Металлургическое производство планируют перенести поближе к основному рынку сбыта.
«Норникель» планирует запустить медное производство в Китае, закрыв соответствующее предприятие в Норильске. Об этом в интервью «Интерфаксу» рассказал Владимир Потанин, президент металлургической группы.
На Китай приходится 50% потребления никеля и меди, и сейчас, с учетом отказа Европы и Америки от нашего товара, на Китай будет приходится более половины нашей реализации. Перенося плавильное производство ближе к рынкам сбыта, у нас появляется возможность освоить технологии по производству батарейных материалов, а это ключевая история и для транспорта, и для различных промышленных объектов», — заявил г-н Потанин.
Сейчас, по его словам, о проекте доложено правительству (включая премьера и президента) и идет его проработка с профильными министерствами.
Решение Владимира Потанина по заходу на Китайский рынок металлов показывает, что „Норикель“ готов и будет активно эволюционировать свою деятельность, и это отлично, потому что для Красноярского края это весомая гарантия того, что региональный бюджет от лица компании продолжит стабильно пополняться, а экологические обязательства выполняться», — считает Павел Гудовский, председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края.
Когда именно планируется «переезд», пока не уточняется. Однако, со слов президента «Норникеля», закрытие Медного завода в Норильске, которое произойдет «за горизонтом 2027», случится уже после запуска китайского проекта. Собственно, поэтому вывод МЗ из производства не скажется на его объемах. Плюс компания продолжит наращивать объемы добычи и обогащения в Норильском промрайоне, для чего уже сейчас форсировано запускается строительство третьей очереди Талнахской обогатительной фабрики. Все это приведет к росту объемов производства, а значит, отмечает г-н Потанин, обеспечит в ряду прочего укрепление налоговой базы Красноярского края.
Речь идет не столько о закрытии завода, сколько о трансформации предприятия и появлении на его месте новых передовых производств, которые позволяют „Норникелю“ освоить новые ниши, а это гарантия того, что компания продолжит развиваться, создавать рабочие места, платить налоги. Новые горизонты открывает и само сотрудничество с Китаем», — отмечает политолог Кирилл Дюндик.
Поставлять медный концентрат на китайский завод планируют по Северному морскому пути. Всего его понадобится порядка 2 млн тонн в год. Для этого «Норникель» собирается расширить терминалы в Дудинке и Мурманске, чтобы они смогли «переварить» такой объем.
Переносом медного производства из Норильска в КНР металлурги решают и еще одну задачу. Дело в том, что крупнейший экологический проект компании — «Серная программа» — в том виде, в каком он реализован на Надеждинском металлургическом заводе (Норильск), по признанию г-на Потанина, является абсолютно неокупаемым, поскольку получаемый в результате гипс [уловленная сера превращается в серную кислоту, которая потом нейтрализуется с получением гипса] в итоге хранится на гипсохранилище, а не идет в оборот (да и цена его не то, чтоб велика). Кстати, сказать, вторым этапом «Серной программы» должна была стать экологическая модернизация Медного завода. Однако из-за санкций его реализация оказалась под угрозой (запроектированные решения стало невозможно реализовать из-за отказа зарубежных компаний поставлять оборудование российским предприятиям).
Теперь же мы экономически неэффективное и экологически болезненное производство серы переносим в Китай, а взамен получаем возможность продлить нашу цепочку создания стоимости и получить продвинутые компетенции, которые необходимы и компании, и стране. К тому же, перенос позволит нам приблизить товар к месту потребления, и тогда финальный продукт будет продаваться как китайский. А китайский товар гораздо сложнее санкционировать в КНР, чем российский, поступающий в эту страну», — пояснил Владимир Потанин.
После «переезда» площадка Медного завода пустовать не будет там планируется развернуть производственно-логистический комплекс, где будет складироваться и готовиться к отправке металлический концентрат, а также будут производиться [по технологии 3D-печати] детали, необходимые Норильскому промрайону.
Людей же, сейчас работающих на МЗ, обещают трудоустроить на предприятия группы. Как рассказал Владимир Потанин, на Медном заводе сейчас работает около 2 тыс. человек. При этом ежегодно «Норникель» нанимает в Норильске порядка 4 тыс. сотрудников. Плюс, запуск новых производств на площадке МЗ актуализирует спрос инженеров и специалистов в сфере ИТ, удовлетворять который будут за счет сотрудничества с Заполярным государственным и Сибирским федеральным университетами.
Трудоустройство работников Медного завода, которые заняты именно на плавильных участках — это единственно „тонкое место“ этого проекта, которое я вижу. Но, по опыту закрытия Никелевого завода в 2016, я уверен, что у „Норникеля“ не возникнет с этим больших проблем. Сама компания планирует расширять производство в НПР, в том числе в добыче и обогащении, и НМЗ не хватает специалистов-металлургов. Люди сегодня готовы переобучаться и работать в компании дальше, пусть и на других участках», — говорит Сергей Шахматов, сопредседатель Российской экологической партии «Зеленые».
Читайте также:
Первая линия «Серной программы» в Норильске почти вышла на 100% производительности
«Норникель» подвел первые итоги работы своего главного экологического проекта в Норильском промрайоне.
Норильские металлурги вошли в Китайский водородный альянс
Наработки «Норникеля» в области водородной энергетики заинтересовали международных экспертов в этой области.
«Норникель» до 2031 вложит в экологию более полутриллиона рублей
Компания обновила свою экостратегию, с учетом актуальной ситуации в России и мире. Недавно ее утвердил совет директоров металлургического концерна.