Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла»

Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла»
Иллюстрация: предоставлено пресс-службой Красноярского драматического театра имени Пушкина

О мультижанровых и междисциплинарных проектах в современном театре, летних премьерах, возрождении фестиваля «ДНК» и факторе коммерческого успеха — в интервью главного режиссера «Пушки» DK.RU.

Искусство чутко реагирует на социальные изменения и трансформацию запросов общества. Как актуальные обстоятельства отражаются на современном театре, почему режиссеры стремятся к слиянию жанров, и какие эксперименты оправданны? Об этом мы говорим с Олегом Рыбкиным, главным режиссером Красноярского драматического театра имени Пушкина.

Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла» 1

«Коварство и любовь» стал одним из самых титулованных спектаклей фестиваля «Театральная весна»: что обеспечило ему такой успех у экспертов? И насколько он востребован зрителями?

— Когда создаешь спектакль, вообще не думаешь, каким образом его оценят — ты просто делаешь то, что у тебя получается вместе с артистами и художниками. 

Но постановку действительно признали достойной работой: в рамках «Театральной весны» мы получили несколько очень важных для нас наград. Это и «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль в драматическом театре», «Лучшая мужская роль второго плана», и специальный приз фестиваля от жюри фестиваля за роль Луизы. Кроме того, «Коварство и любовь» принес нам победу в номинации «Лучшая работа режиссёра» и специальный приз Ассоциации театральных критиков. Конечно, мы рады этому успеху.

Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла» 2

Зритель тоже очень любит этот спектакль: он динамичный, энергетически насыщенный и рассказывает о вещах, которые волнуют зрителя — это самое важное. 

В конце марта в театре оперы и балета состоялась премьера «Кругосветного путешествия в мир танго» — почему вы решили присоединиться к этой постановке?

— Это авторский проект главного дирижера Красноярского театра оперы и балета Дмитрия Юровского: у него была идея, выраженная музыкально, хореографически и сценарно. А я просто помог соединить эти компоненты и добавить драматическую составляющую — историю композитора Астора Пьяццоллы, рассказанную нашим артистом Эдуардом Михненковым.

Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла» 3

Иллюстрация: Красноярский театр оперы и балета / Евгений Корюкин

Для меня эта коллаборация с оперно-балетной структурой довольно необычный эксперимент — такого опыта в моей практике еще не было, и я с радостью познакомился с этим не совсем привычным для меня миром.

А что насчет новых проектов в вашем театре? Например, в рамках «Пушки+», если речь об экспериментах?

— Летом планируем выпустить «Ромео и Джульетта. Модель для сборки» — достаточно мультижанровое представление, которое создает режиссер Надежда Столбова. В нем будут заняты артисты разных театров, так как собираемся интегрировать в постановку балетные и вокальные номера.

Произведение «Ромео и Джульетта» воплощено во множестве форм и жанров, и разумеется, есть сама пьеса Шекспира: мы попробуем разобрать и собрать заново эту историю. Это эксперимент и с сюжетом, и с реализацией, поэтому мы делаем эту постановку на сцене «Пушка+».

Площадка для этого и создана — чтобы мы могли проверять свои идеи.

Ждать ли в этом году фестиваля «Драма. Новый код»?

— Мы проводили его девять раз, и все это время он был важным событием для региона. Для страны, наверное, тоже: «ДНК» значился в пятерке самых заметных драматургических фестивалей. Каждый проходил с обсуждениями текстов, со включенностью зрителей и критиков, и это была важная обратная связь.

Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла» 4

Возможно, в этом году попробуем его вернуть — ориентировочно в июне. Может быть, фестиваль пройдет не в таком объеме, как обычно: не исключено, что ограничимся несколькими текстами, над поиском которых сейчас работаем. Но попытку его возрождения все же предпримем, несмотря на то, что актуальная драма сейчас в несколько замершем состоянии.

Есть ли в планах на новый театральный сезон работа с текстами современной драматургии?

— Современная драматургия сейчас довольно сложная — текстов, достойных полноценного воплощения на большой сцене, я пока не вижу. Но это не значит, что они не появятся: мы, как всегда, надеемся.

