Развитие малых и средних производств в Красноярском крае ограничивается сложностями с промышленной инфраструктурой,что мешает запускать новые предприятия и расширять действующие.
События последних лет потребовали от российской промышленности не только наращивания объемов уже действующих производств, но и открытия новых — чтобы заполнить те товарные бреши, которые возникли после введения санкций. Бизнес откликнулся на этот вызов. Однако одного желания и готовности оказалось недостаточно — нужны места для размещения производств.
Такое мнение он высказал во время бизнес-сессии, посвященной развитию производств в ситуации дефицита промышленной инфраструктуры, который красноярская редакция «Делового квартала» провела в партнерстве с Индустриальным парком. На мероприятие собрались как представители власти и предпринимательских объединений, так и сами промышленники от малого и среднего бизнеса.
Старое и новое
Мысль об ответственности власти в вопросах развития промышленной инфраструктуры звучала во время круглого стола неоднократно. Так, Евгений Афанасьев, заместитель генерального директора Корпорации развития Енисейской Сибири (КРЕС), заметил, что крайне важно создавать все необходимые условия для работы бизнеса, чтобы он имел возможность оперативно начать свою деятельность.
Предприниматели — участники бизнес-сессии подтвердили: проблем с земельными участками, по крайней мере в границах Красноярской агломерации, нет. Сложность в другом — в отсутствии инфраструктуры.
В качестве иллюстрации он привел пример своей компании, которая планирует построить новый завод. Под него есть участок земли в районе Творогово (15 км от Красноярска). Но чтобы просто начать там строительство, сначала нужно серьезно вложиться: провести свет, тепло и воду. По оценке г-на Ганиева, это потребует дополнительных вложений в несколько десятков млн рублей.
С другой, не менее острой проблемой сталкиваются владельцы уже действующих производств, которые расположены на площадях предприятий, построенных в советское время, но по разным причинам закрывшихся. Так называемые заброшенные промзоны часто рассматриваются как места возможного размещения промышленных компаний. Проблема сетевой инфраструктуры там не столь актуальна. А вот состояние самих зданий и поддержание их в надлежащей форме может лечь на плечи предпринимателей весьма ощутимым бременем.
— Когда я смотрю на все эти затраты, нередко возникает острое желание снести все «под ноль». И построить что-то новое, свежее, не требующее такого количества ремонтов и всего остального, — делится г-н Реук.
Нечеловеческая логистика
С нехваткой промплощадей в Красноярске и крае сталкиваются не только производственники. Это становится проблемой и торговых организаций — особенно работающих с большими объемами поставок, например, для строительной отрасли. Как рассказал на бизнес-сессии Владимир Ушаков, исполнительный директор компании «Дедал», поставляющей застройщикам строительные и отделочные материалы, два года назад, когда экономика России начала разворачиваться на Восток, возникли проблемы с доставкой этих грузов по железной дороге.
Для столь значительного увеличения объемов хранимого товара «Дедалу» понадобилось в разы увеличить площадь складов – с 6 тыс. кв. м до (на тот момент) 16 тыс. «квадратов».
— Мы решили, что сейчас что-нибудь быстренько купим, но не тут-то было: оказалось, что в городской доступности устраивающих нас объектов (с железнодорожным тупиком) просто нет. В итоге нам пришлось арендовать несколько небольших помещений и, разгружая товар на терминальных складах КрасЖД на Базаихе и Новой Заре, доставлять его автотранспортом до мест хранения. А это повышенные расходы на логистику. Плюс возникла потребность в дополнительном персонале, которую сегодня быстро не закроешь, — продолжает г-н Ушаков.
О том, что вопрос дефицита промышленной инфраструктуры напрямую связан с проблемой обеспеченности кадрами, на бизнес-сессии говорили многие. Дело в том, что мало построить в чистом поле завод — его еще нужно наполнить людьми, которые будут там работать. Надо как минимум доставлять их до работы и обратно. Но захотят ли они тратить столько времени на дорогу?
