Лера Афонина: Быть модным пространством — не самоцель

Лера Афонина: Быть модным пространством — не самоцель
Иллюстрация: архив Леры Афониной

Потенциал Пушки+, планы на новый сезон, конкуренция с ТЮЗ+, тренд на театральную кооперацию — говорим о новом пространстве театра Пушкина в интервью с Лерой Афониной, арт-директором Пушки+, для DK.RU.

Начнем с рефлексии: каким для Пушки+ был дебютный сезон?

— Оправдал все ожидания. Выпустили запланированные премьеры, запустили арт-дефиле, попробовали музыкальные события. Решили много задач по существованию в новом пространстве и тому, как лучше работать со зрителями в нем. Этот же путь прошли и со Сценой на крыше — все эти вопросы важны так же, как репертуар. В итоге реализовали все задуманное, поэтому дебютный сезон считаем успешным.

Лера Афонина: Быть модным пространством — не самоцель 1

Появление Пушки+ — некоторая дань моде или результат естественного развития и необходимость такого пространства самому театру?

— Думаю, все-таки второе. Театр Пушкина хоть и про сохранение традиций, но вместе с тем и про способность двигаться вперед. Сейчас театр как таковой не только про репертуар, но и про сервис, поэтому создание пространства с таким функционалом было неизбежно. Потребность в нем совпала с появлением целого здания, где стало возможным реализовать все это. Здесь мы можем сделать то, что не получится на камерной сцене: например, привести диджея и поставить фотозону, что сейчас является неотъемлемой частью любого события. А поход в театр по-прежнему остается событием.

Мы могли просто выпускать спектакли, но благодаря техническим возможностям сцены стали модным пространством. Это не самоцель, но наверное, без этого невозможно наращивать аудиторию. Хочется, чтобы приходили не только те, кто уже погружен в театральную жизнь, но и те, кто никогда здесь не был.

Показать им, что современный театр — близкий, понятный и может быть интересен каждому.

Формулировка «модное пространство» в контексте Пушки+ встречается не единожды — не страшно в итоге оказаться ограниченными ей?

— Мне точно не страшно. Как человек, который до этого работал в маленьких частных проектах, я вижу: труппа, руководство и все цеха театра настолько удерживают качество и профессионализм, что как бы ни была сиюминутна мода, мы все равно создаем по канонам. Даже если делаем, скажем, перформанс, он будет жить по законам театра, профессионально и на века.

Лера Афонина: Быть модным пространством — не самоцель 2

С какими планами и мыслями заходите во второй сезон?

— Хочется удивлять зрителя и вместе с нашим репертуаром показывать, что делают в других театрах страны, исследовать эти тенденции. Будем развивать музыкальное направление и привлекать музыкальных кураторов для поисков «вглубь». Новые форматы тоже одна из задач. Как и различные коллаборации: например, соединение гастрономии и театра, новые направления аудиовизуальных возможностей. Образовательные события также в разработке — подхватываем тренд на образование в комфортной и ненавязчивой форме.

Ждем ли в репертуаре современную драматургию?

— В конце прошлого сезона был фестиваль «Д. Н. К.», где мы представили несколько пьес ныне живущих и действующих работающих драматургов. Молодые режиссеры сделали читки, и одна из них по голосованию зрителей и критиков перерастет в спектакль. Хотим внести его в репертуар зимой 2025. На конец этого сезона, то есть летом следующего года, планируем музыкальную постановку, текст для которой напишет современный автор. На эту площадку абсолютно точно просится что-то свежее и актуальное.

Пушка+ больше нацелена на работу с приглашенными режиссерами или на тех, кто уже есть в театре?

— Те, кто внутри театра, уже работают здесь и будут продолжать. Но их не так много. Например, недавно у Аси Малевановой вышла премьера «Всегда. Странные сны», плюс внутри труппы есть люди, которые хотят проявить режиссерские, драматургические, продюсерские, художественные способности. В таком ключе тоже планируем работать, очень важно сохранить энтузиазм внутри коллектива. Все заявки от артистов рассматриваются и мы придумываем, как их реализовать. Но на большие проекты точно будем приглашать режиссеров.

Лера Афонина: Быть модным пространством — не самоцель 3

Как насчет народного театра на вашей сцене? Это ведь тоже в своем роде эксперимент.

