Евгений Гранкин: Налог на бездетность и повышение НДФЛ — стимулы или иллюзии?
Почему налоги для бездетных и богатых — инструменты, которые, вероятно, не будут работать в декларируемом формате, объясняет Евгений Гранкин, серийный предприниматель, в колонке для DK.RU.
Идея налога на бездетность не нова: в Советском Союзе в период 1941...1992 существовал так называемый «налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан». Он взимался с мужчин 20...50 лет и женщин 20...45 лет, если они не имели детей. Несмотря на экономическую мотивацию для пополнения бюджета государства, эффект на демографию был небольшим: рождаемость определяют не налоги, а социальные и культурные факторы. Сегодня идея возродить налог на бездетность снова обсуждается, но вызывает множество вопросов.
Высокая рождаемость характерна для стран с низким уровнем жизни, где дети воспринимаются как гарантия стабильности в старости. За последние 30 лет уровень доходов населения в России возрос — мы уже входим в пятерку ведущих экономик мира по паритету покупательной способности. Как следствие, с ростом уровня жизни и улучшением социальных гарантий, необходимость иметь много детей для обеспечения старости снизилась. В современном обществе решения о деторождении все больше зависят от личных ценностей, уровня уверенности в будущем и условий жизни.
Я глубоко убежден, что дети должны рождаться и жить в атмосфере любви и заботы, а не ради денег. Если человек морально не готов к созданию семьи или не встретил подходящего партнера, налог не изменит его решения. Даже если он будет введен — вероятность чего я считаю очень низкой — скорее всего, тут же начнутся попытки его обхода, и коррупция может стать еще одной проблемой. Представьте огромный теневой рынок, который сформируется вокруг схем по фиктивному изменению семейного статуса или имитации бесплодия?
С позиции финансиста и владельца кредитной организации могу четко сказать: экономические стимулы к рождению детей уже присутствуют в нашей системе. Такой критерий, как семейный статус заемщика, имеет большое значение при расчете кредитного рейтинга.
Банки принимают во внимание, женат человек или нет, и есть ли у него дети, поскольку семейные люди кажутся более стабильными и ответственными. Они реже склонны к рисковым действиям, что положительно сказывается на вероятности возврата кредита. Соответственно, семейные заемщики могут получать более выгодные условия и ставки. Страховые компании действуют по схожей логике: наличие семьи и детей снижает риск в глазах страховщика, что также влияет на стоимость полисов.
В своей практике я часто наблюдаю, как такие финансовые решения влияют на экономическое положение людей. Семьянин с долгим браком и детьми имеет преимущество перед холостяком, но если декларируемый доход не соответствует количеству детей в семье, это может негативно повлиять на оценку заемщика.
Однако материальные выгоды от создания семьи — только часть картины. Есть еще и нематериальные, но весьма значимые преимущества, особенно для многих бизнесменов: семейный статус является пропуском в другой клуб.
Детские сады, школы и особенно родительские чаты — мощные инструменты для выхода на новый уровень. Если правильно выбрать садик и школу, через участие в общественных мероприятиях и обсуждения в родительских группах формируются связи, которые могут открыть двери в важные профессиональные и социальные круги.
Лично я осознал значимость этого опыта только спустя годы. Долгое время я был холост, и мне казалось, что все прекрасно. Но в какой-то момент понял, что для успешного ведения бизнеса нужен другой социальный статус. Это понимание продвинуло меня на пути и к женитьбе, и к тому, чтобы завести ребенка. Дети — как дополнительный MBA: они открывают новые знания, знакомства и перспективы. Мудрые люди это осознают.
Что касается повышение налога для богатых, то и его эффективность также вызывает сомнения. По-настоящему обеспеченные люди редко получают доход в форме, облагаемой НДФЛ. Их богатство сосредоточено в капитализации компаний, в активах и акциях, а расходы легко оптимизировать с помощью налоговых стратегий.
Роскошные автомобили приобретаются в лизинг и оформляются на компании, что позволяет экономить на налогах. Зарубежные поездки учредителей проходят в бухгалтерской отчетности как командировки и тоже идут на расходы. Законодательство большинства развитых стран позволяет минимизировать влияние ставки НДФЛ на состояние отдельно взятого ультрабогатого гражданина.
Также этот налог не коснется тех, кто работает в качестве ИП. В результате повышение НДФЛ ударит по представителям среднего класса, работающим в найме, которых в России немного. Основная часть населения с доходами ниже 200 тыс. рублей в месяц не почувствует этого налога.
Возможно, идея таких налогов рассчитана на стимулирование бизнеса. Наемным работникам трудно регулировать налоговые отчисления, но предпринимателям доступно множество опций. В России существуют различные налоговые режимы — для самозанятых, патенты, упрощенная система. Если вас беспокоит, что заработную плату начинают затрагивать высокие налоги, то можете рассмотреть предпринимательство как вариант.
Больше колонок от экспертов DK.RU:
Евгений Гранкин: Инфляция может и должна работать на нас
Как уберечь деньги и заработать на инфляции? Какие инструменты помогут справиться с этим вызовом и приумножить капитал — в колонке Евгения Гранкина, серийного предпринимателя, для DK.RU.
Антон Шаталов: Это ужасное КРТ?
Какое будущее ждет КРТ в Красноярске и способен ли этот механизм изменить подход к преобразованию города — в колонке Антона Шаталова, архитектора и управляющего партнера компании «Проектдевелопмент».
Наталья Сипетая: Ярмарки искусства — трансфер смыслов и центр бизнес-идей
Как красноярские художники продаются на федеральных ярмарках и куда ехать в поисках актуального искусства в 2024 — в колонке Натальи Сипетой, основателя красноярского Клуба коллекционеров, для DK.RU.
Егор Задереев: Почему проблема летнего и зимнего смога в Красноярске не решается?
Известно два основных типа смога — зимний (или лондонский) и летний (лос-анджелесский). Красноярск — это город-«счастливец», где есть все составляющие и зимнего и летнего смога.
Ярослав Моргунов: Маркетинг поколений: чем отличается Х от Альфы?
Современный маркетолог должен не только сегментировать аудиторию, но и понимать, кто является ее ядром. Кто будет покупателем продукта или услуги?
Олеся Волкова: Как распознать подростковую депрессию и не потерять собственного ребенка
Молодой человек прыгнул с крыши, сбежал из дома, бросил учебу... Кажется, новостей о подростках, психическое здоровье которых находится на грани или надломлено, в последнее время все больше.
Андрей Шевелев: «Красноярск нуждается в «ревитализации»
Частные инвестиции в РФ рассматриваются в плоскости сохранения и приумножения капитала. Но мировой тренд активно разворачивается в сторону социально-преобразующих вложений, или импакт-инвестирования.
Евгений Гранкин: Повышение ипотечной ставки — охлаждение рынка и его стресс-тест
Ключевая ставка Центробанка и ее влияние на рынок недвижимости: кризис или время возможностей? Своим мнением с DK.RU делится Евгений Гранкин, серийный предприниматель.