Ситуация осложняется еще и тем, что Красноярский край стал привлекательным для крупных инвестпроектов, которые буквально выжимают рынок квалифицированных кадров.
Задачку Мячев решил, запустив производство на территории исправительной колонии (подобная практика существует в красноярском ГУФИСН уже несколько лет). Примерно по тому же пути пошел в решении кадрового вопроса Константин Реук.
С 2020 мы развиваем подобные отношения с ГУФСИН, и сейчас у нас работают 60 человек из их контингента. Мы рядом со своими производственными предприятиями даже построили для них, условно говоря, общежитие, — добавляет эксперт.
Парк для дела
Хорошим подспорьем в решении проблемы нехватки промышленной инфраструктуры могли бы стать промпарки, которые сегодня активно запускаются в стране. Однако до Красноярска и края этот тренд в полной мере докатился лишь в этом году.
— Региональное правительство наконец обратило внимание на проблему развития индустриальных парков. В 2024 в бюджет края заложены первые деньги на развитие их инфраструктуры. Также коллегами из КРЕС разработана большая карта потенциальных промышленных площадок. Да, те 50 млн рублей (деньги, заложенные в бюджет) — это капля в море. Но процесс пошел, — отмечает Александр Сиваев.
В качестве примера, чем могут быть полезны промпарки предпринимателям, г-н Сиваев рассказал, что приведение участка в необходимое состояние в плане инфраструктуры в среднем занимает 15% себестоимости строительства предприятия. Если ставить производство на территории промпарка, у которого уже есть все техусловия (и с серьезным запасом), то можно 15% сэкономить. И это только один пример эффективности проекта.
Статистика говорит о том, что суммарно предприниматель, работая с промпарком, может высвободить до 50% денежных ресурсов. Плюс сокращение сроков запуска предприятия на 3…18 месяцев. Все это позволит производствам развиваться куда эффективнее, — подчеркивает гендиректор «Красного Яра».
Способны промпарки помочь и с проблемой логистики. Как правило, они обладают необходимой инфраструктурой (платформами, ж/д-тупиками и т. п.) и к тому же работают под задачи предпринимателей: при необходимости готовы пополнять ее арсенал — как в части складов, так и средств, необходимых для производства (кран-балки, генераторы и т. п.)
Что же касается кадров, то промпарки нередко располагаются в черте города или рядом с ним (тот же «Красный Яр» занимает бывшие корпуса красноярского завода «Сибсталь» на ул. Щорса). Соответственно, вопрос их доступности для персонала будет стоять менее остро. А экономия средств (см. выше) позволит платить большие зарплаты, что даст возможность конкурировать за сотрудников с крупными проектами.
— Потребность Красноярского края в промышленной инфраструктуре составляет, по разным оценкам, 1,5…1,8 млн кв. м, из которых сегодня закрыто лишь около 10%. Это говорит о том, что потенциал для развития есть. И то, что сейчас делается на уровне федеральной и региональной власти, дает повод верить, что тренд на развитие промплощадок сформировался и начал действовать, — резюмировал Александр Сиваев.
Над проектом работали: Евгений Волошинский, Наталья Машегова, Наталья Повольнова, Юлия Чанчикова
Читайте по теме:
-
Местное торможение: в Красноярске обсудили нехватку проминфраструктуры в городе и крае
Эксперты от власти и производства поделились своим видением проблемы и обсудили возможные пути ее решения.
04.04.2024Новости ДККрасноярск -
Александр Сиваев: Резиденты коммерческой недвижимости хотят сервиса
Главный вызов этого года в сфере управления промышленной недвижимостью стал следствием государственной промполитики.
26.12.2023Новости ДККрасноярск
-
Делаем здесь: в Красноярске определили лучшего производственника года
За победу в этой номинации боролись представители трех разных сфер производства.
07.12.2023Новости ДККрасноярск
-
Эксперты взяли штурмом премию «Человек года `2023»
Эксперты премии «Человек года `2023» встретились за круглом столом, чтобы поменять критерии оценки номинаций. Рассказываем, как это было.
22.09.2023Новости ДККрасноярск