Думаю, дело в том, что сейчас среди драматургов некий период затишья. Возможно, необходимый для осмысления того, что происходит сегодня с нами.

И перенос этого опыта в слово тоже займет время, конечно.

Как сейчас преображается коммуникация театра со зрителем? И чего зрители хотят от театра сейчас?

— Это зависит от спектакля. Например, есть постановка «Ножницы», где зритель становится участником расследования, и решение о том, как оно закончится, принимается совместно с ним, поэтому в спектакле несколько вариантов финала. Та же сцена «Пушки+» предполагает более близкий контакт со зрителем, как в спектакле «Маленькие трагедии» — действие происходит буквально «на коленках» у зрителей, и от этого меняется и способ существования артистов.

Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла» 5

А если говорить о потребностях зрителей — думаю, мог бы ответить вам словами Шекспира из пьесы «Двенадцатая ночь»: «Все ветер и дождь, и все те же комедии ставит он, и публике нужно одно и то ж». С нюансами, конечно, которые возникают в зависимости от времени и обстоятельств, но фактически люди приходят либо поплакать, либо посмеяться. Ну либо подумать, а в лучшем случае — все сразу.

В интервью «Петербургскому театральному журналу» вы говорили, что вам понравилась свобода сибирских театров — а в чём она проявляется? Кажется, с точки зрения возможностей их больше как раз в театрах Центральной России.

— В то время, когда я приехал в Сибирь, режиссеру моего возраста в Москве получить какую-либо постановку виделось чем-то невозможным. Театры были очень осторожны к молодежи. Здесь же я в 33 года стал главным режиссером одного из крупнейших театров Сибири «Красный факел» в Новосибирске. Сейчас совершенно другой мир, главными режиссерами становятся и выпускники, но тогда это было действительно гораздо большей степенью свободы.

В новосибирском «Красном факеле» вы впервые поставили пьесы, которые не шли в России — случилось ли такое в «Пушке»?

— Конечно, и не раз. На сегодня единственное такое произведение, которое идет только у нас — «Мы, герои» по пьесе французского драматурга Жан-Люка Лагарса.

Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла» 6

Долгие годы у нас шла постановка «Алиса едет в Швейцарию»: нелегкая история об эвтаназии и том, может ли человек принять на себя функцию бога.

Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла» 7

На сегодня это, пожалуй, все, что можно вспомнить из подходящего — а «Мы, герои» еще и увидеть.

В 2019 в интервью «Деловому кварталу» вы говорили, что художник не должен бояться оскорбить чьи-то чувства — актуальна ли эта позиция сейчас?

— Кажется, уже нет. Теперь мы все же периодически сталкиваемся с оскорбленными чувствами: кто-то видит в спектакле то, чего в нем не закладывалось, и театр вынужден объясняться со зрителями. Здесь несколько вариантов ответа на вопрос, почему так вышло. Либо зритель не самым внимательным образом читает аннотацию к спектаклю — о чем это и куда он идет — и возникает история обманутых ожиданий, либо мы недостаточно внятно доносим свою позицию. Поэтому сейчас стараемся быть максимально ясными и четкими в своих посылах, чтобы зритель не сталкивался с неоправдавшимися надеждами.

Возможен ли сейчас тот «новый российский театр», о ростках которого вы говорили несколько лет назад?

— Очевидно, должно прийти новое поколение режиссеров: XX век стал веком режиссерского театра и этого никто не отменит.

В этом наша надежда на обновление форм, методов и способов взаимодействия со зрителем и на новый театр как таковой. Может быть, они смогут так, как не получилось у предыдущего поколения.

Семена театра, соотносимого с современной действительностью, были заложены, но видимо, сейчас действительно время осмысления, которое происходит и у зрелых мастеров, и у тех, кто только начинает путь в профессии.

Коммерческая успешность спектакля для вас всегда показатель действительно стоящей работы в том числе как для художника?

— Безусловно нет. Коммерческая окупаемость не главное, но это важная составляющая. Собственно, благодаря некоторой сбалансированности между сложностью спектаклей и зрительской востребованностью мы сейчас существуем и работаем при полных залах.

