Варенье из снов в твоей голове: о чем первый поэтический перформанс в Пушке+
Этой осенью новое пространство Пушка+, которое стало территорией эксперимента для Красноярского драматического театра имени Пушкина, открыло сезон перформативным спектаклем «Странные сны. Всегда».
Постановка вошла в пул режиссерских работ артистки театра Аси Малевановой. Материалом стали стихотворения красноярской поэтессы Екатерины Малиновской. А еще — закипающее варенье, осколки субъективной памяти и наш личный космос.
Каждого зрителя встречает маленький мешочек, перевязанный белой лентой: он пахнет терпкой сладостью, внутри перекатывается острое и твердое. Персональный оберег — и в то же время реквизит спектакля. Из темноты сценического пространства выдвигаются словно уже забытые предметы: дачный умывальник и потускневший кофейник, забитая гранеными стаканами раковина, цветы со стянувшимися лепестками, знакомые с детства стеклянные банки, таз и сахарница. Все они покрыты тонким, но ощутимым сквозь расстояние зала, слоем пыли — такими мы обычно видим вещи там, где долго никого не было. Или когда проваливаемся в накатывающую душной волной дрему, и из этой тени к нам плывет что-то со дна сознания.
«Мне снятся странные сны
Как будто бы мы влюблены всё больше
Как будто бы пол становится тоньше
Как будто бы Я это больше не я
Как будто Земля обрела края
И все мы за руки тихо плачем
И прыгаем вниз в голубую тьму
Я чувствую скоро я всё пойму»
Действие начинается так же внезапно, как возникает ощущения падения в засыпающем теле. И вот из умывальника вместо воды вытекает песок, блестящая скатерть превращается в траурную пеленку, а стекло становится линзой-пропуском в текучую иллюзию.
В «Странных снах» мы видим только женщин, и здесь они становятся всем: томной Ахматовой и оглушительной Цветаевой, маленькой девочкой и матерью, свободой и смертью. Они не ведут нас сквозь пространство, а оставляют этот путь нам самим. Рядом с нами падают звезды, качаются ветки и катятся жемчужины, проплывают медузы, черные и красные ленты в косах превращаются в веревки. И если обычно во сне мы выбираем летать или любить, то здесь можем лишь смотреть на то, как в сонном зазеркалье читают стихи, лепят вареники, взбираются по стремянкам, мешают медленно нагревающееся варенье, вспоминают и умирают.
А сон крадучись становится маленькой комой, и вот героиню — неизменно хрупкую и трепетную — вкатывают прямо на обеденном столе в операционную.
«исчезают полые стены
картонное первое тело лежит
второе не спит высоко летит
быстро летит далеко глядит
хоп и за крыши край зацепилось»
«Странные сны» не разворачиваются в одном пространстве: оно трансформируется с каждым новым стихотворением, и строчки вновь и вновь струятся по черным стенам. Да, здесь пишут белым по-черному — но таковы правила сонного царства. Внутри него от пола до потолка расползаются тени: огромные, но совсем не страшные фигуры родом из детства.
— А что мне хотят сказать?
— Ты сама все знаешь.
И вот сон становится космосом по всем правилам жанра: с серебристыми комбинезонами, мутнеющими от дыхания скафандрами и прощальными взмахами. Вокруг светает. Пространство искрится и переливается, а под пальцами перекатывается бусина, хрустит звездочка бадьяна, скользит кусок призмы, которая превращает взгляд в слова. Но конец спектакля — не финал этого лихорадочно-меланхоличной дремы.
На выходе из зрительного зала — портал из двух гибких веток. На маленьких карточках каждый может оставить пожелание о том, что он хотел бы увидеть во сне сегодня. Специально для этого в мешочке есть маленький карандаш. Мама, пшеничное поле, знак судьбы, мечта, ангелы, счастье... А оберег превращается в артефакт, который напоминает, что космос разворачивается вокруг нас, как только мы закрываем глаза.
«это страх это страх это страх да довольно-таки страшно когда умный добрый красивый мужчина аккуратно складывает сумочку на асфальт и прыгает вниз в Енисей
это боль это боль это боль это новая сильная боль когда близкий друг, Питер, бухло, драка, разные странные раны, гной, сепсис, реанимация, быстрая глупая смерть
это дичь это дичь это дичь невероятная человеческая безумная, да так, что только и ждёшь хоть бы всё это кончилось как в фильме Меланхолия и я бы всё сделала как Кирстен Данст»
А вам снятся странные сны?
Иллюстрации: Красноярский драматический театр имени Пушкина
Больше о культурных событиях Красноярска читайте здесь:
Увидеть и почувствовать больше: афиша ноября `2024 в Красноярске
Главные премьеры и знаковые выставки, большие гастроли и редкие концерты — «Деловой квартал» делится обзором событий, которые сделают ноябрь в Красноярске ярким и запоминающимся.
Погружение в сны, Север и сказки: какой будет и где пройдет Ночь искусств в Красноярске
2...4 ноября в Красноярске запланированы множество событий, посвященных всероссийской акции «Ночь искусств». Их темы, программы и локации собрали в специальном обзоре «Делового квартала».
Артефакты тысячелетий, шаманы, запахи Древней Сибири, путь к истокам. О чем «Сны Сибири»?
Чем уникальна экспозиция в масштабе страны и что поможет понять ее глубже, «ДК» рассказали Анастасия Кистова, директор художественного музея, и Сергей Ковалевский, арт-директор «Площади Мира».
От PR-среды до гастролей МХАТа: календарь событий Красноярска в октябре...декабре
Собрали топ событий, которые будут проходить в Красноярске с октября по декабрь включительно. Премьеры и новые выставки, гастроли и гала-концерты, форумы и церемонии — в специальном календаре DK.RU.
«Башня» и «Сибирский ананас»: художники рассказали о вкусе ресторанов Красноярска
Современные художники представили красноярцам свой гастрономический опыт в нестандартном воплощении.
Балет «Спартак» восстановили в Красноярском театре оперы и балета: первые фото спектакля
Постановка не шла в Красноярске более 10 лет. Премьерные показы прошли 18...20 октября, в следующий раз спектакль появится на сцене только в феврале 2025. Показываем фрагменты знакового произведения.
Наталья Сипетая: Ярмарки искусства — трансфер смыслов и центр бизнес-идей
Как красноярские художники продаются на федеральных ярмарках и куда ехать в поисках актуального искусства в 2024 — в колонке Натальи Сипетой, основателя красноярского Клуба коллекционеров, для DK.RU.
Красноярская филармония в поиске нового директора: какие требования?
Министерство культуры края проведет конкурс на должность, которую ранее занимал Евгений Стодушный.
Каждый пятый посетитель Национального центра Астафьева оказался из Москвы
Цифровая экосистема МТС с помощью геоаналитической платформы Геоэффект проанализировала посещаемость Национального центра Астафьева после его открытия.
Александра Урсуляк: На голой земле русского театра начинают прорастать новые имена
Спектакль без персонажа, навык любить, новая эпоха театра, цензура и точка правды в современном искусстве — в интервью Александры Урсуляк, актрисы московского театра Пушкина, «Деловому кварталу».