Екатерина Демина: «Эффект чужака» — огромная сила
Основой и вдохновением для бизнеса может быть разное «топливо». Для Екатерины Деминой, совладельца федеральной компании «СушиSell», им стал переезд в Красноярск.
Колонка написана по итогам выступления на паблик-толке, который состоялся 3 июля. Он прошел во время пикника «Бизнес!Air» издания «Деловой квартал». В этом году бизнес-толк объединил истории предпринимателей на тему «Бизнес в Красноярске. Почему я это делаю?».
Екатерина Демина
совладелец федеральной компании «СушиSell»:
— В 2012 мы с мужем решили основать бизнес в Красноярске. Целенаправленно приехали запускать дело в сибирский миллионник. Жили тогда в Санкт-Петербурге, где было множество суши: кафе, доставки, и так далее. И казалось, что откроем для Красноярска это все. Отличная идея!
За год накопили 450 тыс. рублей, отказывали себе во всем. Это были все наши деньги. Вещи отправили контейнером, сами полетели на самолете. И оказалось, что в Красноярске тоже есть жизнь! И суши тоже есть, причем достаточно много — около 20...30 компаний. Никакого предпринимательского опыта, конкуренция пугала. Но отступать было некуда — мосты сожгли, с работы уволились.
В Питере тогда роллы стоили очень дешево, а в Красноярске были очень дорогими. Мы начали строить бизнес, но сделали ставку не только на суши, но и на доступность. Единственное, что нас отличало от других – цена. В 2013 мы продавали суши килограммами, и килограмм стоил 550 рублей. Например, тогда один ролл у конкурента стоил 300 рублей. Представляете, как сильно мы демпинговали? Кстати, может быть, слова мы такого и не знали — что не мешало воплощать именно такую политику. По ощущениям, нас за это многие невзлюбили. А кому понравится, если конкурент так сильно уронит цену?
Итак, почему мы переехали с мужем в незнакомый город? Ответ очень простой. У нас была просто огромная жажда денег и свободы. И, действительно, этой самой свободы три года было столько...
Знаете, когда я работала в найме — были выходные. Когда запустили свой бизнес первое время работали вообще без выходных. Причем всей семьей. Я, муж, мой брат. И поваром, и администратором, и курьером. Несколько лет подряд для меня любимым днем было 1 января, когда была просто спокойная работа, без форс-мажоров. Идеально.
Помню, как-то доставляла суши в общежитие в Зеленой Роще. Вечер, зима, абсолютная темнота здания. Стою с сумкой наперевес, с буквально трясущимися поджилками. Понимаю, что нужно подняться на восьмой этаж. Общежития, конечно, бывают разными — и это было таким, что и мужчина, наверное, испугался бы. А я женщина весом 47 кг. Было очень страшно.
Но даже такие ситуации не останавливали. Потому что было совершенно понятно, почему мы приехали в этот город и строим здесь бизнес.
Давайте честно, каждый из начинает это делать потому, что хочет другого уровня жизни для себя и для своей семьи. Это как в самолете: сначала кислородную маску на себя, потом на ребенка. И в бизнесе мы сначала обеспечиваем базовые потребности себе, близким, сотрудникам, доводим услугу или продукт до высокого уровня.
И только потом переходим на другой уровень, начинаем мыслить другими масштабами. Ставим более высокие цели, которые могут что-то серьезно изменить в жизни множества людей.
Сейчас «СушиSell» в Красноярске — это 18 филиалов, ежемесячно мы готовим более 60 тыс. заказов. В масштабах сети это 119 филиалов в 90 городах России. И наша глобальная цель — открыть 500 филиалов. И для меня 500 филиалов — это не просто выручка. Это 500 предпринимателей, которые с нашим бизнесом выйдут на другой уровень своего развития. И это 500 маленьких городов, в которых улучшится сервис: тем, кто с нами сотрудничает, задаем высокую планку работы.
Это действительно масштабное дело. Уверена, создать его нам помог переезд в Красноярск. Такой шаг дает очень много «топлива». Ты лишаешься привычного окружения и представлений о себе самом. Контекст, в котором все ясно и комфортно, исчезает. Но именно это дает огромную энергию. Назовем это «эффектом чужака».
Быть новичком в другом городе не очень-то приятно. Представьте, прямо сейчас вы лишились всех друзей, приятелей, связей, которые нарабатывали годами. Тебя не все любят, смотрят свысока, кто-то делает ставки — как долго протянет твой бизнес. Но именно этот самый «эффект чужака» позволяет быть решительнее, смелее, сильнее, быть более честным с самим собой. Поэтому я призываю вас: не бойтесь выходить за рамки, быть чужаками. В этом есть огромная сила.
Читайте по теме:
Александр Васильев: «Застройщик должен думать не домами, а городом»
Застройщик не просто возводит жилье — он формирует отношение людей к своему городу. О том, куда это ведет Красноярск рассказывает Александр Васильев, директор по маркетингу группы «СМ.СИТИ»
Вложиться в лидеров будущего: как частное образование меняет Красноярск
Частное образование — привилегия или новая норма? Ключевые игроки отрасли о том, как обучение влияет на ценности, мышление и навыки, и благодаря чему образование в Красноярске выйдет на новый уровень.
Ольга Коростелева: 400-летие Красноярска станет драйвером для инвестиций и новых проектов
Большой юбилей Красноярска станет магнитом для больших инвестиций. Ольга Коростелева (Корпорация развития Енисейской Сибири) — об инвестпотенциале и инвестперспективах города и Красноярского края.
Роман Одинцов: Мы получили шанс оставить свой след в развитии Красноярска
Какие возможности 400-летие города открывает перед бизнесом и властью, и станет ли юбилей реперной точкой в развитии Красноярска? Для DK.RU рассказывает Роман Одинцов, первый заместитель главы города.
Юлия Грибанова: Норильск в новом контексте
Норильск – один из важнейших городов на экономической карте Красноярского края. Сейчас в нем проходят масштабные изменения.
Юлия Филатова: Туризм – драйвер развития Красноярского края
Каким образом повышение уровня туристической отрасли влияет на бренд и экономику региона, рассказывает Юлия Филатова, заместитель руководителя администрации губернатора Красноярского края.
Елена Южакова: Инвестируя в социальные инициативы, РУСАЛ меняет качество жизни
Крупное предприятие в жизни миллионника — не только ключевой налогоплательщик и работодатель. Елена Южакова (РУСАЛ) о том, как производства могут стать акторами в развитии города и его среды.