Олег Рыбкин: «Современная драма сейчас замерла» 8

Те же комедии, на которых зритель имеет право просто развлечься, реализуют зрелищную функцию театра, и оставлять репертуар без таких спектаклей бессмысленно. Но в то же время хорошо, когда комическое сочетается с важными вещами, которые театр хотел бы сказать зрителю или заставить его подумать о чем-то, совершить внутреннюю работу.

Должен ли современный театр «приучать» зрителя к определенной планке искусства и уровню его восприятия?

— Ставить такую задачу специально нельзя: это восприятие в любом случае зависит от внутреннего понимания культуры театра. А оно возникает благодаря усилиям многих людей. По сути, это процесс самостоятельный, но с другой стороны, он запускается только при большой совместной работе и комплексном подходе всех участников театральной среды, от Кукольного театра и ТЮЗа до нас.

Любовь к культуре не придет сама по себе, но и насильно не появится — должна быть потребность самого человека и качественный проводник. Просто так сюда никого не затянуть, да и слава богу.

В итоге мы же все равно про сегодня ставим, даже если это «Капитанская дочка» или «Горе от ума»: чувства существуют вне зависимости от времени и в любом случае составляют огромную часть нашего культурного кода.

Иллюстрации для материала предоставлены пресс-службой театра имени Пушкина

Читайте далее:

С Ковчега на премьеру: куда сходить в Красноярске 20...26 апреля 2024

Любовь по-французски, концерт при свечах, последние дни «Солнца», музыка родом из Хогвартса, Астафьев в театре — главные культурные события Красноярска в афише DK.RU.

Юлия Чанчикова: Пушка+ — это шкаф, ведущий в театральную Нарнию

Новая театральная площадка Пушка+ — манит театралов и тех, кто раньше среди любителей драматического искусства замечен не был. Почему это происходит, — разбиралась Юлия Чанчикова.

Лера Афонина: Для театральных экспериментов нужно прокачивать «мышцу смелости»

«Пушка+» открылась недавно, но уже стала одним из самых модных проектов Красноярска. Как работать с культурным пространством, чтобы оно вызывало жгучий интерес, рассказала арт-директор Лера Афонина.

В «Пушке» рассказали о подготовке нового арт-дефиле «Метабарокко»: детали DK. RU

Команда проекта, который реализуется в пространстве «Пушка+», поделилась подробностями о создании образов — специально для арт-дефиле их разработали стилист Крис Андерс и дизайнер Наталья Чердынцева.

Режиссер из Санкт-Петербурга поставил спектакль для красноярской «Пушки»

Премьерные показы постановки «Время женщин» пройдут в апреле и мае. В актерском составе — два народных и четыре заслуженных артиста РФ. Спектакль создан по роману-победителю премии «Русский Букер».

Наталья Сипетая: Бизнес и культура. Как выстроить партнерство?

Как и кому сделать предложение о партнерстве, не вызывая раздражения с той стороны, и какие ошибки ведут к провалу? Рассказывает Наталья Сипетая, продюсер культурных событий, в колонке для DK.RU.

Самое читаемое
  • Свердловские власти выделят 5 млрд руб. на бюджетников — они смогут зарабатывать большеСвердловские власти выделят 5 млрд руб. на бюджетников — они смогут зарабатывать больше
  • Скандально известный коммунальный бизнесмен из Екатеринбурга задержан в ЧелябинскеСкандально известный коммунальный бизнесмен из Екатеринбурга задержан в Челябинске
  • В Екатеринбурге продается офис компании «Сима-ленд» за 2,36 млрд руб.В Екатеринбурге продается офис компании «Сима-ленд» за 2,36 млрд руб.
  • Роковой август: финансовые аналитики оценивают перспективы российской валютыРоковой август: финансовые аналитики оценивают перспективы российской валюты
  • Уральская фирма сошьет ретро-форму звездам мирового хоккея на матч «The Magic Game»Уральская фирма сошьет ретро-форму звездам мирового хоккея на матч «The Magic Game»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.