— Дискуссионный вопрос. С одной стороны, хочется показать разные грани того, чем может быть театр. С другой — зритель часто берет билеты, не особо вчитываясь в описание, и могут сформироваться ожидания, которые не оправдаются. У народного театра другая планка работы: не хуже и не лучше, просто другая. Поэтому я второй сезон думаю о том, что нужен формат, про который будут понимать изначально — это именно народный театр, с другой атмосферой и другими задачами.

Почему сделали такой акцент на коллаборациях, особенно в оформлении пространства? 

— Мне кажется, это взаимовыгодно и прекрасно.

Чем больше касаний с современными качественными компаниями, тем лучше для нас, этих бизнесов и зрителя. Такое сотворчество всегда про расширение возможностей. На этот сезон у нас уже много планов, которые касаются не столько сцены, сколько жизни самого пространства.

Договоренности пока не подписаны, но, например, мы обсуждаем совместную работу с одним из красноярских музеев и галереей. В целом это перспектива взаимодействия на ближайшие несколько лет.

Есть ли проект мечты, который вы будете считать вершиной Пушки+?

— Когда на спектакль или проект люди будут записываться за год, чтобы на него попасть. Это точно успех для любой организации, которая создает события. Чтобы записывались в листы ожидания, стояли в очередях, раскупали билеты за несколько секунд, и в городе постоянно говорили о том, что существует такое событие. И мы к этому движемся. Пока наши солдауты довольно размеренные, но это только начало.

Лера Афонина: Быть модным пространством — не самоцель 4

В прошлом интервью вы говорили, что не будете работать над экономически невыгодными проектами. Как вы прогнозируете, стоит ли овчинка выделки?

— Во-первых, это всегда коллективное решение — не только мое, но и художественного руководителя, директора, бухгалтерии. За минувший сезон не было ни одного проекта, который был бы имиджево очень важен, но при этом экономически абсолютно не выгоден. Мне кажется, любую классную идею всегда можно поставить на финансовые рельсы. Как минимум чтобы она хотя бы окупала себя.

Как в Пушке+ определяют экспериментальность постановки или формата? Современный театр в принципе очень многогранный и будто бы в нем уже все попробовали.

— Да, эксперимент понятие относительное, но важен контекст и место, где мы живем. Поэтому экспериментальность отталкивается в том числе от портрета зрителя. Мы не можем мыслить российским или мировым масштабом, потому что все конкретно в Красноярске происходит. Поэтому поле для творчества у нас большое. Например, мы сделали перформанс «Всегда. Странные сны» по стихам красноярской поэтессы Кати Малиновской, где сюжета как такового нет. Спектакль «Маленькие трагедии» зритель смотрит, сидя не в привычном зале, а за столиками. Постановка «Ромео. Джульетта. Модель для сборки» эксперимент в том, как артисты из других театров смогут существовать в этом пространстве.

Лера Афонина: Быть модным пространством — не самоцель 5

Пробовали делать и некий пролог к спектаклю в фойе. Арт-дефиле тоже абсолютный эксперимент, и никто даже внутри команды не понимал, насколько это будет принято аудиторией. Как, например, и баттл команды саксофонистов с симфоническим коллективом.

Фактически 50% репертуара изначально эксперимент на уровне создания. Думаю, примерно такое соотношение и должно быть. Без зрительского интереса нас ждут пустые залы, но если ты не предлагаешь людям новое, искусство заканчивается.

Поэтому мы создаем то, к чему надо дотянуться, почувствовать, прожить.

Хотелось бы поговорить о конкуренции за зрителя. Здесь сейчас воплощается то, что раньше была свойственно скорее дополнительной программе ТЮЗа. Как делите эту вотчину?

— Первую часть жизни я работала в телевизионной журналистике, и там существовало правило: «Любить и оберегать своих конкурентов». Мне кажется, это правомерно для любой деятельности.

Когда видишь, что у конкурентов происходит что-то классное, что ты не успел реализовать, это очень подстегивает работать больше, делать лучше и качественнее. В здоровой и честной форме, не из разряда «копировать и поставить другое название». Мне это очень нравится! Наверное, было бы грустно жить без ощущения, что кто-то дышит тебе в спину или бежит рядом.

