HR-стратегия `2026: как адаптироваться к новым реалиям бизнеса

HR-стратегия `2026: как адаптироваться к новым реалиям бизнеса
Иллюстрация: «Деловой квартал»

Перед руководителями, менеджментом и HR-подразделениями встает вопрос: как сохранить и нарастить эффективность команды? Разбираемся с Ниной Караваевой, управляющим партнером JTBD консалтинг.

— Растущая налоговая нагрузка, снижение маржинальности, непредсказуемость рынка требуют кардинальных изменений в управлении персоналом и операционной деятельности. По данным hh.ru, 93% компаний в 2025 столкнулись с дефицитом навыков у кандидатов. 68% считают, что эта проблема только усилится в ближайшие пять лет.​ Тренды, которые мы рассмотрим, — не теоретические прогнозы, а реальный запрос бизнеса. Мы выделили их в стратегических диалогах с собственниками и топ-менеджерами, с командами из разных отраслей. Это голос реального бизнеса, обработанный нашей экспертизой в области организационного развития и управления персоналом. 


Тренд № 1. Оптимизация затрат через рост управляемости и эффективности процессов

Снижение маржинальности и новые налоговые решения — реальность, с которой столкнулось большинство компаний в этом году. Традиционная реакция — сокращение персонала, оптимизация расходов на обучение и маркетинг, урезание услуг. Однако более продуктивный подход — критический анализ бизнес-процессов и поиск резервов эффективности.


Парадокс текущей ситуации: оптимизация штата приводит к тому, что высококвалифицированные специалисты вынуждены выполнять рутинные операции, получая большую зарплату за малоценные действия. Вместо этого стоит перераспределить нагрузку. Отказаться от каких-то процессов или автоматизировать их, нужную компании рутину отдать на аутсорс, а внутренних экспертов сосредоточить на задачах, приносящих реальную ценность и прибыль. 

Второй парадокс: перенастроить бизнес-процессы просто некому. Персонал перегружен, а компетенции в такой оптимизации наращиваются долго. Но выделить на это ресурсы сейчас точно стоит — научиться самим или привлечь экспертов. В текущих реалиях значимость этой задачи очень высока. 

Тренд № 2. Гибкость и быстрая перенастройка бизнеса

Мир становится все более неопределенным, и бизнес должен научиться быстро адаптироваться. Чаще клиенты досрочно разрывают контракты из-за изменившихся условий, рыночная конъюнктура модифицируется за считанные месяцы. Жесткие структуры и долгосрочные планы становятся уязвимостью.

Помимо динамического планирования и проектного управления, компаниям необходимо регулярно задавать себе вопросы: От каких продуктов, услуг, процессов можно отказаться, а какие, напротив, приоритизировать? Какие дорогостоящие решения заменить более экономичными? Где можно внедрить автоматизацию и AI-интеграции? 

Руководителям нужно овладевать навыками быстрой перенастройки команд и постановки новых навыков сотрудникам в условиях неопределенности. При этом ключевыми становятся две характеристики: твердые экспертные и профессиональные навыки и гибкость/адаптивность.

Тренд № 3. AI-интеграция как мультиинструмент

AI перестал быть экспериментом и стал необходимостью. Например, в рекрутинге его начинают применять на каждом этапе найма: от написания вакансий и автоматической обработки откликов до валидации кандидатов через AI-ассистентов.

Однако важно понимать ограничения: AI хорошо работает для массовых вакансий, но сложные позиции с точечным подбором требуют личного участия рекрутера. Средний и сеньор-уровень специалистов часто не готов взаимодействовать с AI-ассистентами, предпочитая живого человека.​

При правильной автоматизации компании сокращают рутинные операции и уменьшают затраты на найм до 30%. Рынок HR Tech вырос на 40% в 2024, в 2026 еще 10% работодателей планируют совершенствовать свой IT-ландшафт. 


Тренд № 4. Коллаборация и экосистемное мышление

Стоимость привлечения клиента выросла критически. В ответ на это появляется феномен коллаборации. Компании создают экосистемы вокруг потребителя, объединяясь с партнерами для предложения комплексных решений.

Одним из проявлений этого тренда становится популярность HR-аутсорсинга. Компания получает доступ к команде экспертов по цене одного штатного специалиста среднего уровня. Такая гибкость масштабирования особенно важна в условиях роста затрат на привлечение и удержание клиентов.

