыс. только иностранных туристов. Кроме того, фестиваль уже включают в свои туры другие туристические компании, причем не только красноярские, но и, например, новосибирские, томские. Авто- и мотопробеги «подгоняют» свои маршруты под «Саянское кольцо». Мы сами подогреваем интерес к фестивалю у российских и иностранных туристов тем, что организуем выставки, развиваем сайт.
Известно, что у «СибИрии» были планы на месте проведения «Саянского кольца» обустроить постоянно действующий этнопарк. Они в силе?
— Да, но это долгосрочная перспектива и очень длинные инвестиции. Очень хотелось бы, чтобы на месте «Саянского кольца» проводились круглогодичные мероприятия — спортивные, оздоровительные, культурные, этнические фестивали, форумы, кинофестивали. Но для развития всего этого необходимо привлекать новых инвесторов. Сейчас мы хотим убедить предпринимателей, что «Саянское кольцо» — выгодная площадка для инвестиций. С каждым годом сюда приезжает все больше людей, что открывает серьез-
ные перспективы для малого и среднего бизнеса — торговых предприятий, компаний, организующих досуг. Растет потребность в гостиницах, турбазах. Не стоит забывать, что фестиваль становится и все более значимой рекламной площадкой.
Владимир Пивнев
Президент фонда «Культурное наследие Сибири».
Родился 14 июня 1965 г. в Северо-Енисейске.
Образование:
в
1983 г. окончил ГПТУ № 50 по специальностям «газоэлектросварщик», «слесарь-сантехник»;
в 1988 г. окончил Красноярский политехнический институт по специальности «инженер-механик».
Карьера:
1988–1998 гг. — работал на Красноярском заводе монтажных заготовок треста «Сибтехмонтаж». Уволился в должности главного инженера;
с 1998 г. — ведет предпринимательскую деятельность.
Семья:
Женат, два сына.