И, конечно, очень важно знать, что делают другие театры города, чтобы понимать контекст для зрителя. Кроме того, сейчас тренд на здоровое объединение: когда занимаешься одним делом и у тебя примерно один зритель, здорово вместе обсуждать и делиться чем-то.

Мы много поговорили о зрителе и самом пространстве — а как в нем вашим артистам?

— Это абсолютно точно новое дыхание для них. Да, есть сложности с тем, что люди просто физически устают, потому что работы стало больше. Но все это кипит и бурлит, один проект сменяет другой.

Лера Афонина: Быть модным пространством — не самоцель 6

В труппе очень ждали открытия этого пространства, чтобы не только получить новые роли, но и как-то еще себя реализовать. Мне кажется, у тех, кто хотел — получается. Сейчас идеи, которые раньше нужно было нести куда-то за пределы театра, можно приносить прямо сюда, и это здорово.

Иллюстрации для материала предоставлены Красноярским драматическим театром имени Пушкина

Больше о культурной жизни Красноярска читайте здесь:

Александра Урсуляк: На голой земле русского театра начинают прорастать новые имена

Спектакль без персонажа, навык любить, новая эпоха театра, цензура и точка правды в современном искусстве — в интервью Александры Урсуляк, актрисы московского театра Пушкина, «Деловому кварталу».

К глубинам человеческой души: куда сходить в Красноярске 28 сентября...4 октября 2024

Завершение сразу трех выставок, музыкальный и поэтический вечера и уникальное кино на любой вкус — главное о культурных событиях этих выходных и следующей недели в афише DK.RU.

Наталья Сипетая: Ярмарки искусства — трансфер смыслов и центр бизнес-идей

Как красноярские художники продаются на федеральных ярмарках и куда ехать в поисках актуального искусства в 2024 — в колонке Натальи Сипетой, основателя красноярского Клуба коллекционеров, для DK.RU.

Парад премьер: в Красноярском театре оперы и балета рассказали о планах на новый сезон

«Норма» с Альбиной Шагимуратовой, премьеры «Спартака» и «Севильского цирюльника», восстановление «Дон Кихота» и «Садко», юбилейные вечера: какие события нельзя пропустить в новом сезоне?

Олег Рыбкин: Театр продолжает искать новые формы

Премьеры юбилейного сезона, эксперименты на новых сценах и потребность города в альтернативных театральных проектах — в интервью Олега Рыбкина, главного режиссера театра Пушкина, «Деловому кварталу».

Красноярская художница Наташа Шалина поборется за место на «Музейном Олимпе»

В финале Всероссийского конкурса «Музейный Олимп — 2024» 23 проекта от музеев России соревнуются за победу в пяти номинациях, а четыре музея претендуют на звание «Музей России».

От «Снов Сибири» до «Танца тысячи птиц»: чего ждать Красноярску в новом культурном сезоне

Министр культуры, арт-директор «Пушки+» и автор культурных проектов делятся с «Деловым кварталом», какие события нового культурного сезона уже стали их фаворитами и обязательны к посещению.

Евгений Стодушный перешел на работу в Мариинский театр

Бывший директор краевой филармонии Евгений Стодушный в соцсетях рассказал о своем новом месте работы.

У Красноярского духового оркестра появился новый худрук

Красноярский духовой оркестр открывает 32 творческий сезон с новым художественным руководителем.

Красноярский режиссер снимет «Алису в стране чудес»

Юрий Хмельницкий из Красноярска стал режиссером музыкального фильма «Алиса в Стране чудес».

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на торги выставят два здания на площади Первой пятилеткиВ Екатеринбурге на торги выставят два здания на площади Первой пятилетки
  • Мигрантов для работы в России будут набирать в странах их проживанияМигрантов для работы в России будут набирать в странах их проживания
  • Названы отрасли, готовые много платить руководителям среднего и высшего звенаНазваны отрасли, готовые много платить руководителям среднего и высшего звена
  • В Екатеринбурге откроется индустриально-офисный центр нового форматаВ Екатеринбурге откроется индустриально-офисный центр нового формата
  • Новый концертный зал филармонии построят по проекту уральских архитекторовНовый концертный зал филармонии построят по проекту уральских архитекторов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.