Для руководителей возникает важный вопрос: что выгоднее — выращивать новые компетенции внутри или покупать через аутсорс? Ответ зависит от стратегической важности навыка.

Уникальные компетенции, составляющие конкурентное преимущество компании — растим и удерживаем внутри. Универсальные функции смело отдаем на аутсорс, освобождая ресурсы для развития ключевых направлений и партнерских коллабораций.

Тренд № 5. Развитие компетенций и навыкоцентричный подход

Время перестало измеряться должностями — теперь важны роли. Компании должны развивать культуру непрерывного обучения и быстрой адаптации.

Разные уровни компетенций в команде — не проблема, а ресурс. Важно научиться использовать личный опыт каждого сотрудника, создавать условия для обмена знаниями.

Необходимо регулярно привлекать «новую кровь» — людей со внешним опытом, свежим взглядом на процессы.

Что в итоге?

Руководителям критически важно развивать новые компетенции, особенно в области технологий. AI становится новым требованием, которым должны владеть все.​ По данным hh.ru, количество вакансий с упоминанием AI в России выросло с 463 в 2021 до 4209 в 2025. Это свидетельствует о критической потребности рынка в специалистах, готовых работать с новыми технологиями.​

 Важно понимать, что операционная эффективность больше не противоречит стратегическому развитию.

Оптимизация процессов через аутсорсинг и автоматизацию высвобождает ресурсы для инноваций. Рынок переходит со спешной оперативной работы на стратегическое планирование и удержание персонала через его профессиональное развитие и внутреннюю ротацию кадров.

Это означает, что компании, которые инвестируют в сотрудников и сочетают глубокую экспертизу с гибкостью мышления, выйдут из текущего кризиса сильнее и конкурентоспособнее.

Читайте по теме:

Медицина, образование, промышленность Красноярска: заменит ли ИИ человека?

Возможно, уже в недалеком будущем пользователи будут выполнять 90% действий через ИИ-агентов. Готовы ли разные сферы «передать руль» искусственному интеллекту?

Сколько времени красноярцы тратят на поиск работы в 2025

Как меняется срок, необходимый жителям Красноярского края для трудоустройства, и каким образом на это влияет возраст соискателей — рассказываем на DK.RU.

В Красноярском крае начался рост безработицы

Ее уровень остается одним из самых низких в Сибирском федеральном округе, но, в отличие от большинства регионов РФ, растет.

Стратегический ресурс или вынужденная мера? Бизнес Красноярска о найме сотрудников 55+

Острый дефицит на рынке труда заставляет работодателей отказываться от лишних барьеров при найме и лояльнее относиться к соискателям старшего и пожилого возраста.

Дело-тюрьма: зачем бизнес идет в исправительные колонии

Красноярское ГУФСИН уже несколько лет сотрудничает с местными предпринимателями, размещая на площадях колоний их производства.

Плюс 60 тыс. «квадратов»: зачем Красноярску элитные бизнес-центры на спаде экономики

Этот год — переломный для рынка офисной недвижимости Красноярска. Ввод качественных площадей в 2025 показал рекорды, а сам город превратился в точку притяжения для штаб-квартир крупных корпораций.

Охота на линейный персонал: красноярских курьеров «хантят» в другие города

Красноярские курьеры стали лидерами в топе сотрудников, готовых к переезду в другие города. К этому выводу пришли аналитики Авито. Работа.

С глазу на глаз: сотрудники красноярских компаний не хотят публичности в трудовых спорах

Несмотря на то, что рынок труда все больше становится территорией сотрудников, работники красноярских компаний не склонны к публичным разборкам с работодателями.

Самое читаемое
  • Екатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн РоссииЕкатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн России
  • Наталья Зубаревич: «Экономика замедляется или стагнирует — кому как нравится, но это факт»Наталья Зубаревич: «Экономика замедляется или стагнирует — кому как нравится, но это факт»
  • Российские банки начали проверять родственные связи при крупных переводах денегРоссийские банки начали проверять родственные связи при крупных переводах денег
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • «УГМК-Застройщик» построит на ВИЗе четыре высотки и еще один гастромолл«УГМК-Застройщик» построит на ВИЗе четыре высотки и еще один гастромолл
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.